Моющая присадка к топливу

Реферат

 

Сущность: моющая присадка к топливу содержит 5,0 - 40,0 проц. оксиэтилированного алкилфенола, 40,0 - 70,0 проц. продукта реакции олеиновой кислоты и до 100 проц. спирта ф-лы R-OH или R-OCH2CH2OH, где R - алкил C3-C12, R - алкил C1-C4, или фенил. 4 табл.

Предполагаемое изобретение относится к нефтепереработке, в частности к моющим присадкам для топлив, применяемых в двигателях внутреннего сгорания.

Известны присадки на базе продуктов реакции карбоновых кислот и аминов различного строения. Их недостатком является сравнительно низкая моющая эффективность, выражающаяся в невысоком коэффициенте смывания, составляющем 20-35% [1] Наиболее близкой к предполагаемому изобретению является моющая присадка, представляющая собой композицию оксиэтилированного алкилфенола и амида карбоновых кислот с диэтилентриамином [2] Она производится в России под названием "Афен".

Недостатком известной присадки является ее сравнительно низкая моющая эффективность.

Цель предполагаемого изобретения заключается в создании более эффективной моющей присадки. Поставленная цель достигается тем, что присадка представляет собой композицию оксиэтилированного алкилфенола, продукта реакции олеиновой кислоты с диэтилентриамином и спирта формулы ROH или R'-OCH2CH2OH где R алкил C3-C10; R' алкил C1-C4 или фенил, при следующем соотношении компонентов, мас.

Оксиэтилированный алкилфенол 5 40 Продукт реакции олеиновой кислоты с диэтилентриамином 40 70 Спирт до 100 Для удобства практического применения присадка может содержать углеводородный растворитель, не влияющий на ее эффективность.

Оксиэтилированный алкилфенол выпускается отечественной промышленностью по ТУ 38.507-63-046-89 и используется в качестве компонента присадок к топливам и маслам, а также в качестве сырья для нефтехимических производств.

Продукт реакции олеиновой кислоты и диэтилентриамина изготавливается по известной методике путем смешения и последующего нагревания эквимолярных количеств амина и олеиновой кислоты с отгонкой расчетного количества воды в виде азеотропа. Он представляет собой смесь амида и имидазолина олеиновой кислоты с преимущественным содержанием амида. Такие продукты известны в качестве компонентов моющих присадок к бензинам.

Спирты указанных выше формул в качестве моющих присадок к топливам не использовалось. Неизвестно также их применение в композициях заявляемого состава. Повышенная эффективность заявляемой композиции, несомненно, обусловлена наличием в ней спиртов. Однако, это не вытекает явным образом из известного уровня техники. Исходя из этого, можно считать, что предлагаемая присадка отвечает критериям изобретения "новизна" и "изобретательский уровень".

Предлагаемое изобретение иллюстрируется следующими примерами. Приготавливают композиции присадки, содержащие разные количества указанных компонентов. Их вводят в топливо в количестве 0,001 0,2 мас. В качестве топлив используют автобензины марок А-76, АИ-93 этилированный и неэтилированный. Моющие свойства бензинов с присадками оценивают, определяя количество смываемых отложений с деталей предварительно загрязненного двигателя квалификационный метод оценки моющих характеристик топлив [3] Композиции присадки и их моющая эффективность (коэффициент смывания - Ксм и коэффициент предотвращения образования отложений Кпp) в бензине АИ-93 неэтилированном при суммарной конференции присадки 0,1 мас. представлены в табл. 1.

Оксиэтилированный алкилфенол мало влияет на предотвращение образования отложений (диспергирующие свойства), но обеспечивает эффективное удаление отложений с загрязненных деталей двигателя. Его оптимальные концентрации лежат в пределах 5-40 мас. в присадке. При меньшей концентрации (пример 8) присадка по значению Ксм уступает прототипу, при большей концентрации (пример 5) недостаточно высок показатель Кпр. Эффективные концентрации продукта реакции олеиновой кислоты и диэтилентриамина находятся в пределах 40-70% При меньших (пример 9) и больших (пример 8) концентрациях присадка уступает прототипу по показателю Кпр. Спирт рекомендуется использовать в концентрации 5-25 мас. При меньшей концентрации (например, 10) мало значение Кпр, а при большей (например, 9) присадка сильно уступает прототипу по значению Ксм.

Достаточно высокая эффективность присадки достигается при введении ее в топливо в концентрации 0,002-0,2 мас. (табл. 2).

По желанию потребителя присадка может поставляться в растворителе, обеспечивающем ее пониженную вязкость и удобство применения. При этом моющие свойства присадки (в расчете на активный компонент) не изменяются (табл. 3. ).

В табл. 4 проиллюстрированы возможности применения различных спиртов в композиции присадки.

Источники, принятые во внимание при составлении заявки 1. Лыков О.П. Улучшение эксплуатационных характеристик моторных топлив с помощью поверхностно-активных присадок /Химия и технол. топлив и масел, 1992, N 1, с. 16-25.

2. Игнатович С.И. Фрумин И.Б. Байлюк М.И. и др. Сравнительные испытания эффективности моющих присадок к автомобильным бензинам /В кн. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов на автомобильном транспорте. М. 1990, с. 39-47.

3. Гуреев А.А. Серегин Е.П. Азев В.С. Квалификационные испытания нефтяных топлив. М. Химия, 1984, 200 с.

Формула изобретения

Моющая присадка к топливу на основе композиции оксиэтилированного алкилфенола и продукта реакции олеиновой кислоты с диэтилентриамином, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит спирты формулы R-OH или R1OCH2CH2OH, где R алкил C3-C12 R1 алкил С1 C4-или фенил, при следующем соотношении компонентов, мас.

Оксиэтилированный алкилфенол 10,0-50,0 Продукт реакции олеиновой кислоты с диэтилентриамином 10,0-50,0 Спирты До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2