Противоослепительная система дорожных транспортных средств (варианты)

Реферат

 

Использование: предупреждение ослепления водителя транспортного средства светом фар встречного транспортного средства или попутного транспортного средства. Сущность изобретения: транспортное средство содержит передатчик, приемник и связанную с ними приемопередающую антенну, ориентированную в направлении движения транспортного средства, а также первый фотодатчик с регулируемым пороговым устройством, устанавливаемым на ветровом стекле и ориентированный в том же направлении. Состояние ослепления светом фар встречного транспортного средства, зарегистрированное первым фотодатчиком, приводит к переводу противоослепительной системы с помощью блока управления из исходного режима приема в режим передачи импульса радиоизлучения, принимаемого приемопередающим модулем вторичного транспортного средства с последующим автоматическим переключением его фар с дальнего света на ближний. 2с. и 4 з.п. ф-лы, 7 ил.

Предлагаемое техническое решение относится к приборам освещения и световой сигнализации дорожных транспортных средств /ТС/, в том числе автомашин, автобусов, троллейбусов, трамваев, и предназначено для предупреждения ослепления водителя ТС светом фap встречного ТС или попутного ТС через зеркало заднего вида путем автоматического переключения света фар ослепляющего ТС с дальнего на ближний, что повышает безопасность дорожного движения за счет сокращения дорожно-транспортных происшествий.

Использование данной противоослепительной системы /ДОС/возможно на ТС, работающих в условиях соблюдения действующих "Правил дорожного движения" /ПДД/. К таким условиям относятся соблюдение требования переключения дальнего света на ближний не менее, чем за 150 м и до встречного ТС и в иных случаях, когда ТС может ослепить других участников движения, в том числе движущихся в попутном направлении, а также запрещение дальнейшего движения ТС, если на нем не работает стеклоочиститель или стеклоотмыватель со стороны водителя, при мокрой, загрязненной проезжей части дороги, или, если недостаточна эффективность обогрева лобового стекла, при низкой температуре окружающего воздуха. Соблюдение последних двух условий, обеспечивающих прозрачность обзорного участка лобового и заднего стекла, является необходимым условием функционирования ПОС, совпадающим с требованиями ПДД, поскольку, как это будет видно из дальнейшего описания, один из чувствительных элементов системы должен находиться в зоне ослепления со стороны водителя ТС, а другой на зеркале заднего вида и они должны реагировать на свет встречного или попутного ТС, что невозможно при загрязненном или обмерзшем переднем или заднем стеклах данного ТС.

ПОС предусматривает размещение необходимого оборудования на всех ТС, что может быть обеспечено законодательно, как это было осуществлено, к примеру, по отношению к ремням безопасности.

Известно, что при быстром переходе от темноты к свету или наоборот, от света к темноте, раздражение, получаемое сетчаткой глаза, бывает настолько велико, что на некоторое время глаза перестают что-либо видеть: наступает временная потеря зрения ослепление. Однако глаз устроен так, что количество света, попадающее на его сетчатку, может регулироваться. Это позволяет глазу приспосабливаться к различной освещенности, т.е. адаптироваться. При постепенном, медленном изменении освещенности адаптация происходит так, что водитель не ощущает чувства ослепленности. Ослепленность может быть уменьшена и "размыванием" конрастности между источником света и фоном.

Задачу изменения освещенности путем переключения света с дальнего на ближний решают как чисто электрическим путем переключением с помощью реле ламп дальнего и ближнего света, так и электромеханическим изменением наклона фар, отражателей, введением дополнительных экранов.

Одним из аналогов может являться опубликованная заявка ФРГ N 3432323, кл. В 60 Q 1/00, 1985 г. где при встрече двух ТС светочувствительный элемент, размещенный под фарами, в зависимости от интенсивности освещенности фарами встречного ТC вырабатывает ток, поступающий на пороговую схему переключения. При этом дальний свет переключается на ближний (с помощью реле)а спустя определенный интервал времени (после проезда встречного ТС), устанавливаемый с учетом скорости движения ТС, происходит обратное переключение. Аналогичное решение защищено патентами Франции N 2384653, 1978 г. N 2394417, 1979 г. и патентами Великобритании N 2237106, В 60 Q 1/06, 1991 г. и N 2237631, B 60 Q 1/16, 1991 г.

В патентах Великобритании N 1231373 и 1483218, кл. F 21 М 3/20 задача предупреждения ослепления решается путем смещения /изменения наклона фары/ с помощью электромеханического привода. Аналогичное решение известно /Я.Войцеховский. Радиоэлектронные игрушки, М. Сов.радио, 1977 г. с.313-314/ для ликвидации ослепления через зеркало заднего вида, где при превышении некоторого порогового уровня происходит перемещение зеркала с помощью электромеханического привода.

Для размытия контраста между источником и фоном предназначено решение по патенту Франции 2031616, F 21 М 3/00, В 60 Q 1/00, 1970г. в котором часть светового пучка проходит через боковые оптические элементы, засвечивая боковую /со сторона водителя/ часть автомобиля и участок поверхности /см. также патент Франции N 2108903, 1972/.

Другим вариантом, решающим задачу "размытия" контраста, является патент ФРГ 3545495, B 60 Q 1/06, 1987 г. где при переключении с дальнего света на ближний дальность освещения с правой стороны дороги при включении ближнего света устанавливается между двумя граничными значениями, и авторское свидетельство СССР N 1237507, B 60 Q 1/06, заявл.1985 г. опубл.1986 г. в котором защищен способ переключения освещения дороги ТС с дальнего на ближний свет так, чтобы световой поток дальнего света фары, ближней к полосе встречного движения, убывал по интенсивности со скоростью в 1,6-2,5 большей, чем другой передней фары ТС.

Из патента Франции N 2074765, кл. F 21 М 3/00 //В 60 Q 1/00, 1971 известно устройство, используемое как насадка на фару, содержащее горизонтальные и наклонные пластины, в котором на одну из поверхностей каждой пластины и внутренности кожуха насадки нанесено черное, поглощающее свет, покрытие. Другая сторона этих пластин хорошо отражает световые лучи.

Известны также ПОС /патенты Франции N 2083153, 2083154, F 21 M 3/00, 1972 г./, в которых сигнал фотоэлемента, воспринимающего свет фар, приводит в движение шторку, предотвращающую ослепление.

В ряде технических решений применяются интерференционные фильтры в виде очков для водителя или подвижного экрана /патент Великобритании N 1376928, F 21 М 3/00, 1974/ или экранов из жидких кристаллов, реагирующих на источник специального светового излучения, установленного на каждом транспортном средстве участнике движения /патент Франции N 2076250, F 21 М 3/00 1971 г. патент ФРГ N 3726478, F 21 М 3/00, В 60 Q 1/14, 1989 г. заявка ФРГ N 3601388, B 60 Q 1/06, 1/14, 1987 г./ Перечисленные решения, по разному решающие задачу борьбы с ослеплением, имеют, однако, ряд недостатков. Решения, использующие различные насадки на фару или конструктивные элементы самой фары в виде пластин, сужают зону освещенности и уменьшают количество излучаемого света.

В тех случаях, когда для борьбы с ослеплением используются устройства, размывающие контрастность излучения путем выведения части этого излучения на крыло Тс, введение этих устройств в систему световой сигнализации требует сложного переоборудования автомобиля, которое при разнообразии моделей может оказаться невозможным. Системы с использованием светочувствительных элементов, регулирующих свет фар, имея много положительных сторон, оказываются бессильными в том случае, если ТС, снабженное такой системой, двигаясь с ближним светом фар, попадает в ситуацию, когда его слепят фары встречного ТС, также снабженного подобной системой, однако включение ДОС этого средства требует от уже ослепленного водителя ТС включения дальнего света, что еще более усугубляет ослепление, так как свет собственных фар, включенных резко, увеличит воздействие света на сетчатку своих глаз, увеличив время адаптации.

Наиболее близким к заявляемому техническому решению по решаемой задаче и совокупности существенных признаков является устройство, описанное в заявке ФРГ N 2920624, кл. В 60 Q 1/00. опубл.1980 г. Данное устройство, в целях предупреждения опасности или помех другим водителям, снижает дальность действия собственного источника света. Эта задача решается применением ненаправленного передатчика и направленного приемника, с которым связано управляемое от него переключающее устройство. Передатчик ограничен в своей дальности действия, причем это ограничение определяется дальностью действия источника света /вдвое больше максимальной дальности распространения света от источника света/.

Передатчик и приемник включаются одновременно с источником света, а диаграмма направленности приемной антенны и направление излучения передатчика совпадают. Благодаря этому приемник ТС переключает связанный с ним источник света /дальний свет/, как только он примет импульсы другого передатчика. Так как дальность действия передатчика больше, чем дальность действия источника света (фары), то дальний свет автоматически переключается на неослепляющий (ближний) свет прежде, чем он достигнет области ослепления от встречного автомобиля.

Схема функционирования данной известной системы представлена на фиг. 1 - 3 ТС1' имеет передатчик 2' с ненаправленной антенной и приемник 3'с направленной антенной. На фиг. 1,2 приемник 3'ТС1' ориентирован вперед, в том же направлении, что и источник света 4'. С приемником 3' связан (не показан на фиг. ) формирователь импульсов /выполняющий роль блока управления/, который может выдавать на источник света 4' управляющий или переключающий импульс. Луч света 5, исходящий из источника света 4, может регулироваться по дальности освещения.

Согласно фиг. 3, передатчик 2' среднего ТС1' излучает сигналы ненаправленно; посредством излучения этого сигнала сообщается о наличии ТС с этим передатчиком. Также передатчики 2'а и 2'в сообщают о наличии соответствующих им ТС1'а и 1'в. Если ТС1' попадает в пределы дальности действия передатчика встречного ТС1'а, то приемник 3' принимает сигналы приближающегося к нему передатчика 2'а. Эти сигналы передаются к источнику света 4' и снижают дальность освещения световым лучом 5' с дальнего света на неослепляющий /ближний/свет. При этом передатчик 2' также передает сигналы, которые принимаются приемником З'а встречного ТС1'a. И в нем дальность действия светового луча 5'а источника света 4'а автоматически снижается без вмешательства водителя. Если за ТС I' близко к нему следует ТС1'в, то приемник 3'в последнего также принимает сигнал передатчика 2' впереди идущего ТС1'. Принятые сигналы воздействуют на источник 4'в и снижают дальность его луча 5'в. Благодаря тому, что приемник 3' ориентирован в направлении излучения источника света 4', он принимает только сигналы от передатчика 2'а, которые попадают в его область действия и сигнализируют, что световой луч 5' может угрожать безопасности движения или является помехой для других участников движения. Передатчик 2' несет информацию о местоположении ТС1', а излученные им сигналы принимаются всеми приемниками 3'а, 3'в, которые направлены своими источниками света на данный передатчик 2. Недостатком известного решения является загруженность эфира и, как следствие, возможность помехового воздействия на различные ТС.

Предлагаемое техническое решение позволяет обеспечить предупреждение /исключение/ опасности ослепления встречным или попутным транспортным средством /через зеркало заднего ряда/ при одновременном уменьшении помех другим ТС и снижении загруженности эфира радиопомехами.

Указанный технический результат обеспечивается противоослепительной системой дорожных транспортных средств, охарактеризованной ниже в двух вариантах, объединенных общим изобретательским замыслом. Согласно первому варианту, в заявляемую систему, содержащую передатчик, приемник, антенный тракт, связанный с передатчиком и приемником, причем выход приемника соединен с первым входом блока управления, первый выход которого соединен с входом переключателя света фар, а второй вход с выключателем наружного освещения транспортного средства, введен первый фотодатчик, установленный на ветровом стекле с внутренней стороны транспортного средства, в пределах поля зрения водителя и ориентированный в направлении движения транспортного средства, регулируемое пороговое устройство, сигнальный вход которого соединяется с выходом первого фотодатчика, а выход с третьим входом блока управления, второй фотодатчик, установленный в салоне транспортного средства и предназначенный для регистрации фона, причем выход второго фотодатчика соединен с управляющим входом регулируемого порогового устройства, антенный тракт выполнен в виде приемопередающей антенны, ориентированной в направлении движения, и введен связанный с ней антенный переключатель, сигнальный выход которого соединен с входом приемника, сигнальный вход с выходом передатчика, а управляющий вход с вторым выходом блока управления, соединенным также с входом запуска передатчика и с входом блокировки приемника, кроме того, в блоке управления предусмотрен четвертый вход, соединенный с выходом переключателя света фар.

Согласно второму варианту, в заявляемую систему, содержащую передатчик, приемник, антенный тракт, связанный с передатчиком и приемником, причем выход приемника соединен с первым входом блока управления, первый выход которого соединен с входом переключателя света фар, а второй вход с выходом выключателя наружного освещения транспортного средства, введены первый фотодатчик, установленный на ветровом стекле с внутренней стороны транспортного средства в пределах поля зрения водителя и ориентированный в направлении движения транспортного средства, первое регулируемое пороговое устройство, сигнальный вход которого соединен с выходам первого фотодатчика, а выход с третьим входом блока управления, второй фотодатчик, установленный в салоне транспортного средства и предназначенный для регистрации фона, третий фотодатчик, установленный на зеркале заднего вида транспортного средства со стороны отражающей поверхности и ориентированный в направлении, противоположном движению транспортного средства, второе регулируемое пороговое устройство, сигнальный вход которого соединен с выходом третьего фотодатчика, выход с пятым входом блока управления, а управляющие входы первого и второго регулируемых пороговых устройств с выходом второго фотодатчика, антенный тракт выполнен в виде ориентированной в направлении движения транспортного средства приемопередающей антенны, а также введены связанный с ней антенный переключатель, второй передатчик и передающая антенна, ориентированная в заднюю полусферу, при этом сигнальный выход антенного переключателя соединен с входом приемника, сигнальный вход с выходом первого передатчика, а управляющий вход с вторым выходом блока управления, соединенным также с входом запуска первого передатчика и с входом блокировки приемника, передающая антенна соединена с выходом второго передатчика, имеющего вход запуска, соединенный с третьим выходом блока управления, четвертый вход которого соединен с выходом переключателя света фар.

Приемопередающая антенна в первом и втором вариантах может быть выполнена в виде направленной антенны вертикальной поляризации и установлена впереди ТС, например, на бампере. Передающая антенна, предусмотренная во втором варианте, может быть выполнена в виде направленной антенны вертикальной поляризации и установлена сзади ТС, например, на бампере.

Блок управления содержит в первом и втором вариантах ждущий мультивибратор /во втором варианте их два/, вход которого является третьим входом блока управления, а выход его вторым выходом /во втором варианте вход первого и вход второго мультивибратора являются соответственно третьим и пятым входами блока управления,а их выходы соответственно вторым и третьим его выходами/, триггер с двумя устойчивыми состояниями, первый вход которого соединен с выходом приемника и является первым входом блока управления, второй с переключателем света фар и является четвертым входом блока управления, а выход триггера соединен через электронный ключ с первым выходом блока управления, второй вход которого является входом подачи питания на блоки противоослепительной системы.

ПОС выполняется в виде приемопередающих модулей, устанавливаемых на каждом ТС и объединяющихся в систему с помощью магнитных волн и светового излучения.

При осуществлении системой процесса управления переключением света фар ТС по радиоканалу должна быть обеспечена высокая надежность передачи команд управления и необходимая помехоустойчивость в условиях реальных радиопомех. Поэтому к данной радиолинии предьявляются специфические требования по выбору необходимого потенциала радиолинии и по выбору вида сигнала.

Радиолиния должна передавать команду управления в направлении луча света фар, т. е. по линии прямой видимости. С учетом особенностей распространения радиоволн наиболее предпочтительными являются радиоволны УКВ диапазона.

Приемник радиолинии с учетом обеспечения необходимой помехоустойчивости, в том числе и для радиовещательных и телевизионных станций, должен иметь чувствительность хуже, чем радиовещательные приемники, например, на порядок. При известной чувствительности радиовещательных приемников 100 мкв/м приемник ПОС должен иметь чувствительность порядка /1-5/ мв/м.

Передатчик ПОС для передачи радиосигнала на расстояние не менее 150 м при чувствительности приемника /1-5/ мв/м и антеннax типа симметричный электрический вибратор с контррефлектором должен иметь выходную мощность порядка 1 Вт.

Простейшим радиосигналом для ПОС может быть одиночный радиоимпульс. При кварцевой стабилизации частоты передатчика, настройке приемника и выбранных значениях мощности передатчика и чувствительности приемника ПОС обеспечит необходимые показатели надежности радиолинии. Однако, с целью повышения надежности передачи команд управления и сокращения пропусков желательно выбрать сложный сигнал. Например, передавать выбранный для ПОС единый код. В передатчике в этом случае должен быть генератор кода, который модулирует выходной сигнал. А в приемнике декодер настроен на данный код. Этому соответствует сигнал, например, КИМ-АМ или КИМ-ЧМ.

Селективность принимаемого полезного сигнала обеспечивается следующими факторами: низкой чувствительностью приемника и достаточно высокой мощностью передатчика; кварцевой стабилизацией частоты передатчика и фиксированной настройкой приемника с использованием кварца; применением кодового сигнала и дешифровкой его в приемнике.

На фиг.4 представлена структурная схема первого варианта противоослепительной системы дорожных ТС; на фиг.5 структурная схема второго ее варианта; на фиг. 6 схематичное представление дорожной ситуации, иллюстрирующее функционирование ПОС, выполненной согласно изобретению; на фиг.7 возможный вариант выполнения блока управления. На рисунках приняты следующие обозначения: 1 приемопередающая антенна; 2 антенный переключатель; 3 передатчик /3а первый передатчик, 3б второй передатчик для второго варианта выполнения ПОС/; 4 приемник; 5 блок управления; 6 первый фотодатчик; 7 первое (для варианта 2) пороговое устройство (регулируемое); 8 второй фотодатчик; 9 переключатель света фар; 10 выключатель наружного освещения; 11 рычаг переключателя света фар; 12 приемопередающий модуль; 13-передающая антенна; 14 третий фотодатчик; 15 второе регулируемое пороговое устройство; 16,17,18 первое, второе и третье ТС (фиг.6); 19а первый ждущий мультивибратор; 19б второй ждущий мультивибратор (на рисунке показан пунктиром; необходим во втором варианте); 20 триггер с двумя устойчивыми состояниями; 21 электронный ключ.

Антенна 1 установлена впереди ТС, например на бампере, имеет широкую диаграмму направленности в переднем полупространстве перед ТС и ориентирована в направлении движения ТС. Антенна 1 может быть выполнена в виде антенны вертикальной поляризации, например, симметричного электрического вибратора с рефлектором. Антенна 1 может работать как в режиме приема, так и в режиме передачи. Перевод антенны 1 из одного режима работы в другой осуществляется с помощью антенного переключателя 2, соединяющего антенну 1 с выходом передатчика 3 и с входом приемника 4.

Первый фотодатчик 6, например фотоэлемент, установлен на ветровом стекле с внутренней стороны ТС перед водителем на той части ветрового стекла, которая обслуживается очистителем ветрового стекла ТС. Светочувствительная сторона фотодатчика 6 обращена в направлении движения ТС. Первый фотодатчик 6 соединен с пороговым устройством 7. Параметры фотодатчика 6 с пороговым устройством 7 выбраны таким образом, что формирование электрического сигнала при ослеплении встречным ТС обеспечивается с расстояния не менее чем за 150 м до встречного ТС. Пороговое устройство 7 может быть настроено на уровень установленных санитарных норм, допустимых при освещении. Однако с учетом того, что высокая внешняя освещенность (внешний фон) может создать помехи работе приемопередающего модуля в его состав введен второй фотодатчик 8, установленный в салоне ТС и предназначенный для регистрации фона в ТС. Сигналом с выхода фотодатчика 8 обеспечивается регулировка порога в пороговом устройстве 7.

Противоослепительная система работает следующим образом.

При включении наружного освещения ТС в темное время суток, с помощью выключателя наружного освещения 10, являющегося элементом электрооборудования транспортного средства, питание бортовой сети ТС подается на блок управления 5 приемопередающего модуля 12. Блок управления 5 подает одновременно напряжение питания на следующие блоки приемопередающего модуля: антенный переключатель 2, передатчик 3, приемник 4, пороговое устройство 7. Приемопередающий модуль 12 включен и подготовлен к работе. Исходное состояние приемопередающего модуля 12 на каждом из ТС после включения наружного освещения приемопередающая антенна 1 находится в режиме приема. При движении встречного ТС /ТС 17 на фиг.6/ с включенным дальним светом, с целью предотвращения возможного ослепления некоторого ТС /ТС 16 на фиг.6/ при расстоянии между ними не менее чем 150 м приемопередающий модуль ТС 16 функционирует следующим образом. Фото-. датчик 6 с пороговым устройством 7 формирует электрический поступающий на третий вход блока управления 5. Блок управления 5 на втором выходе формирует одиночный электрический видеоимпульс определенной длительности, который на время длительности видеоимпульса закрывает радиоприемник 4 /по входу блокировки/, включает передатчик 3 /по входу запуска/ и переводит антенный переключатель 2 по его управляющему входу в режим передачи антенны 1. Передатчик 3 формирует на выходе одиночный радиоимпульс /или, с целью повышения помехоустойчивости ПОС в целом, одиночную пачку импульсов в виде кодовой последовательности выбранного единого для ПОС кода/. Антенна 1 излучает сформированный радиоимпульс в направлении движения ТС 16 или, что то же самое, навстречу ТС 17. Пусть ТС 16 в это время движется с включенными габаритными огнями или с включенным ближним светом, т.е. не может ослепить ТС 17, приемопередающий модуль 12 которого находится в исходном состоянии /в режиме приема/. Радиоволны от TC 16 проходят расстояние до ТС 17 практически мгновенно. Антенна 1 ТС 17 принимает радиосигнал от ТС 16. Далее этот сигнал поступает через антенный переключатель 2 на вход приемника 4. На его выходе формируется видеоимпульс, поступающий на первый вход блока управления 5. Блок управления 5 размыкает электрическую цепь /по первому выходу/, с которой соединены переключатель света фар 9 ТС 17. Переключатель 9 ТС 17 под действием принятого от ТС 16 радиоимпульса переключает фары ТС 17 с дальнего света на ближний автоматически, без участия водителя. Тем самым исключается возможное ослепление TС 16 встречным ТС 17. Переключенное состояние фар с дальнего на ближний свет будет сохраняться до тех пор, пока не будет переведен вручную рычаг 11 переключателя света фар в положение "ближний свет". В этом случае электрический сигнал от переключателя света фар 9 поступает на четвертый вход блока управления 5 и переводит его в исходное состояние, т. е. замыкает электрическую цепь на первом выходе блока управления 5, с которой соединен переключатель света фар 9 ТС 17. И только после этого можно вновь включить дальний свет с помощью рычага 11 переключателя света фар, переведя его вручную в положение "дальний свет".

После окончания видеоимпульса на втором выходе блока управления 5 ТС 16 заканчивается его воздействие на приемник 4,передатчик 3, антенный переключатель 2. В результате приемник 4 открывается, передатчик 3 выключается, антенный переключатель 2 переводит антенну 1 в режим приема и в целом приемопередающий модуль 12 ТС 16 переходит в исходное состояние, т.е. в режим приема.

Выше было принято, что ТС 16 движется с включенными габаритными огнями или с включенным ближним светом, а ТС 17 движется с включенным дальним светом. В результате приемопередающий модуль ТС 16, находясь в исходном состоянии в режиме приема, переходит под воздействием светового потока фар ТС 17 в режим передачи, излучает радиосигнал в направлении ТС 17, которое, также находясь в исходном состоянии в режиме приема, принимает этот радиосигнал с расстояния не менее 150 м между ними и переключает свои фары с дальнего на ближний свет.

Если принять, что ТС 16 движется с включенным дальним светом, а ТС 17 с включенными габаритными огнями или с включенным ближним светом, то приемопередающий модуль 12 ТС 17 переключит автоматически с помощью приемопередающего модуля 12 ТС 16 свет фар с дальнего на ближний в порядке, аналогичном описанному ранее.

Если принять, что ТС 16 и ТС 17 движутся навстречу друг другу с включенным дальним светом, то из-за разброса порога срабатывания фотодатчиков приемопередающих модулей 12 сработает сначала один из них и переключит дальний свет на ближний, а затем сработает другой. Время переключения будет определяться в основном временем срабатывания реле, входящего в состав переключателя света фар ТС, т.к. вpeмя распространения радиоволн между ТС пренебрежимо мало. Время переключения приемопередающего модуля - радиоэлектронного устройства, выполненного на современной элементной базе, - тоже мало.

Второй вариант ПОС, представленный на фиг.5, отличается от приведенного на фиг. 4 первого ее варианта тем, что в систему дополнительно к первому передатчику За введен второй передатчик 3б, передающая антенна 13, установленная сзади ТС, например на бампере, имеющая широкую диаграмму направленности в заднем полупространстве ТС и ориентированная в направлении, противоположном движению ТС. Антенна 13 может быть выполнена в виде антенны вертикальной поляризации, например симметричного электрического вибратора с рефлектором. Антенна 13 работает в передающем режиме и соединена с выходом второго передатчика 3б. Кроме того, второй вариант ПОС предусматривает введение третьего фотодатчика 14, например фотоэлемента, установленного на зеркале заднего вида ТС со стороны отражающей поверхности светочувствительной стороной в направлении, противоположном движению ТС. Третий фотодатчик 14 соединен с вновь введенным вторым пороговым устройством 15, управляющий вход которого соединен с выходом второго фотодатчика 8, а выход с пятым входом блока управления 5. Третий фотодатчик 14 с пороговым устройством 15 формируют электрический сигнал при ослеплении попутным ТС с расстояния не менее чем 150 м. Кроме того, во втором варианте ПОС блок управления 5 имеет третий выход, соединенный с входом запуска второго передатчика 3б.

ПOC, выполненная согласно второму варианту, обеспечивает предупреждение возможного ослепления водителя светом фар не только встречного ТС /как в первом варианте ПОС/, но и попутного ТС через зеркало заднего вида. Работа системы, выполненной согласно второму варианту, дополнительно к рассмотренному выше для первого ее варианта, заключается в следующем. При движении ТС 18 /фиг. 6/ с включенным дальним светом, с целью предотвращения ослепления водителя ТС 16 через зеркало заднего вида, фотодатчик 14 с пороговым устройством 15 формируют электрический сигнал, поступающий на пятый вход блока управления 5. Блок управления 5 формирует на своем третьем выходе электрический видеоимпульс, который включает второй передатчик 3б по его входу запуска. При этом второй передатчик 3б формирует на выходе одиночный радиоимпульс (или пачку радиоимпульсов, соответствующую принятому коду для ПОС/. Антенна 13 излучает сформированный радиоимпульс в направлении, противоположном движению ТС 16 или, что то же самое, в направлении ТС 18. В это время приемопередающие модуль 12 на ТС 18 находится в исходном состоянии, т.е. в режиме приема. Радиоволны от ТС 16 проходят расстояние до ТС 18 практически мгновенно. Антенна 1 ТС 18 принимает радиосигнал от ТС 16. Этот сигнал с помощью антенного переключателя 2 приемопередающего модуля 12 ТС 18 поступает на вход его приемника 4 и далее процессы протекают аналогично описанному ранее для случая движения ТС 17 с включенным дальним светом навстречу ТС 16, движущемуся с включенными габаритными огнями или ближним светом. В результате ПОС переключает автоматически дальний свет фар ТС 18, ослепляющий через зеркало заднего вида водителя ТС 16.

Логика работы блока управления 5 ясна из приведенного выше описания работы системы в двух вариантах ее выполнения. Детальное выполнение блока управления представлено на фиг.7; пунктиром показан элемент /второй ждущий мультивибратор 19б со своими входом и выходом/, отличающий выполнение блока управления во втором варианте ПОС от его выполнения в первом варианте. Ниже даны дополнительные пояснения, касающиеся работы данного блока, исходя из возможного его выполнения, иллюстрируемого фиг.7.

При включении наружного освещения /включатель 10/ сначала включают рычаг 11 переключателя света фар в положение "ближний свет" (БС). В этом случае потенциал +12 В от переключателя света фар 9 поступает на вход 4 блока управления 5 и переводит триггер 20 в исходное состояние, т.е. триггер 20 включает электронный ключ 21, и цепь от вых.1 блока управления 5 до реле Д.С ("дальний свет") переключателя 9 замкнута, после чего водитель может пользоваться дальним светом. (Если в момент включения выключателя 10 триггер был в произвольном состоянии, то при переводе рычага 11 в положение БС триггер 20 всегда переводит электронный ключ 21 в исходное состояние. Если даже была помеха с выхода приемника 4, то с переводом рычага 11 в положение БС электронный ключ 21 переводится в исходное состояние).

Если на вход 1 блока управления 5 с приемника 4 поступает сигнал, то триггер 20 переводит электронный ключ 21 в состояние "разомкнуто", и цепь от вых.1 блока управления 5 до реле Д.С. переключателя 9 размыкается и ослепление снимается. В таком состоянии электронный ключ 21 будет находиться до тех пор, пока рычаг 11 не будет переведен в положение "ближний свет", после чего триггер 20 принимает другое устойчивое состояние и включает электронный ключ 21; цепь от вых.1 блока управления 5 до реле Д.С. замыкается.

Формула изобретения

1. Противоослепительная система дорожных транспортных средств, содержащая передатчик, приемник, антенный тракт, связанный с передатчиком и приемником, причем выход приемника соединен с первым входом блока управления, первый выход которого соединен с входом переключателя света фар, а второй вход с выключателем наружного освещения транспортного средства, отличающаяся тем, что в нее введены первый фотодатчик, установленный на ветровом стекле с внутренней стороны транспортного средства в пределах поля зрения водителя и ориентированный в направлении движения транспортного средства, регулируемое пороговое устройство, сигнальный вход которого соединен с выходом первого фотодатчика, а выход с третьим входом блока управления, второй фотодатчик, установленный в салоне транспортного средства и предназначенный для регистрации фона, причем выход второго фотодатчика соединен с управляющим входом регулируемого порогового устройства, антенный тракт выполнен в виде ориентированной в направлении движения приемопередающей антенны, введен связанный с ней антенный переключатель, сигнальный выход которого соединен с входом приемника, сигнальный вход с выходом передатчика, а управляющий вход с вторым выходом блока управления, соединенным также с входом запуска передатчика и с входом блокировки приемника, а блок управления имеет четвертый вход, соединенный с выходом переключателя света фар.

2. Система по п.1, отличающаяся тем, что блок управления содержит ждущий мультивибратор, вход которого является третьим входом блока управления, а выход его вторым выходом, триггер с двумя устойчивыми состояниями, первый вход которого является первым входом блока управления, второй вход четвертым его входом, а выход триггера соединен через электронный ключ с первым выходом блока управления, второй вход которого является входом подачи питания на блоки противоослепительной системы.

3. Противоослепительная система дорожных транспортных средств, содержащая передатчик, приемник, антенный тракт, связанный с передатчиком и приемником, причем выход приемника соединен с первым входом блока управления, первый выход которого соединен с входом переключателя света фар, а второй вход с выключателем наружного освещения транспортного средства, отличающаяся тем, что в нее введены первый фотодатчик, установленный на ветровом стекле с внутренней стороны транспортного средства в пределах поля зрения водителя и ориентированный в направлении движения, первое регулируемое пороговое устройство, сигнальный вход которого соединен с выходом первого фотодатчика, а выход с третьим входом блока управления, второй фотодатчик, установленный в салоне транспортного средства и предназначенный для регистрации фона, третий фотодатчик, установленный на зеркале заднего вида транспортного средства со стороны отражающей поверхности, ориентированный в направлении, противоположном движению, второе регулируемое пороговое устройство, сигнальный вход которого соединен с выходом третьего фотодатчика, выход с пятым входом блока управления, а управляющие входы первого и второго регулируемых пороговых устройств с выходом второго фотодатчика, антенный тракт выполнен в виде ориентированной в направлении движения приемопередающей антенны, а также введены связанный с ней антенный переключатель, второй передатчик и передающая антенна, ориентированная в заднюю полусферу, при этом сигнальный выход антенного переключателя соединен с входом приемника, сигнальный вход с выходом первого передатчика, а управляющий вход с вторым выходом блока управления, соединенным также с входом запуска первого передатчика и с входом блокировки приемника, передающая антенна соединена с выходом второго передатчика, имеющего вход запуска, соединенный с третьим выходом блока управления, четвертый вход которого соединен с выходом переключателя света фар.

4. Система по п.3, отличающаяся тем, что блок управления содержит первый ждущий мультивибратор, вход которого является третьим входом блока управления, а выход его вторым выходом, второй ждущий мультивибратор, вход которого является пятым входом блока управления, а выход его третьим выходом, триггер с двумя устойчивыми состояниями, первый вход которого является первым входом блока управления, второй вход четвертым его входом, а выход триггера соединен через электронный ключ с первым выходом блока управления, второй вход которого является входом подачи питания на блоки противоослепительной системы.

5. Система по п.1 или 3, отличающаяся тем, что приемопередающая антенна выполнена в виде направленной антенны вертикальной поляризации и установлена впереди транспортного средства, например, на бампере.

6. Система по п.3, отличающаяся тем, что передающая антенна выполнена в виде направленной антенны вертикальной поляризации и установлена сзади транспортного средства, например, на