Устройство для перегрузки в контейнер капсулы с отработанным ядерным топливом

Реферат

 

Назначение: в атомной технике и может быть применено на атомных станциях, радиохимических заводах, хранилищах радиоактивных отходов и других аналогичных предприятиях. Сущность: устройство содержит транспортную трубу, предназначенную для перегрузки капсулы, грузовой канат кранового механизма с закрепленным на нем захватом, взаимодействующим с капсулой, а также механизм удержания капсулы от падения, включающий блоки и гибкие связи, соединенные с механизмом включения тормоза, взаимодействующим с конечными выключателями кранового механизма. Механизм удержания капсулы от падения включает захват, взаимодействующий со строповочным приспособлением, установленным на верхней торцевой поверхности капсулы. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Предлагаемое изобретение относится к атомной технике и может быть применено на атомных станциях, радиохимических заводах, хранилищах радиоактивных отходов и других аналогичных предприятиях.

Известно устройство для перегрузки капсулы с отработавшим ядерным топливом, содержащее транспоpтную трубу для перегрузки капсулы, грузовой канат кранового механизма с закрепленным на нем захватом. С целью предотвращения падения капсулы при обрыве грузового каната кранового механизма или при аварийном раскрытии захвата транспортная труба оборудована подвижной опорой, снабженной откидными двуплечими рычагами, перекрывающими центральное отверстие опоры и взаимодействующими с капсулой и стенками транспортной трубы, цилиндрическая поверхность которой переходит в коническую, а подвижная опора гибкими связями через систему неподвижных и подвижных блоков, каждый из которых оборудован пружиной, барабаном, оборудованным тормозом, и противовесы соединена с механизмом включение тормоза, снабженным пружиной, причем пружины имеют возможность взаимодействия с конечными выключателями при увеличении усилия в гибких связях, а масса противовесов больше массы подвижной опоры (см. а.с. N 1235387, МКИ G 21 C 19/32).

Основным недостатком известного устройства является то, что канаты для безопасной перегрузки капсулы закреплены за подвижную опору, на которую через откидные рычаги опирается капсула, но конструкция подвижной опоры не позволяет сопровождать капсулу во время ее прохождения через наводящее устройство, а также во время движения в транспортном контейнере. Все вышеизложенное приводит к тому, что после достижения конической части шахты (трубы) рычаги подвижной опоры откидываются и пропускают капсулу вниз. Действие устройства для безопасной перегрузки капсулы с отработавшим топливом прекращается.

На атомных станциях с реактором РБМК путь, который должна проходить капсула с отработавшим ядерным топливом без ее удержания, во время погрузки в транспортный контейнер составляет до 40% Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности устройства.

Это достигается тем, что устройство для перегрузки капсулы с отработавшим ядерным топливом содержит транспортную трубу, предназначенную для перегрузки капсулы, грузовой канат кранового механизма с закрепленным на нем захватом и механизм удержания капсулы от падения, причем последний включает захват, взаимодействующий с капсулой посредством строповочного приспособления, установленного на торцевой поверхности капсулы, и через систему гибких связей, соединен с механизмом включения тормоза, взаимодействующим с конечными выключателями кранового механизма.

Cущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг. 1 общий вид; фиг. 2 узел А; фиг. 3 узел Б; фиг. 4 вид "В".

Устройство для перегрузки в контейнер капсулы с отработавшим ядерным топливом содержит шахту 1, в которой на специальных подхватах 2 установлена капсула 3 для ее загрузки отработавшим ядерным топливом, поднятая из транспортного контейнера 4, при помощи захвата 5 закрепленного к грузовым канатам 6 мостового крана и одновременно закрепленного к двухпозиционному приспособлению для строповки 7, которым оборудована верхняя торцевая поверхность капсулы 3.

Также к двухпозиционному приспособлению 7 прикреплен захват 8 механизма удержания капсулы от падения 9, через канаты 10 и блоки 11. Крепление захвата 8 к приспособлению для строповки 7 осуществлено поворотными рычагами 12.

На раме грузовой тележки мостового крана 13 установлены подвижные блоки 14, оборудованные пружинами 15, взаимодействующие с грузовыми канатами 6 мостового крана, проходящие через уравнительный блок 16 грузовой тележки того же крана. Здесь же установлены и конечные выключатели 17 для включения в работу механизма удержания капсулы от падения 9.

Для точной установки капсулы 3 в контейнер 4 предусмотрено наводящее устройство 18, а подвижность блоков 14 осуществлена через шарниры 19.

Механизм удержания капсулы 9 состоит из барабана 20, тормоза 21, электропривода тормоза 22.

Устройство работает следующим образом. Пустую капсулу 3 поднимают в шахте (трубе) 1 из контейнера 4 за строповочное приспособление 7 при помощи захвата 5, закрепленного к грузовому канату 6 мостового крана, и устанавливают на подхваты 2.

Захват 5 расцепляется и убирается. Капсулу 3 загружают отработавшим топливом. После загрузки капсулы 3 на нижнюю позицию строповочного приспособления 7 устанавливают захват 8 и запирают его поворотными рычагами 21, а на верхнюю позицию строповочного приспособления 7 устанавливают захват 5.

Затем капсулу 3 освобождают от подхватов 2 и мостовым краном опускают ее в контейнер 4 через наводящее устройство 18.

Закончив перегрузку капсулы 3 в контейнер 4, захваты 8 и 5 поднимают в центральный зал АС.

В случае возникновения аварийной ситуации оборвался канат 6 или раскрылся захват 5 в работу автоматически включается механизм удержания капсулы от падения 9, который получает сигнал на включение от конечного выключателя 17 по следующей схеме: после потери груза (капсулы) в канатах 6 резко уменьшается натяжение и подвижные блоки 14 под действием усилия пружин 15 отклоняются в шарнирах 19, обеспечивая срабатывание конечных выключателей 17. После срабатывания конечных выключателей 17 электропривод тормоза 22 включает в работу тормоз 21, который останавливает вращение барабана 20, прекращая сматывание канатов 10, тем самым механизм 9 удерживает капсулу 3 от падения.

Применение предлагаемого устройства позволит исключить аварии при перегрузке отработавшего ядерного топлива (ТВС) из центрального зала АС в контейнер при обрыве грузового каната кранового механизма или аварийного раскрытия захвата.

Формула изобретения

1. Устройство для перегрузки капсулы с отработанным ядерным топливом, содержащее транспортную трубу, предназначенную для перегрузки капсулы, грузовой канат кранового механизма с закрепленным на нем захватом, взаимодействующим с капсулой, а также механизм удержания капсулы от падения, включающий блоки и гибкие связи, соединенные с механизмом включения тормоза, взаимодействующим с конечными выключателями кранового механизма, отличающееся тем, что механизм удержания капсулы от падения включает захват, взаимодействующий со строповочным приспособлением, установленным на верхней торцевой поверхности капсулы.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что захват грузового каната находится во взаимодействии со строповочным приспособлением.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4