Патент ссср 206328

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

206328

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 05.V11,1966 (№ 1088261127-11) с присоединением заявки ¹â€”

Приоритет

Опубликовано 04Х11.1969. Бюллетень ¹ 22

Кл. 65a-, 1

65аз, 24

МПК В 63Ь

В 63b

УДК 629.12.015.64.014.24 (088,8) Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Мииистров

СССР ния 28.XI 1969

СТОПОР ДЛЯ ЯКОРНОЙ ЦЕПИ

Известен стопор для якорной цепи, состоящий из плиты, захватного элемента, установ ленного шарнирно на оси, через резьбовое отверстие которой проходит винт, осуществляющий перемещение захватного элемента вдоль цепи, платформы для подъема захватного элемента и привода с дифференциальным редуктором.

Ъ

Особенность предложенного стопора состоит в том, что платформа для подъема захватного элемента связана через одно из центральных колес дифференциала с винтовым механизмом перемещения захватного элемента вдоль цепи, а второе центральное колесо дифференциал" связано с приводом. Такая конструкция позволяет механизировать освобождение цепи пли крепление ее с автоматическим захватом горизонтального звена цепи захватным элементом при любом положении этого звена относительно стопора и обеспечить необходимое натя?кение якорной цепи при креплении якоря по-походному.

На вал дифференциала насажена регулируемая с помощью пружины фрикционная шариковая муфта, связанная с корпусом редуктора и освобождающая вал дифференциала при достижении момента, большего, чем необходимый для подъема или опускания платформы с захватным элементом. Это позволяет обеспечить первоочередность подъема или опускания платформы с захватным элементом по сравнению с перемещением его вдоль цепи.

Особенностью стопора является также то, что механизм подъема или опускания платформы с захватным элементом выполнен в виде полого винта, внутри которого свободно проходит вал, передающий вращение винту с помощью поворотной сегментной шпонки и связанный с Валом диффе1?енциала, а рукоятки

10 ручного управления насажены на вал дифференциала и на полый винт механизма подьема или опускания платформы с захватным элементом. Такая конструктивная особенность дает возможносгь управлять стопором вруч15 ную.

На фиг. 1 изображен стопор со снятым приводом, вид сбоку; на фиг. 2 — вид стопора сверху; на фиг. 3 — сечение по А — А на фиг. 1 (с опущенной платформой и захватным эле20 ментом); на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 3.

Стопор включает в себя корпус 1 с приливамп на концах и желобом для прохода вертикальных звеньев цепи 2. Между щеками жело25 ба расположен захватный элемент 8 с роликом, шарнирно закрепленньш на оси 4, установленной в пазах 5 корпуса. Через резьбовое отверстие этой оси проходит винт 6 с конической шерстерней 7»а конце. В нижней части

30 корпуса на рычагах 8 и 9 установлена подь206328

65 емная платформа 10. Рычаг 8 жестко связан с осью 11, на которой на квадрате или шпонке насажен рычаг 12, связанный с гайкой 18.

Последняя, в свою очередь, связана с полым винтом 14 (см. фиг. 2), установленным на подшипниках 15 в стакане 16.

С помощью поворотной сегментной шпонки 17 полый винт 14 сочленен с валом 18, на конце которого насажена коническая шестерня. Шестерня находится в зацеплении с центральным колесом 19, насаженным на вал 20 дифференциала, на котором установлены сателлиты 21, взаимодействующие с центральным колесом 19 и колесом 22, выполненным заодно с червячным колесом 28, Колесо 28 через червяк связано с двигателем 24, На воду 20 на шпонке 25 насажены неподвижная 26 и подвижная 27 полумуфты фрикционной шариковой муфты. Полумуфта 27 через шлицы или шпонку связана с- конической шестерней 28, входящей в зацепление с шестерней 7 винта 6.

Усилия прижима полумуфт 26 и 27 к фрикционному диску 29 регулируются с помощью пружины 80 через рычаг 81. Диск 29 во избежание поворота закреплен на стакане 82, являющемся крышной корпуса 88 дифференциала. Рукоятки ручног|,| управления 84 и 85 установлены на валу дифференциала и полом винте.

Механизированное крепление цепи независимо от ее расположения относительно стопора производят, управляя двигателем 24 с местного поста или дистанционно, с любого поста на судне. Вращение от двигателя через червяк и червячное колесо 28 и сателлнты 21 передается центральному колесу 19 дифференциала и через вал 18 и сегментную шпонку 17 полому винту 14, вращение которого .вызывает перемещение гайки 18, поворот рычага 12 осью

11 и соответствующий подъем или опускание платформы 10 с захватным элементом. Вал 20 дифференциала в этом случае неподвижен, так как сопротивление подъему платформы с захватным элементом меньше, чем сопротивление перемещению захватного элемента с помощью винта 6 по платформе 10, что достигается регулировкой усилия пружины 80 фракционной шариковой муфты. Подъем платформы вызывает подъем захватного элемента.

Если цепь расположена так, что захватный элемент входит в пространство между горизонтальными звеньями, то платформа с захватным элементом поднимается до упора в выступ корпуса 86. Это вызывает прекращение вращения винта 14, шестерни с валом 18 и центрального колеса 29 дифференциала.

При дальнейшем вращении вала двигателя момент на валу дифференциала возрастает, и при величине его, превосходящей величину момента настройки фрикционной шариковой муфты, полумуфта 27 перемещается на валу20 и освобождает диск 29. В этом случае вращение от двигателя передается через эту полумуфту и шестерни 28 и 7 винту 6, в результате чего происходит перемещение захватного

45 элемента 8 и натяжение цепи 2 до заданного значения, при котором двигатель 24 стопора отключается конечным выключателем 87.

Если якорная цепь расположена так, что захватный элемент упирается в горизонтальное звено, не входя в зацепление с ним, то захватный элемент перемещается вдоль цепи вследствие того, что момент на валу дифференциала становится больше момента настройки фрпкционной шариковой муфты. Захватный элемент перемещается по горизонтальному звену до ближайшего промежутка между такими звеньями. В этот момент нагрузка на винт 14 снизится, а следовательно, уменьшится нагрузка и на вал дифференциала. Это вызовет замыкание фрикционной муфты, стопорение вала 20 и подъем платформы с захватным элементом до зацепления его за горизонтальное звено цепи, после чего произойдет натяжение ее до необходимой величины.

Для освобождения цепи двигатель вращается в другую сторону. В этом случае сначала опускается платформа, так как для этого требуется момент меньший, чем тот, на который отрегулирована фрикционная муфта, и захватпый элемент освобождает цепь. Дальнейшее вращение двигателя вызывает перемещение платформы до упора в выступ 88 корпуса, после чего захватный элемент, перемещается в исходное положение. Сигнализация о положении платформы и захватного элемента осуществляется посредством конечных выключателей 89.

Вручную стопором управляют с помощью рукояток 84, 85 и поворотной шпонки 17. Цепь освобождают вр ащением рукоятки 85, что вызывает вращение вала 20 дифференциала и вала 18 с шестерней, так как в этом случае центральное колесо 22 с червячным колесом 28 неподвижны.

Захватный элемент перемещается в исходное положение путем разворота сегментной шпонки 17, в процессе которого полый винт 14 отключается ат вала 18 при дальнейшем вращении рукоятки 85.

Предмет изобретения

1. Стопор для якорной цепи, состоящий из плиты, захватного элемента, установленного шарнирно на оси, через резьбовое отверстие которой проходит винт, осуществляющий перемещение захватного элемента вдоль цепи, платформы для подъема захватного элемента и привода с дифференциальным редуктором, отличающийся тем, что, с целью обеспечения механизированного освобождения или крепления цепи с автоматическим захватом горизонтального звена цепи захватным элементом при любом положении горизонтального звена относительно стопора, а также обеспечения необходимого натяжения якорной цепи при креплении якоря по-походному, платформа для подъема захватного элемента связана через одно из центральных колес дифференциала с винтовым механизмом перемещения захват206328

Фиг. 2 ного элемента вдоль цепи, а второе центральное колесо дифференциала связано с приводом.

2. Стопор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения первоочередности подъема или опускания платформы с захватным элементом по сравнению с перемещением его вдоль цепи, на вал дифференциала насажена регулируемая с помощью пружины фрикционная шариковая муфта, связанная с корпусом редуктора и освобождающая вал дифференциала для вращения при достижении момента, большего, чем необходимый для подъема или опускания платформы с захватным элементомм.

3. Стопор по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности ручного управления, механизм подъема или опускания платформы выполнен в виде полого винта. внутри которого свободно проходит вал, передающий вращение винту с помощью поворотной сегментной шпонки и связанный с валом

10 дифференциала, а рукоятки ручного управления установлены на валу дифференциала и полом винте механизма подъема или опускания платформы.

206328

A-A Ъ г Ф

Составитель Г. Ннкульченко

Редактор Л. Калашникова Техред А. А. Камышннкова Корректор С. М. Сигал

Заказ 3046/1 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета пс делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова. 2