Устройство управления боковым движением летательного аппарата

Реферат

 

Использование: в области авиационной и авиационно-космической техники для управления воздушно-космическим самолетом. Сущность: устройство содержит датчики угла крена, угловой скорости крена и угловой скорости рысканья, задатчик программных значений угла крена, дифференцирующий фильтр, два суммирующих усилителя, два блока ограничения и привод элеронов и позволяет повысить устойчивость бокового движения и точность выдерживания угла крена. 1 ил.

Изобретение относится к области авиационной и авиационно-космической техники и может быть использовано для управления воздушно-космическим самолетом при полете в атмосфере.

Известно устройство управления боковым давлением ВКС "Спейс Шаттл" на участке полета при скоростном напоре g100 кг/м2 и М > 5, содержащее блок формирования программного значения угла крена прог датчики угла крена угловой скорости крена x и угловой скорости рысканья y, бортовой вычислитель угла скольжения , суммирующий усилитель, в котором формируется сигнал рассогласования по крену, ограничитеь сигнала рассогласования по крену, вычислитель сигнала sin огр фильтр угловой скорости рысканья Wy, фильтр угла скольжения WСГД, релейный усилитель, формирующий сигнал управления СГД рысканья, и суммирующий уислитель, формирующий сигнал управления элеронами, который ограничивается и поступает на привод элеронов.

Управление креном осуществляется с помощью СГД рысканья по следующему алгоритму: y sin огр Wд y + WСГД Недостсток устройства использование СГД рысканья и элеронов.

При управлении креном только элеронами боковое движение ВКС будет неустойчиво.

Цель изобретения повышение устойчивости бокового движения, а также повышение точности выдерживания угла крена.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство управления боковым движением летательного аппарата дополнительно введен дифференцирующий фильтр с передаточной функцией W= при T1>T2 вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости рысканья, а выход со вторым входом суммирующего усилителя. Сигнал, управляющий элеронами, формируется в виде: эу D огр + T x + W y (1) где огр прогр D,T коэффициенты усиления сигналов рассогласования по углу крена и угловой скорости крена; D > 0; T > 0.

На чертеже представлена блок-схема устройства управления боковым движением летательного аппарата, содержащая задатчик 1 программного значения угла крена, датчик 2 угла крена, датчик 3 угловой скорости рысканья, дифференцирующий фильтр 4, датчик 5 угловой скорости крена, первый суммирующий усилитель 6, первый блок 7 ограничения, второй суммирующий усилитель 8, второй блок 9 ограничения, привод 10 элеронов.

Устройство работает следующим образом: Сигналы с задатчика 1 программного значения угла крена и датчика 2 угла крена сравниваются на первом суммирующем усилителе 6, с выхода которого сигнал рассогласования по крену поступает на вход первого блока 7 ограничения.

Сигнал с датчика 3 угловой скорости рысканья поступает на вход дифференцирующего фильтра 4 и суммируется на втором суммирующем усилителе 8 с сигналом угловой скорости крена, поступающим с датчика 5, и сигналом рассогласования угла крена, поступающим с выхода блока 7 ограничения. На втором суммирующем усилителе 8 формируется сигнал (1).

Передаточная функция дифференцирующего фильтра 4 имеет вид: W при T1> T2 Сигнал с выхода второго суммирующего усилителя 8 поступает на вход второго блока ограничения 9 и далее на вход привода 10 элеронов.

Использование устройства обеспечивает расширение области устойчивости, повышение устойчивости бокового движения, повышение точности выдерживания угла крена при существенном упрощении аппаратурной реализации.

Формула изобретения

Устройство управления боковым движением летательного аппарата, содержащее последовательно соединенные датчик угла крена, первый суммирующий усилитель и первый блок ограничения, последовательно соединенные второй суммирующий усилитель, второй блок ограничения и привод элеронов, задатчик программных значений угла крена, выход которого связан с вторым входом первого суммирующего усилителя, а также датчик угловой скорости рыскания и датчик угловой скорости крена, выход которого соединен с первым входом второго суммирующего усилителя, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости бокового движения, а также повышения точности выдерживания угла крена, в него введен дифференцирующий фильтр, вход которого связан с выходом датчика угловой скорости рыскания, а выход с вторым входом второго суммирующего усилителя, при этом выход первого блока ограничения связан с третьим входом второго суммирующего усилителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1