Узел соединения вала насоса с приводным валом
Реферат
Сущность изобретения: ведущий и ведомый соединительные элементы типа шип-паз выполнены в виде насоса и детали, связанной с приводным валом. Вал насоса выполнен составным в виде резьбового соединения типа болт-гайка. Ведомый элемент образован головкой болта, имеющей форму двузубой вилки с диаметрально противоположно расположенными зубьями с сферическими наконечниками, ведущий - двумя пазами в детали, связанной с приводным валом. Поверхности пазов, имеющие возможность взаимодействия с наконечниками, смещены относительно оси симметрии детали, проходящей через зону расположения пазов, на величину, равную половине диаметра сферы, в сторону, противоположную вращению приводного вала. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения в приводах насосов, соединения вала насоса с приводным валом.
Известно устройство привода водяного насоса (см. Автомобили ИЖ-21251, ИЖ-2715-01, ИЖ-27151-01. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию. "Внешторгиздат", с. 38, фиг. 48), содержащее два параллельных вала с расположенными на них шкивами, соединенными приводным ремнем. На ведомом вале расположены крыльчатка и элементы, стопорящие вал от продольных перемещений. Описанное устройство сложное, вследствие наличия дополнительных деталей, стопорящих ведомый вал. Кроме того, при такой конструкции невозможно передать вращение при соосно расположенных валах. Известен привод водяного насоса для системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания по заявке Великобритании N 2160588 МКИ F 01 P 5/12, опубликованной 1985 г. взятый нами в качестве прототипа, в нем узел соединения вала насоса с приводным валом содержит ведомый и ведущий элементы типа шип-паз, выполненные в виде насоса и в ведущем вале и имеющие плоские контактирующие поверхности. Вал насоса выполнен цельным. Недостатком описанного привода является возникновение больших радиальных нагрузок на ведомом валу при наличии допустимой погрешности по несоосности, возникающей при изготовлении. Задачей заявляемого изобретения является возможность компенсации допустимой погрешности несоосности валов, возникающей при его изготовлении. Поставленная задача решается за счет того, что в узле соединения вала насоса с приводным валом, содержащем ведомый и ведущий соединительные элементы типа шип-паз, выполненные в валу насоса, и в детали, связанной с приводным валом, вал насоса выполнен составным в виде резьбового соединения типа болт-гайка, при этом ведомый соединительный элемент образован головкой болта, имеющей форму двузубой вилки с диаметрально противоположно расположенными зубьями со сферическими наконечниками, а ведущий двумя пазами в детали, связанной с приводным валом, поверхности пазов, имеющие возможность взаимодействия со сферическими наконечниками, смещены относительно оси симметрии этой детали, проходящей через зону расположения пазов, на величину, равную половине диаметра сферы в сторону, противоположную вращению приводного вала. Предложенная конструкция узла соединения позволяет компенсировать допустимые погрешности несоосности, возникающие при изготовлении благодаря возможности перемещения сферических наконечников внутри пазов на детали, связанной с приводным валом. На фиг.1 представлен вид узла соединения вала насоса с приводным валом; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1. Узел соединения вала насоса с приводным валом содержит деталь 1, выполненную в виде "звездочки", связанную с приводным 2 (ведущим) валом. Ведомый соединительный элемент выполнен в составном валу насоса и образован болтом 3 с головкой 4 и гайкой 5. Головка 4 представляет собой двузубую вилку с диаметрально противоположно расположенными зубьями со сферическими наконечниками 6, имеющими возможность взаимодействия с пазами 7, выполненными в детали 1, связанной с приводным (ведущим) валом, поверхности 8 пазов, имеющие возможность взаимодействия со сферическими наконечниками 6, смещены относительно оси симметрии детали, связанной с приводным валом, проходящей через зону расположения пазов, на величину, равную половине диаметра сферы в сторону, противоположную вращению приводного вала. Работает узел соединения вала насоса с приводным валом следующим образом: при вращении приводного 2 (ведущего) вала через промежуточный элемент, например шпонку 9, вращение передается на деталь 1. С детали 1 через поверхности 8 пазов 7, имеющих возможность взаимодействия со сферическими наконечниками 6, вращение передается через головку 4 ведомого соединительного элемента на вал насоса.Формула изобретения
Узел соединения вала насоса с приводным валом, содержащий ведомый и ведущий соединительные элементы типа шип паз, выполненные в валу насоса и детали, связанной с приводным валом, отличающийся тем, что вал насоса выполнен составным в виде резьбового соединения типа болт гайка, при этом ведомый соединительный элемент образован головкой болта, имеющей форму двузубой вилки с диаметрально противоположно расположенными зубьями со сферическими наконечниками, а ведущий двумя пазами в детали, связанной с приводным валом, при этом поверхности пазов, имеющие возможность взаимодействия со сферическими наконечниками, смещены относительно оси симметрии этой детали, проходящей через зону расположения пазов, на величину, равную половине диаметра сферы, в сторону, противоположную вращению приводного вала.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2