Способ прокатки алюминиевой ленты с выпукло-вогнутым рельефом
Реферат
Использование: исключение налипания алюминия на валки прокатного стана при производстве алюминиевой ленты с выпукло-вогнутым рельефом. Сущность: способ включает прокатку заготовки в цилиндрических валках с выпукло-вогнутым рельефом поверхности. Прокатку ведут совместно с металлической лентой, толщина которой не более глубины рельефа, пропущенной между валками и прокатываемой заготовкой. Твердость металлической ленты должна быть не менее твердости заготовки, но не более твердости валков. 1 табл.
Предполагаемое изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при производстве алюминиевой ленты с выпукло-вогнутым рельефом.
Известен способ получения листовой стали с узором, включающий обжатие стального листа толщиной 0,3 мм в цилиндрических валках диаметром 40-300 мм с выпукло-вогнутым рельефом поверхности (Япония з. N 60-2922, МКИ B 21 B 1/22, 1985 г.). Данный способ не позволяет получать алюминиевую ленту произвольной толщины высокого качества поверхности, так как в процессе прокатки происходит налипание алюминия на валки с последующим переносом налипов на прокатываемую ленту заалюминивание. Известен способ прокатки металлической ленты с выпукло-вогнутым рельефом, включающий обжатие заготовки в цилиндрических валках с выпукло-вогнутым рельефом поверхности (Япония, заявка N 56-20096, МКИ B 21 D 13/04, 1981 г.). Недостатком этого способа является невозможность изготовления алюминиевой ленты произвольной толщины и рельефа высокого качества поверхности (например, типа "апельсиновая корка"), так как в процессе прокатки происходит налипание алюминия на валки прокатного стана с последующим переносом налипов на прокалываемую ленту. Кроме того, выпуклые части рельефа валка на выходе из очага деформации при прокатке производят вырыв материала заготовки из вогнутой ее части, что нарушает ее целостность и, соответственно, снижает механические свойства изделия. Предлагается способ прокатки алюминиевой ленты с выпукло-вогнутым рельефом путем обжатия заготовки в цилиндрических валках с выпукло-вогнутым рельефом поверхности через металлическую ленту толщиной не более глубины рельефа, пропущенную между валками и прокатываемой заготовкой, при этом твердость металлической ленты не менее твердости заготовки, но не превышает твердости валков. Предлагаемый способ отличается от прототипа тем, что обжатие заготовки ведут через металлическую ленту толщиной не более глубины рельефа, пропущенную между валками и прокатываемой заготовкой, при этом твердость металлической ленты не менее твердости заготовки, но не превышает твердости валков. Техническим результатом предлагаемого способа является повышение качества поверхности: высокий уровень блеска, четкость рельефа, пониженная шероховатость за счет исключения заалюминивания валков, а также повышение механических свойств ленты за счет исключения вырыва материала заготовки на выходе из очага деформации. Обжатие заготовки толщиной не более глубины рельефа через металлическую ленту, пропущенную между валками и прокатываемой заготовкой при твердости металлической ленты не менее твердости заготовки, но не превышающей твердости валков, исключает непосредственный контакт заготовки с валками, что не допускает заалюминивания валков и, соответственно, прокатываемой алюминиевой ленты, обеспечивая качество поверхности, включая высокий уровень блеска, четкость рельефа и пониженную шероховатость. Металлическая лента работает в качестве технологической смазки и, кроме того, в результате скольжения выпуклых частей рельефа валков по ее поверхности не происходит вырыва материала заготовки на выходе из очага деформации, что гарантирует заданный уровень механических свойств изделия. При толщине металлической ленты более глубины рельефа валков давление рельефного валка на прокатываемую заготовку сглаживается, в результате чего рельеф на алюминиевой ленте проявляется нечетко. При твердости металлической ленты менее твердости заготовки, рельеф валка продавливает материал ленты, которая в процессе прокатки не прогибается и не обтягивает рельеф валка, что приводит к нечеткому переносу заданного рельефа на алюминиевую ленту. При твердости металлической ленты, превышающей твердость валков, обтягивание ею рельефа валков в процессе прокатки не происходит, в зависимости от давления прокатки лента или разрушается, или рельеф на изделии не пропечатывается. Примеры осуществления способа. 1. Согласно предлагаемому способу алюминиевую ленту заготовку марки А7 толщиной 0,8 мм и твердостью по Шору 5 ед. прокатывали на стане Дуо с диаметром валков 260 мм, твердостью по Шору 95 ед. и выпукло-вогнутым рельефом поверхности типа "апельсиновая корка" глубиной 0,3 мм. Обжатие заготовки производили через металлическую ленту из разных сплавов толщиной 0,25 мм. Материал ленты: нержавеющая сталь (твердость по Шору 20 ед.), медь (твердость по Шору 7 ед.), никель (твердость по Шору 9 ед.), алюминий (твердость по Шору 5 ед.). При прокатке использовали два способа обжатия: между прокатываемой заготовкой и валками пропускали металлическую ленту с последующим разделением изделия и ленты путем смотки на разные моталки, бесконечную металлическую ленту надевали на валки прокатного стана в виде оболочек-бандажей. Изготовлена блестящая алюминиевая лента высокого качества поверхности с четким рельефом глубиной 0,3 мм без вырывов и нарушения целостности. Стальную ленту использовали повторно с тем же эффектом. 2. Согласно способу-прототипу алюминиевую ленту марки А7 толщиной 0,8 мм обжимали на прокатном стане с диаметром валков 260 мм с выпукло-вогнутым рельефом, шаг которого равен 15 мм. Изготовленная алюминиевая лента имела матовый цвет со следами заалюминивания и вырывами рельефа. Полученные результаты представлены в таблице 1. Как видно из таблицы 1, качество поверхности и механические свойства полученной по предлагаемому способу алюминиевой ленты значительно выше, чем у ленты, полученной по способу-прототипу. Это ведет к увеличению выхода годной ленты на 14-18% из-за отсутствия брака по качеству поверхности и механическим свойствам, а также за счет исключения из технологического цикла дорогостоящей операции переточки валков для ликвидации заалюминивания.Формула изобретения
Способ прокатки алюминиевой ленты с выпукло-вогнутым рельефом, включающий обжатие заготовки в цилиндрических валках с выпукло-вогнутым рельефом поверхности, отличающийся тем, что обжатие заготовки ведут через металлическую ленту толщиной не более глубины рельефа, пропущенную между валками и прокатываемой заготовкой, при этом твердость металлической ленты не менее твердости заготовки, но не более твердости валков.РИСУНКИ
Рисунок 1