Аустенитный марганцовистый чугун
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства ¹
Кл. 40b, 37/00
Заявлено 01 VI.1966 (№ 1081760/22-1) с присоединением заявки №
МПК С 22с
УДК 669.018.256 (088,8) Приоритет
Опубликовано 02.XI I.1967. Бюллетень № 24
Дата опубликования описания 23,1.1968
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения Ю. Е. Абраменко, А. В. Лакедемонский, Г. И. Пленцов и А. Д. Шерман
Московский автомобильный завод им. И. А. Лихачева и Московский автомеханический институт
Заявители
АУСТЕНИТНЫЙ МАРГАНЦОВИСТЫЙ ЧУГУН
Износ, мг
Подвижный Неподвижэлемент ный элемент
Структура чугуна в обойме
Нагрузка, кг/слР
40 90 40 90
1 !
4,5 . 10,0, 72,0
1 (2,3 6,0, 50,0!
0,50;
Аустенит, крупные карбиды, графит среднепластинчатый
0,10
Аустенит, разорванная сетка мелких карбидов, графит среднепластинчатый и завихренный
Использование износостойких чугунов для изготовления, например, гильз цилиндров автомобильных двигателей ограничено из-за их склонности к образованию задиров.
Износостойкий чугун с аустенитной структурой (типа «Нирезист»), обладающий высокой сз ойкостью против схватывания с чугуном поршневых колец также не имеет широкого применения из-за наличия в его составе дифицитного и дорогостоящего никеля, а также меди и хрома. Согласно изобретению, предложено отливать гильзы цилиндров двигателей внутреннего сгорания из чугуна с аустенитной основой, получаемого путем легирования его марганцем.
Чугун содержит (%): 3,0 — 4,5 углерода;
2,0 — 3,5 кремния; 7,0 — 9,0 марганца; 1,5—
2,0 меди; 0,5 — 0,8 фосфора; 0,5 — 1,0 алюминия; 0,2 — 0,5 титана; 0,3 — 0,8 молибдена.
Структура чугуна состоит из аустенитной осиовы, хорошо сопротивляющейся схватыванию, и тонкой сетки карбидов и фосфидов, улучшающей сопротивляемость истиранию и антифрикционные свойства. Форма графита — среднепластинчатая или шарозидная.
Износостойкость предложенного чугуна характеризуется данными, приведенными в таблице. 30
Износ пары трения аустеннтный марганцовнстый чугун — перлнтный серый чугун. (Смазка — дисп ллированиая вода, время испытания — 1 ис).
В условиях эксплуатационных испытаний на двигателях в гильзах из аустенитного марI анцовистого чугуна не обнаружено выкраши;аний и задиров.
Предмет изобретения
Аустенитный марганцовпстьш чугун, содержащий углерод, кремний, марганец, фосфор и алюминий, отлича очийся тем, что, с целью повышения износостойкости, в его cQ206108 при следующем
Составитель A. Трофимова
Редактор А. Зуйкова Текред Л. Я. Бриккер Корректоры: В. В. Крылова и Г. И. Плегнакова
Заказ 4583/l3 Тираж 535 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и îIKpbITHII при Совете Министров CCCP
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типогра<Ьия, пр. Сапунова, 2 став вводят молибден и титан сîоî0òТíНî0ø åеíНèНè Н кKо0мMп оoнHеeнHтTоoвB, о/о. углерод кремний марганец
3,0 — 4,5
2,0 — 3,5
7,0 — 9,0 медь алюминий фосфор титан молибден
1,5 — 2,0
0,5 — 1,0
0,5 — 0,8
0,2 — 0,5
0,3 — 0,8.