Топливная композиция

Реферат

 

Сущность изобретения: топливная композиция содержит 10 проц. одноатомного спирта, выбранного из группы изопропиловый и бутиловый спирт; 10 проц. ароматического углеводорода, выбранного из группы бензол, толуол; 0,01 проц. пространственно-затрудненного фенола, выбранного из группы агидол, хиноловый эфир и до 100 проц. бензиловой фракции газоконденсата. 1 табл.

Изобретение относится к моторным топливам на основе промышленных отходов, в частности, на основе газоконденсатов с органическими добавками, повышающими октановое число и детонационную стойкость последнего, и может использоваться в нефтеперерабатывающей промышленности и в качестве топливной композиции для двигателей с искровым зажиганием.

Известное использование газоконденсата для получения дизельного топлива /1/ и известна топливная композиция для двигателей с искровым зажиганием на основе бензина с добавлением присадки, с целью улучшения характеристик сгорания, уменьшения износа седел клапанов /2, прототип/.

Цель изобретения получение жидкого топлива с высоким октановым числом и детонационной стойкостью, не содержащим вредных веществ, из дешевого и доступного сырья, в отличие от топливной композиции /2/.

Эта цель достигается тем, что в газоконденсат вводят органическую добавку, содержащую одноатомный спирт (изопропиловый, бутиловый), ароматический углеводород (толуол, бензол) и пространственно-затрудненный фенол (ПЗФ-агидол, ионол, хиноловый эфир), используемый в качестве антидетонатора. Это приводит к повышению октанового числа предлагаемой топливной композиции до 72-80, а также исключается использование тетраэтил свинца, используемого в промышленных бензинах А-76, А-93.

Предлагаемая топливная композиция имеет следующее содержание компонентов, мас.

Газоконденсат 79,9 Одноатомный спирт (изопропиловый, бутиловый) 10,0 Ароматический углеводород (толуол, бензол) 10,0 ПЗФ (агидол, ионол, хиноловый эфир) 0,01 Испытаниям подвергались три композиции. Первая композиция состояла из газоконденсата (контрольная), вторая газоконденсат с добавкой изопропилового спирта, толуола, ПЗФ (ионола), в соотношении 79:10:10:1 и третья композиция газоконденсат с добавкой изопропилового спирта, изооктана, ПЗФ (агидола) в соотношении 59:20:20:1, соответственно. Октановые числа составленных композиций определялись исследовательским методом.

В таблице 1 представлены данные испытаний трех композиций жидкого топлива.

Как видно из вышеприведенной таблицы, наиболее пригодна для использования в качестве жидкого топлива в автомобилях композиция 11. Для нее характерны следующие преимущества: наиболее дешевые и доступные компоненты, высокая детонационная стойкость (о.ч. 79,8).

Изобретение иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Композиция готовилась на основе газоконденсата (d 0,7 г/см3), взятом на Усинском газодобывающем объединении (Коми CCР). Газоконденсат сушили над натрием для удаления воды. Добавку, состоящую из толуола и изо-пропилового спирта в соотношении (1:1), также обезвоживали перегонкой над осушителями (хлоридом кальция, сульфатом магния). Затем добавку приливали в исходный газоконденсат, тщательно перемешивали в течение суток. В приготовленную композицию на завершающей стадии вносили взвешенное количество (0,01 г) пространственно-затруднительного фенола (ионола). Приготовленную композицию испытывали на детонационную стойкость, определяли исследовательским методом октановое число и проводили фракционную разгонку. Результаты испытаний представили в таблице I (II).

Пример 2. Композицию готовили также, как и в примере 1, на основе газоконденсата. Добавку составляли из изопропилового спирта и изооктана, предварительно перегоняли над осушителями (хлоридом кальция, сульфатом магния). Добавку тщательно перемешивали, приливали в исходный газоконденсат, выдерживали в течение суток, и также, как в примере 1, на завершающей стадии добавляли 0,01 г ПЗФ (агидол). Приготовленную топливную композицию испытывали на детонационную стойкость, определяли октановое число исследовательским методом и проводили фракционную разгонку. Результаты испытаний представили в таблице I (II).

Технико-экономический эффект состоит в том, что на основе промышленных отходов получен высокооктановый бензин, не содержащий вредных веществ, т.е. экологически чистый. Само получение этой топливной композиции технологично, доступно, управляемо.

Формула изобретения

Топливная композиция на основе бензиновой фракции газоконденсата с добавлением присадки, отличающаяся тем, что дополнительно содержит одноатомный спирт, выбранный из группы изопропиловый и бутиловый спирты, ароматический углеводород, выбранный из группы бензол и толуол, и в качестве присадки содержит пространственно-затрудненный фенол, выбранный из группы агидол, ионол, хиноловый эфир, при следующем соотношении компонентов, мас.

Одноатомный спирт 10 Ароматический углеводород 10 Пространственно-затрудненный фенол 0,01 Бензиновая фракция газоконденсата До 100

РИСУНКИ

Рисунок 1