Игра

Реферат

 

Использование: изобретение относится к играм-головоломкам, в частности к комбинационным играм, и может быть использовано для развития математического и логического мышления у детей и проведения досуга взрослыми. Сущность изобретения: игра содержит основание корпуса, крышку корпуса, ограничители перемещений игровых элементов. Игра может содержать дополнительное основание корпуса. Задачей играющих является либо нахождение наибольшего количества решений, либо скорейшее нахождение решений в виде четырех арифметических действий: сложения, вычитания, умножения и деления. 1 з. п. ф-лы, 2 ил., 1 табл.

Изобретение относится к играм-головоломкам, в частности к комбинационным играм, и может быть использовано для развития математического и логического мышления у детей младшего и среднего школьного возраста, а также в качестве учебного пособия в средней шкале и проведения досуга детьми старшего школьного возраста и взрослыми.

Известна игра-головоломка "Арифметика на кубиках", состоящая из пяти кубиков, соединенных между собой последовательно по одной оси симметрии с возможностью перестановки каждого из кубиков и их вращения вокруг этой оси. На основные грани первого, второго и третьего кубиков нанесены числовые символы от 1 до 4. На основных гранях четвертого кубика размещены символы арифметических действий: сложить "+", умножить "х", вычесть "-" и разделить ":", а на основных гранях пятого кубика размещены знаки равенства "=".

Недостатком этой игры-головоломки является плохая наглядность, поскольку играющий может видеть одновременно не более двух математических операций. Это не только значительно снижает игровой интерес к ней, а также не способствует развитию математического и логического мышления, поскольку метки с цифровыми символами на кубиках зафиксированы в строгой последовательности, а возможность их перестановки относительно друг друга отсутствует. Это не только ограничивает количество возможных вариантов, но и сужает поле деятельности играющего.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является механическая головоломка, содержащая прямоугольные основание корпуса с крышкой, прямоугольные игровые элементы, по крайней мере, с цифровыми метками, размещенные на игровом поле основания корпуса с возможностью перемещения их параллельно внутренним граням, и два ограничителя перемещений, отстоящие от внутренних стенок основания корпуса и один от другого на расстоянии, обеспечивающем последовательный проход между ними одного игрового элемента.

Эта игра обладает хорошей наглядностью, поскольку играющий одновременно может видеть все игровое поле.

Однако конструкция этой игры-головоломки обеспечивает только одну монотонную операцию перемещения игровых элементов на свободный участок игрового поля, что не позволяет выполнять более сложные логические и арифметические операции, кроме счета до 12. Это значительно снижает игровой интерес к ней и она не обеспечивает развитие у детей логического и математического мышления. Кроме того, конструкция этой игры не позволяет играть в нее одновременно двум игрокам и, следовательно, она не обеспечивает повышения игрового интереса за счет состязательности играющих.

Изобретение по п.1 формулы изобретения решает задачу повышения игрового интереса и развития математического и логического мышления, а по п.2 формулы изобретения решает задачу повышения игрового интереса за счет увеличения количества вариантов и разнообразия игр, а также за счет состязательности играющих.

По п. 1 формулы изобретения это достигается тем, что в игре, содержащей прямоугольные основание корпуса с крышкой, прямоугольные игровые элементы, по крайней мере, с цифровыми метками, размещенные на игровом поле с возможностью перемещения их параллельно боковым кромкам игрового поля, и два ограничителя перемещений игровых элементов, отстоящие от боковых кромок игрового поля и один от другого на расстоянии, обеспечивающем последовательный проход между ними одного игрового элемента, согласно изобретению ограничители перемещений выполнены на всю ширину игрового поля, причем на лицевой грани одного из ограничителей перемещений выполнены метки в виде знаков арифметических действий, а на лицевой грани другого метки в виде знаков равенства, при этом размер на ширине игрового поля выбран больше размера четырех последовательно размещенных игровых элементов.

По п. 2 формулы изобретения это достигается тем, что в игре, содержащей прямоугольные основное основание корпуса, крышку корпуса и игровые элементы, по крайней мере с цифровыми метками, размещенные на игровом поле с возможностью перемещения их параллельно соответствующим боковым кромкам игрового поля, в соответствии с изобретением введено по крайней мере одно дополнительное основание корпуса с аналогичным или другим игровым полем и игровыми элементами, размещенное между крышкой корпуса и основным основанием корпуса.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что игра по п.1, формулы изобретения отличается выполнением ограничителей перемещений игровых элементов на всю ширину игрового поля, выбором ширины игрового поля по отношению к размеру игрового элемента, а также размещением на ограничителях соответствующих меток. По п.2 формулы изобретения игра отличается наличием дополнительного основания корпуса, в котором внутренняя основная грань является дополнительным игровым полем, а на противоположной грани выполнены боковые стенки и она является крышкой для основного основания корпуса. Таким образом, предлагаемые варианты игры соответствуют критерию "Новизна".

Сравнение заявляемых технических решений не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в области игр и других областях техники не позволило выявить в них указанные отличительные признаки в качестве самостоятельных функциональных признаков, используемых в какой-либо иной совокупности признаков для решения поставленной задачи. Это позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого технического решения критерию "изобретательский уровень".

На фиг. 1 представлена конструкция игры "Занимательная арифметика"; на фиг.2 игра "Арифметические игры", разрез.

Игра "Занимательная арифметика" содержит основание 1 корпуса, крышку 2 корпуса, ограничители 3 и 4 перемещений игровых элементов с метками в виде знаков арифметических действий и в виде знаков равенства соответственно и игровые элементы 5.

Устройство "Арифметические игры" содержит основное основание 1 корпуса, крышку 2 корпуса, игровые элементы 3 и дополнительное основание 4 корпуса.

Игровые элементы 5 в игре "Занимательная арифметика" вставляются в вертикальные пазы игрового поля в произвольной последовательности, причем в каждом из вертикальных пазов должно быть размещено по четыре игровых элемента 5 с различными цифровыми метками. Ограничители 3 и 4 перемещений позволяют устанавливать игровые элементы 5 в вертикальные столбцы игрового поля, а также служат одновременно неподвижными игровыми элементами с метками в виде знаков арифметических действий и в виде знаков равенства. Переставляя игровые элементы между собой в соответствующем вертикальном столбце, а также при необходимости и между столбцами, требуется выполнить по горизонтальным рядам четыре арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. При перестановке соответствующего игрового элемента 5 вышестоящие игровые элементы 5 поднимаются на свободное место и вынимается требуемый игровой элемент 5, который аналогичным образом вставляется в требуемое место. Возможность перестановки игровых элементов 5 между собой и при необходимости между столбцами, а также увеличение количества игровых элементов с цифровыми метками значительно увеличивает количество возможных вариантов, в том числе и с решениями. Поскольку задачей играющего является нахождение наибольшего количества решений, то при этом повышается игровой интерес к игре. Возможность непосредственной перестановки игровых элементов 5 позволяет сократить время поиска решения, что важно для нетерпеливого игрока. Однако достаточная сложность решения при кажущейся простоте воспитывает у игрока такие качества как настойчивость и усидчивость.

Наличие в игре "Арифметические игры" другого аналогичного игрового поля на дополнительном основании 4 корпуса, которое является одновременно крышкой для основного основания 1 корпуса, обеспечивает возможность состязаться между собой одновременно двум игрокам, а при наличии на дополнительных основаниях 4 игровых полей другой конфигурации расширяет область использования игры, за счет чего также повышается игровой интерес.

Практически игры были изготовлены из полистирола УПМ 0508 ОСТ 6 05 406 80 с размерами 87 х 87 мм и высотой 9 мм игры "Занимательная арифметика" и 16 мм "Арифметические игры. Размер игровых элементов 16 х 16 мм и высота 3,6 мм. На игровых элементах были выполнены метки в соответствии с таблицей.

Игра по п. 2 формулы изобретения "Арифметические игры" изготовлена со следующими игровыми полями: на основном и дополнительном основаниях корпуса размещены игровые поля в соответствии с игрой "Занимательная арифметика"; на основном и дополнительных основаниях корпуса размещены игровые поля в соответствии с игрой "Арифметический квадрат"; на основном основании корпуса размещено игровое поле в соответствии с игрой "Арифметический квадрат", а на дополнительном основании корпуса в соответствии с игрой "Занимательная арифметика".

Таким образом, выполнение ограничителей перемещений игровых элементов на всю ширину игрового поля с соответствующими метками и другими существенными признаками формулы изобретения значительно увеличивает количество возможных вариантов игры, в том числе и с дополнительными решениями, за счет чего обеспечивается повышение игрового интереса к игре. Введение другого игрового поля на дополнительном основании корпуса расширяет область использования игры, что также способствует повышению игрового интереса.

Формула изобретения

1. Игра, содержащая прямоугольное основание корпуса с крышкой, прямоугольные игровые элементы по крайней мере с цифровыми метками, размещенные на игровом поле с возможностью перемещения их параллельно боковым кромкам игрового поля, и два ограничителя перемещений игровых элементов, отстоящих от боковых кромок игрового поля и один от другого на расстоянии, обеспечивающем последовательный проход между ними одного игрового элемента, отличающаяся тем, что ограничители перемещений выполнены на всю ширину игрового поля, причем на лицевой грани одного из ограничителей перемещений выполнены метки в виде знаков арифметических действий, а на лицевой грани другого ограничителя перемещений метки в виде знаков равенства, при этом размер по ширине игрового поля выбран больше размера четырех последовательно размещенных игровых элементов.

2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена по крайней мере одним дополнительным основанием с аналогичным или другим игровым полем, размещенным между крышкой корпуса и основным основанием корпуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3