Способ соединения сваркой плавлением

Реферат

 

Использование: при изготовлении оборудования атомных энергетических установок. Сущность изобретения: сварное соединение состоит из корпуса 1 со сварным швом 2 и внутрикорпусной конструкции 3. На внутренней поверхности корпуса выполняют паз 4, а внутрикорпусная конструкция имеет выступ 5, снабженный проточкой 6, выполненной в районе сварного шва. Ширину паза берут больше ширины выступа на величину a kB, где k - коэффициент эффективности защемления, B - ожидаемое поперечное укорочение сварного шва. 2 ил.

Изобретение относится к узлам сварных соединений и может быть использовано при изготовлении оборудования атомных энергетических установок.

В процессе эксплуатации сварных корпусных конструкций, подвергающихся на ряду с давлением термоциклическим напряжениям, вызванным колебаниями температуры среды, находящейся внутри, имеет место возникновение трещин в сварном шве, как наиболее нагруженном месте корпусной конструкции в результате взаимодействия рабочих напряжений конструкции (термоциклика, давление и т.д. ) и собственных сварочных напряжений.

Поэтому существует проблема защиты сварного шва корпусной конструкции от влияния температурных колебаний среды, которая может быть решена установкой тепловых экранов. Кроме этого, внутрикорпусная конструкция может устанавливаться и с другими целями и задачами (расходомеры, сужающие устройства и т. п.).

Известен способ закрепления внутрикорпусной конструкции с использованием известного типового сварного соединения ("Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварка и наплавка. Основные положения. ПНАЭГ-7-009-89, табл. П3.42, сварное соединение тип 1-26), используя подкладное кольцо с перемычкой.

Недостатки этой конструкции: наличие двух щелевых концентраторов в корне сварного шва уменьшает надежность корпусной конструкции; корпусной шов является частью внутрикорпусной конструкции; нагрузки внутрикорпусной конструкции передаются на корпусной шов, снижая его надежность; сварочные деформации передаются на внутрикорпусную конструкцию.

Этот узел выбран за прототип.

Изобретение позволяет повышать надежность путем обеспечения защемления внутрикорпусной конструкции в процессе сварки корпуса, т.е. закрепление внутрикорпусной конструкции осуществляется без сварного шва и применения крепежных деталей. Может быть использовано для установки тепловых экранов и других внутрикорпусных конструкций.

Указанная цель достигается тем, что по периметру корпуса в районе корня шва выполняют паз, в который устанавливают выступ внутрикорпусной конструкции, снабженный проточкой с предварительным зазором "а" между вертикальной опорной поверхностью паза и вертикальной опорной поверхностью выступа, причем "а" определяется из соотношения: Зазор "а" в процессе сварки соединения ликвидируется и внутрикорпусная конструкция жестко фиксируется внутри корпуса за счет контакта между вертикальными опорными поверхностями паза и выступа.

Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых изображены: фиг.1 установка внутрикорпусной конструкции перед сваркой; фиг.2 конструкция после выполнения сварки.

Сварное соединение состоит из корпуса 1 со сварным швом 2 и внутрикорпусной конструкции 3. На внутренней поверхности корпуса выполняют паз 4, а внутрикорпусная конструкция 3 имеет выступ 5, снабженный проточкой 6 с размерами, обеспечивающими сварку без оплавления корпуса 1 с конструкцией 3.

Наличие проточки 6, во-первых, исключает усилие элементов внутрикорпусной конструкции в формировании сварного шва и непосредственной работе их в составе сварного шва; во-вторых, исключает характерный для сварных соединений с подкладными кольцами конструктивный концентратор напряжений в виде щели.

Зазор "а" определяется по формуле: где k коэффициент эффективности защемления, k (1/3 2/3); B ожидаемое поперечное укорочение сварного соединения ("усадка"), зависящая от толщины и вида разделки.

B определяется экспериментальным путем по среднестатистическим данным "усадки" или теоретически по формуле где I сварочный ток; U сварочное напряжение; V скорость сварки; C теплоемкость; плотность; h коэффициент, зависящий от способа сварки: для электродов равен 0,75, для автоматической сварки под флюсом равен 0,8; aн коэффициент наплавки, 12 г/ач для электродов; 15 г/ач для автоматической сварки под флюсом; толщина прохода; i номер прохода.

Длина паза "l" определяется с учетом предварительного зазора "а".

При сварке корпуса 1 зазор "а" полностью выбирается за счет поперечной "усадки" сварного шва и внутрикорпусная конструкция жестко фиксируется плотным прилеганием вертикальных опорных поверхностей паза 4 корпуса и выступа 5 внутрикорпусного элемента.

Таким образом, предлагаемый узел сварного соединения отличается от прототипа тем, что внутрикорпусная конструкция крепится при формировании сварного шва путем зажима или закрепления за счет ликвидации в процессе сварки предварительного зазора между элементами корпуса и внутрикорпусной конструкции, при этом повышается надежность сварного соединения за счет ликвидации концентраторов в корне сварного шва.

Формула изобретения

Способ соединения сваркой плавлением корпуса с внутрикорпусной конструкцией, имеющей выступ по оси шва корпуса, отличающийся тем, что на внутренней стороне корпуса выполняют паз, в котором размещают выступ с фиксируемыми поверхностями, при этом ширину паза берут больше ширины выступа на величину "а" определяемую из соотношения: a к.В, где К коэффициент эффективности защемления, В ожидаемое поперечное укорочение сварного шва, а на выступе по оси шва выполняют проточку, исключающую расплавление металла выступа при сварке корпуса.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2