Шланговая задвижка
Реферат
Использование: в арматуростроении. Сущность изобретения: в корпусе с наклоном к продольной оси эластичного патрубка установлены пережимные траверсы. Рабочие поверхности траверс выполнены плоскими. 4 ил.
Изобретение относится к трубопроводной арматуре и может найти применение в качестве запорного устройства на трубопроводах, транспортирующих абразивные среды, а также другие загрязненные пульпы, изнашивающие детали арматуры.
Известна конструкция шланговой задвижки, содержащая эластичный патрубок, размещенный в жестком корпусе, пережимаемый в положении "закрыто" траверсами, движущимися навстречу друг другу в направлении, перпендикулярном оси патрубка [1] Недостатком данной конструкции является увеличение габаритного размера патрубка в момент его пережима траверсами в поперечном сечении и равном полутора диаметрам цилиндрического эластичного патрубка (положение "закрыто", следовательно, в корпусе должны быть предусмотрены полости под уширение патрубка. Однако в положении "открыто" патрубок давлением рабочей среды раздувается и заполняет эти полости корпуса, т.е. патрубок теряет цилиндрическую форму, необходимую для транспортирования абразивных сред, что приводит к быстрому абразивному износу деталей арматуры. Также известно пережимное запорное устройство, содержащее корпус с размещенным в нем эластичным патрубком и траверсы с криволинейными поверхностями, которые компенсируют уширение патрубка при пережиме [2] Недостатком данной конструкции является сложность изготовления траверс с криволинейной поверхностью. Задачей изобретения является упрощение конструкции и технологии изготовления деталей задвижки. Технический результат обеспечивается тем, что в шланговой задвижке, содержащей корпус с размещенным в нем эластичным патрубком, и пережимными траверсами, последние выполнены с плоскими рабочими поверхностями и установлены с наклоном к продольной оси патрубка. При таком расположении траверс не происходит уширения патрубка в поперечном сечении при пережиме его траверсами в положении "закрыто". Это позволяет пережать патрубок в цилиндрическом корпусе, что необходимо для транспортирования абразивных сред. Упрощение конструкции и технологии изготовления деталей задвижки достигается за счет того, что рабочие поверхности траверс выполнены прямолинейными. На фиг.1 изображена задвижка разрез, по продольной оси патрубка; на фиг. 2, 3, 4 поперечные сечения патрубка, соответственно, А-А, Б-Б, В-В на фиг.1 в пережатом состоянии (положение "закрыто"). Шланговая задвижка состоит из корпуса 1, в котором размещен эластичный (например, резиновый) патрубок 2. В цилиндрическом корпусе 1 выполнена полость 3, в которой расположены траверсы 4 и 5 под углом от 20 до 70о по отношению к продольной оси патрубка 2. Задвижка работает следующим образом. В положении "открыто" траверсы 4, 5 разведены таким образом, чтобы патрубок 2 принял форму цилиндра, корпус 1 воспринимает давление рабочей среды. Чтобы привести арматуру в положение "закрыто", траверсы 4, 5 начинают симметрично сближаться с тем, чтобы пережать патрубок 2. Когда стенки патрубка 2 коснутся друг друга, резина начнет вытекать из-под траверс 4, 5. Однако, из-за того, что траверсы 4, 5 расположены под углом (от 20 до 70о) по отношению к продольной оси патрубка 2, в каждом поперечном сечении пережимается часть патрубка 2, что позволяет патрубку не расширяться в поперечном сечении. Ширина полости 3 в корпусе 1, где перемещаются траверсы 4, 5, должна быть меньше двух толщин стенки эластичного патрубка 2. Это необходимо для того, чтобы давление рабочей среды в положении "открыто", т.е. когда траверсы 4, 5 разведены, не выдавило бы эластичный патрубок 2 в полость 3 корпуса 1. Изобретение позволяет уменьшить кавитационный износ патрубка, увеличить цикличность и срок службы шланговых задвижек на абразивных средах.Формула изобретения
ШЛАНГОВАЯ ЗАДВИЖКА, содержащая корпус с размещенным в нем эластичным патрубком и пережимным в нем эластичным патрубком и пережимными траверсами, отличающаяся тем, что траверсы выполнены с плоскими рабочими поверхностями и установлены с наклоном к продольной оси патрубка.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4