Одновинтовое судно

Реферат

 

Использование: в области судостроения, при проектировании и компоновке движительно-рулевых комплексов одновинтовых судов. Сущность изобретения: одновинтовое судно оборудовано замкнутой обтекаемой профилированной наделкой, установленной на кронштейне руля симметрично относительно диаметрально плоскости судна. Нижняя часть наделки представляет собой обращенную в сторону гребного винта кольцевую дугу крылового профиля длиной 60 - 80o с радиусом кривизны, превышающим в 1,1 - 1,3 раза радиус гребного винта, и с центром кривизны, совпадающим с осью гребного винта. Боковыми стенками наделки являются две профилированные стойки, соединяющие кольцевую дугу с корпусом судна. Задняя кромка наделки совпадает с задней кромкой кронштейна руля, а длина наделки равна или превышает ширину кронштейна. Использование изобретения улучшает управляемость судна с большим коэффициентом общей полноты (выше 0,75) при сохранении возможной грузовместимости и формы обводов корпуса судна. 1 ил.

Изобретение относится к области судостроения и касается вопросов проектирования движительно-рулевого комплекса одновинтового судна с малым отношением длины L к ширине В и большим коэффициентом общей полноты.

Увеличение полноты судна обусловлено стремлением повысить его рентабельность. Однако при увеличении полноты корпуса и уменьшении L/B может оказаться необеспеченной устойчивость прямолинейного движения. В ряде случаев для обеспечения устойчивости проектанты были вынуждены уменьшить полноту обводов в кормовой оконечности. Ожидаемый уровень рентабельности при этом снизился на 0,5-1,5% Известно принятое в качестве ближайшего аналога одновинтовое судно, содержащее корпус, гребной винт и полуподвесной балансирный руль, установленный в кормовом подзоре корпуса за гребным винтом на обтекаемом кронштейне, на котором симметрично относительно диаметральной плоскости судна закреплена обтекаемая наделка. Судно обладает улучшенными пропульсивными качествами, однако, наделка не приводит к повышению устойчивости движения.

Для неустойчивого судна существенно возрастает вероятность аварии, особенно в условиях стесненной акватории порта, на мелководье и т.п. и вследствие чрезмерной рискливости даже на слабом волнении, возрастает сопротивление движению, увеличивается расход топлива, что приводит к снижению экономических показателей.

Цель изобретения улучшение управляемости судна с большим коэффициентом общей полноты при сохранении максимально возможной грузовместимости.

Цель достигается тем, что обтекаемая наделка выполнена замкнутой, ее нижняя часть выполнена в виде обращенной в стороне гребного винта кольцевой дуги крылового профиля длиной 60-80о с радиусом кривизны, равным 1,1-1,3 радиуса гребного винта, и связана с корпусом судна посредством двух обтекаемых профилированных стоек. Наделка имеет длину не менее ширины кронштейна руля, а ее задняя кромка совпадает с задней кромкой кронштейна. Благодаря наличию наделки на кронштейне руля оказывается возможным обеспечить устойчивость прямолинейного движения неустойчивого судна и, как следствие, уменьшить потерю скорости, неизбежную при большой рискливости, а также расход топлива.

Радиус кривизны дуги нижней части наделки необходимо подбирать индивидуально для каждого судна на основе результатов модельных испытаний управляемости и ходкости.

На чертеже изображена кормовая оконечность одновинтового судна.

В кормовом подзоре судна в диаметральной плоскости размещен гребной винт 1, установленный на гребном валу. За гребным винтом к корпусу 2 судна жестко прикреплен кронштейн 3 полуподвесного балансирного руля 4. На кронштейне 3 симметрично диаметральной плоскости судна размещена обтекаемая замкнутая наделка 5, нижняя часть 6 которой, обращенная в сторону гребного винта, представляет собой кольцевую дугу крылового профиля длиной 60-80о, обращенную в сторону гребного винта, с центром кривизны, совпадающим с осью гребного винта. Радиус кривизны указанной кольцевой дуги составляет 1,1-1,3 радиуса гребного винта. Боковые профилированные стойки 7 наделки связывают кольцевую дугу с корпусом судна. Сечение нижней части дуги наделки выполнено в виде крылового профиля. Длина наделки равна или превышает ширину кронштейна руля, но при этом ее задняя кромка совпадает с задней кромкой кронштейна.

Предложенное устройство позволяет повысить степень устойчивости прямолинейного движения судна с большим коэффициентом общей полноты без изменения формы обводов корпуса, сохранить максимальную возможную грузовместимость, а следовательно, повысить рентабельность судна.

Формула изобретения

Одновинтовое судно, содержащее корпус, гребной винт и полуподвесной балансирный руль, установленный в кормовом подзоре корпуса за гребным винтом на обтекаемом кронштейне, на котором симметрично относительно диаметральной плоскости судна закреплена обтекаемая наделка, отличающееся тем, что обтекаемая наделка выполнена замкнутой, ее нижняя часть выполнена в виде обращенной в сторону гребного винта кольцевой дуги крылового профиля длиной 60 80o с радиусом кривизны 1,1 1,3 радиуса гребного винта, и связана с корпусом судна посредством двух обтекаемых профилированных стоек, при этом ширина наделки не менее ширины кронштейна руля и ее задняя кромка совпадает с задней кромкой кронштейна.

РИСУНКИ

Рисунок 1