Игра "занимательная арифметика"

Реферат

 

Использование: изобретение относится к играм-головоломкам, в частности к комбинационным играм, и может быть использовано для развития математического и логического мышления у детей и проведения досуга взрослыми. Сущность изобретения: каждая из игр по пп. 1 и 2 формулы изобретения содержит основание корпуса и крышку корпуса с размещенными на их внешних основных гранях игровыми полями и соответствующими ограничителями перемещений игровых элементов. Кроме того, игры содержат игровые элементы с цифровыми метками от 1 до 8 или 9, а по п. 2 формулы изобретения еще и со знаками арифметических действий. Задачей играющих является скорейшее нахождение решения в виде четырех арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления) при произвольно выбранных игровых элементах. 2 с. п. ф-лы, 4 ил., 3 табл.

Изобретение относится к играм-головоломкам, в частности к комбинационным играм, и может быть использовано для развития математического и логического мышления у детей младшего и среднего школьного возраста, а также в качестве учебного пособия в средней школе и для проведения досуга детьми старшего школьного возраста и взрослыми.

Известна игра-головоломка "Арифметика на кубиках", состоящая из пяти кубиков, соединенных между собой последовательно по одной оси симметрии с возможностью перестановки каждого из кубиков и их вращения вокруг этой оси. На основные грани первого, второго и третьего кубиков нанесены числовые символы от 1 до 4. На основных гранях четвертого кубика размещены символы арифметических действий: сложность "+", умножить "х", вычесть "-" и разделить ":", а на основных гранях пятого кубика размещены знаки равенства "=".

Недостатком этой игры-головоломки является плохая наглядность, поскольку играющий может видеть одновременно не более двух граней и, следовательно, не более двух математических операций. Это не только значительно снижает игровой интерес к ней, а также не способствует развитию математического и логического мышления, поскольку метки с цифровыми символами на кубиках зафиксированы в строгой последовательности, а возможность их перестановки относительно друг друга отсутствует. Это не только ограничивает количество возможных вариантов, но и сужает поле деятельности играющего.

Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности и достигаемому результату является механическая головоломка, содержащая прямоугольные основания корпуса с крышкой, прямоугольные игровые элементы, по крайне мере, с цифровыми метками, размещенные на игровом после основания корпуса с возможностью перемещения их параллельно внутренним граням, и два ограничителя перемещения, отстоящие от внутренних стенок основания корпуса и один от другого на расстоянии, обеспечивающем последовательный проход между ними одного игрового элемента.

Известная игра обладает хорошей наглядностью, поскольку играющий одновременно может видеть все игровое поле.

Однако конструкция этой игры-головоломки обеспечивает только монотонную операцию перемещения игровых элементов на свободный участок игрового поля, что не позволяет выполнять более сложные логические и арифметические операции, кроме счета до 12. Это значительно снижает игровой интерес к ней и она не обеспечивает развития у детей логического и математического мышления. Кроме того, конструкция известной игры не позволяет играть в нее одновременно двум игрокам и, следовательно, она не обеспечивает повышения игрового интереса за счет состязательности играющих.

Задача изобретения повышение игрового интереса за счет состязательности играющих.

По п. 1 формулы изобретения это достигается тем, что в игре, содержащей прямоугольные основания корпуса с крышкой, прямоугольные игровые элементы, по крайней мере, с цифровыми метками, размещенные на игровом поле с возможностью перемещения их параллельно боковым кромкам игрового поля, и два ограничителя перемещений игровых элементов, отстоящие от боковых кромок игрового поля и один от другого на расстоянии, обеспечивающем последовательный проход между ними одного игрового элемента, в соответствии с изобретением игровое поле размещено, по крайней мере, на одной из внешних главных граней крышки или основания корпуса, а ограничители перемещений выполнены на всю ширину игрового поля, причем на лицевой грани одного из ограничителей перемещений игровых элементов выполнены метки в виде знаков арифметических действий, а на лицевой грани другого ограничителя перемещений выполнены метки в виде знаков равенства.

В игре "Арифметический квадрат 2" по п.2 формулы изобретения это достигается тем, что в игре, содержащей прямоугольные основания корпуса с крышкой, прямоугольные игровые элементы, по крайней мере, с цифровыми метками, и ограничитель перемещений игровых элементов, отстоящий от боковых кромок игрового поля на расстоянии, обеспечивающем последовательное размещение между ними одного игрового элемента, в соответствии с изобретением игровое поля размещено, по крайней мере, на одной из внешних главных граней крышки или основания корпуса, а на части игровых элементов выполнены метки в виде знаков арифметических действий и знаков равенства, при этом размещенные на игровом поле соответственно игровые элементы с метками в виде знаков равенства выполнены за одно целое с крышкой или/и с основанием корпуса, а высота игровых элементов с цифровыми метками и с метками в виде знаков арифметических действий выбрана больше высоты игровых элементов с метками в виде знаков равенства и высоты ограничителя перемещений игровых элементов.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что по пп. 1 и 2 формулы изобретения отличается размещением игрового поля, по крайней мере, на одной из внешних граней крышки или основания корпуса и по п.1, выполнением ограничителей перемещений игровых элементов на всю ширину игрового поля, а также размещением на ограничителях соответствующих меток. По п.2 формулы изобретения отличается также выполнением игровых элементов с метками в виде знаков равенства за одно целое с игровым полем и выбором высоты остальных игровых элементов. Таким образом, предлагаемые варианты игры соответствуют критерию "Новизна".

Сравнение заявляемых технических решений не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в области игр и других областях техники не позволило выявить в них указанные отличительные признаки в качестве самостоятельных функциональных признаков, используемых в какой-либо другой совокупности признаков для решения поставленной задачи. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень".

На фиг.1 представлена конструкция игры "занимательная арифметика 2"; на фиг.2 внешняя главная грань основания корпуса игры "Занимательная арифметика 2"; на фиг.3 конструкция игры "Арифметический квадрат 2"; на фиг.4 внешняя главная грань основания корпуса игры "Арифметический квадрат 2".

Игра "Занимательная арифметика 2" содержит основание 1 корпуса, крышку 2 корпуса, ограничители 3 и 4 перемещений игровых элементов с метками в виде знаков арифметических действий и в виде знаков равенства соответственно и игровые элементы 5.

Игра "Арифметический квадрат 2" содержит основание 1 корпуса, крышку 2 корпуса, ограничитель 3 перемещений игровых элементов, игровые элементы 4, выполненные за одно целое с игровым полем, и игровые элементы 5 с цифровыми метками и знаками арифметических действий 5.

Каждый из двух игроков, разместив на любой плоскости тыльной стороной вверх и перемешав игровые элементы 5 с цифровыми метками, берет требуемое в соответствии с игрой количество игровых элементов, которые затем вставляются в соответствующие арифметическими операциям места игрового поля. В игре "Занимательная арифметика 2" игровые элементы 5 размещаются по столбцам, а в игре "Арифметический квадрат 2" по контуру. Играющие путем перестановки игровых элементов 5 должны обеспечить одновременное выполнение всех арифметических операций: сложение, вычитание, умножение и деление. В игре "Занимательная арифметика 2" арифметические действия выполняются по горизонтальным рядам, а в игре "Арифметиеский квадрат 2" последовательно по контуру, причем игровые элементы, расположенные в угловых областях игрового поля, являются одновременно игровыми элементами арифметических операций соответствующего ряда и столбца. Выигрывает тот игрок, который первым обеспечит выполнение всех арифметических действий с взятыми игровыми элементами 5.

В игре "Занимательная арифметика 2" ограничители 3 и 4 перемещений позволяют устанавливать игровые элементы 5 в вертикальные столбцы игрового поля, а также служат одновременно неподвижными игровыми элементами с метками в виде знаков арифметических действий и в виде знаков равенства.

В игре "Арифметический квадрат 2" ограничитель 3 перемещений обеспечивает размещение игровых элементов 5 вдоль периферии игрового поля, а выбор высоты игровых элементов 5 больше высоты игровых элементов 4 с метками в виде знаков равенства и высоты ограничителя 3 перемещений позволяет поочередно вынимать игровые элементы 5 для их установки на другое место.

Выполнение игровых полей одновременно на основании 1 корпуса и крышке 2 корпуса обеспечивает расширение игровых возможностей игры, поскольку позволяет играть в нее как одному, так и двум игрокам. При этом совмещение части игровых элементов либо с игровым полем, либо с ограничителями перемещений при выполнении игровых полей одновременно на главных гранях оснований 1 и крышки 2 корпуса позволяет уменьшить количество игровых элементов без уменьшения возможного количества вариантов и разместить все игровые элементы внутри корпуса.

Практически игры были изготовлены из полистирола УПМ 0508 ОСТ 6-05-406-80 с габаритами 87 х 87 х 10 мм и размером игровых элементов 16 х 16 мм и высотой 3,6 мм. На игровых элементах были выполнены метки в соответствии с табл.1-3.

Игры были изготовлены с 25 игровыми элементами с метками в соответствии с табл.1-3 и с 24 игровыми элементами без игрового элемента с меткой в виде цифры 9.

Кроме того, была изготовлена игра с игровым полем в соответствии с п.1 формулы изобретения, размещенным на основной внешней грани основания корпуса и игровым полем в соответствии с п.2 формулы изобретения, размещенным на основной внешней грани крышки корпуса. В соответствии с пп.1 и 2 формулы изобретения возможно также изготовление игры с другим размещением игровых полей, а именно по п.1 формулы изобретения на основной внешней грани крышки корпуса и по п. 2 формулы изобретения на основной внешней грани основания корпуса.

Таким образом, одновременное выполнение игровых полей на внешних главных основания и крышки корпуса с другими существенными признаками формулы изобретения позволяет играть и соревноваться в математических способностях одновременно двум игрокам, что обеспечивает повышение игрового интереса за счет состязательности играющих.

Формула изобретения

1. Игра, содержащая прямоугольное основание корпуса с крышкой, прямоугольные игровые элементы по крайней мере с цифровыми метками, размещенные на игровом поле с возможностью перемещения их параллельно боковым кромкам игрового поля, и два ограничителя перемещений игровых элементов, отстоящих от боковых кромок игрового поля и один от другого на расстоянии, обеспечивающем последовательный проход между ними одного игрового элемента, отличающаяся тем, что игровое поле размещено по крайней мере на одной из внешних основных граней крышки или основания корпуса, а ограничители перемещений выполнены на всю ширину игрового поля, причем на лицевой грани одного из ограничителей перемещений игровых элементов выполнены метки в виде знаков арифметических действий, а на лицевой грани другого ограничителя перемещений метки в виде знаков равенства.

2. Игра, содержащая прямоугольное основание корпуса с крышкой, прямоугольные игровые элементы по крайней мере с цифровыми метками и ограничитель перемещений игровых элементов, отстоящий от боковых кромок игрового поля на расстоянии, обеспечивающем последовательное размещение между ними одного игрового элемента, отличающаяся тем, что игровое поле размещено по крайней мере на одной из внешних основных граней крышки или основания корпуса, а на части игровых элементов выполнены метки в виде знаков арифметических действий и знаков равенства, при этом размещенные на игровом поле соответственно игровые элементы с метками в виде знаков равенства выполнены за одно целое с крышкой или/и с основанием корпуса, а высота игровых элементов с цифровыми метками и с метками в виде знаков арифметических действий выбрана большей высоты игровых элементов с метками в виде знаков равенства и высоты ограничителя перемещений игровых элементов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6