Прицеп для буксирования поврежденных транспортных средств
Реферат
Использование: относится к транспорту, в частности к прицепным устройствам, предназначенным для буксировки неисправных транспортных средств. Содержит раму 1, установленную на колесах, дышло 26, стрелу 6, смонтированную на раме с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости. На свободном конце стрелы шарнирно закреплена с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости траверса 13 с захватными элементами 14. На раме установлено поворотное в горизонтальной плоскости основание 4, на котором смонтирована упомянутая стрела. Захватные элементы 14 шарнирно закреплены на концах траверсы 13 с возможностью поворота вокруг продольной оси траверсы. Передний конец рамы шарнирно соединен с дышлом с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости для вывешивания передней части буксируемого автомобиля и фиксации в горизонтальном положении при транспортировании механизмом фиксации 29. 2 з.п.ф. 10 ил.
Изобретение относится к транспорту, в частности, к прицепным устройствам, предназначенным для буксирования неисправных транспортных средств.
Известен прицеп, содержащий Z образную раму, установленную на колесах, дышло, механизм вывешивания передней части буксируемого транспортного средства с захватными элементами, и устройство для фиксации вывешенного транспортного средства, а.с. N 624801. Однако, в известном устройстве имеется ряд недостатков, главным из которых является то, что при таком способе погрузки (за балку переднего моста) неисправного автомобиля становится невозможным его транспортировка в случае срывания балки моста с мест ее крепления (от удара о препятствие, аварии и т. п.), что нередко случается при эксплуатации. Невозможна транспортировка и автомобилей (как правило легких) не имеющих балку переднего моста. Кроме того, для каждой марки автомобиля нужно иметь свои, специально выполненные захватные элементы для балки переднего моста, что неудобно в эксплуатации и требует дополнительных трудозатрат для их изготовления. Другим существенным недостатком является то, что при движении, особенно на поворотах, прицеп не может поворачиваться относительно буксируемого автомобиля, поэтому для поворота необходим большой радиус и при этом на буксирный крюк тягача, дышла и другие детали прицепа действуют значительные динамические нагрузки, а шины колес прицепа быстро изнашиваются. Это приводит к снижению управляемости автопоезда и повышает его опасность для других участников дорожного движения. Еще один недостаток известного устройства можно назвать то, что оно не приспособлено для использования по какому-либо другому назначению, позволяющему повысить эффективность его использования, например для перевозки длинномерных грузов, что является немаловажным обстоятельством т.к. не всегда существует потребность в перевозке неисправных автомобилей, и тогда прицеп может бесполезно простаивать неопределенное время. Наиболее близким является прицеп для буксирования поврежденных транспортных средств, содержащий раму, установленную на колесах, дышло, стрелу, смонтированную на раме с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости, траверсу с захватными элементами, шарнирно закрепленную на свободном конце стрелы с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости. (Патент США N 3522892, В 60 Р 3/12, 1968 г.). Недостатком известного прицепа является низкие эксплуатационные возможности. Техническим результатом изобретения является повышение эксплуатационных возможностей. Технический результат достигается тем, что прицеп для буксирования поврежденных транспортных средств снабжен установленным на раме поворотным в горизонтальной плоскости основанием, на котором смонтирована упомянутая стрела, при этом захватные элементы шарнирно закреплены на концах траверсы с возможностью поворота вокруг продольной оси траверсы, а передний конец рамы шарнирно соединен с дышлом с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости для вывешивания передней части буксируемого поврежденного транспортного средства и фиксации в горизонтальном положении при транспортировании механизмом фиксации. Кроме того, прицеп снабжен устанавливаемым под переднюю часть транспортного средства и соединенным с указанными захватными элементами жестким поддоном с эластичной упругой подушкой и штангой, концы которой шарнирно соединены соответственно с поддоном и рамой прицепа, при этом штанга выполнена переменной длины. Кроме того, прицеп снабжен роспуском для перевозки длинномерного груза. На фиг. 1 изображен предлагаемый прицеп, вид сбоку; на фиг 2 тоже, вид сверху; на фиг. 3 вид А на фиг. 1; на фиг. 4 поворотное устройство в разрезе; на фиг. 5 замок в закрытом и открытом положении; на фиг. 6 момент начала погрузки (раскладывания дышла прицепа, поврежденного транспортного средства); на фиг. 7 прицеп с погруженным на него поврежденным транспортным средством; на фиг. 8 вариант использования прицепа для буксирования автобусов; на фиг. 9 вариант использования прицепа для буксирования легковых автомобилей; на фиг. 10 вариант использования прицепа в качестве роспуска для перевозки длинномерных грузов. Прицеп для буксирования поврежденных транспортных средств содержит раму 1, установленную и закрепленную на балке оси 2. Сверху на раму крепится опорная плита 3 с закрепленными на ней поворотным в горизонтальной плоскости основанием 4, на котором устанавливается и закрепляется роспуск 5 со стрелой 6. Роспуск 5 представляет собой балку 7 с шарнирно прикрепленными к ее концам стойками 8, которые при перевозке неисправных транспортных средств укладываются внутрь балки 7. Стрела 6 шарнирно прикреплена на оси 9 к кронштейну 10 роспуска 5 с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости и в рабочем положении закрепляется на балке 7 болтами 11, одновременно фиксируя стойки 8 внутри балки 7. К стреле 6 шарнирно, с возможностью поворота на оси 12 в поперечной вертикальной плоскости крепится траверса 13, на концах которой тоже шарнирно, с возможностью поворота вокруг продольной оси траверсы, установлены захватные элементы 14, которые состоят из кронштейна 15 с эластичной подушкой 16. В нижней части кронштейна выполнены два отверстия 17 с прорезями 18, в которые вставляется и пальцами 19, вставленными в отверстия 17, фиксируется от случайного выскакивания цепь 20. Поворотное устройство содержит шкворень 21, на котором установлен упорный подшипник 22 и на который устанавливается корпус 23 поворотного основания 4 с вмонтируемым в него подшипником скольжения 24. С передним концом рамы 1 шарнирно посредством оси 25 с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости связано дышло 26, подсоединяемое сцепной петлей 27 к буксирному крюку тягача 28. Со стороны шарнирного конца на дышле 26 установлен замок 29, являющийся механизмом фиксации для вывешивания передней части буксируемого автомобиля и фиксации в горизонтальном положении при транспортировании. Механизм фиксации состоит из подпружиненного пальца 30 и рычага 31. В закрытом положении палец 30 находится в отверстии 32, и дышло 26 жестко соединено с рамой 1 прицепа. Для большей надежности дышло 26 и рама 1 дополнительно фиксируются друг с другом страховочным пальцем 33. Прицеп дополнительно комплектуется двумя противооткатными упорами 34, которые используются для складывания дышла прицепа (в вертикальной плоскости) при погрузке и выгрузке неисправного транспортного средства, а также в качестве стояночной тормозной системы. Предлагаемый прицеп может работать в двух режимах: 1. Для перевозки неисправных транспортных средства. 2. Для перевозки длинномерных грузов, т.е. использоваться в качестве прицепа роспуска. Для перевозки поврежденного транспортного средства (преимущественно грузовых автомобилей), тягач 28 сцепленный с прицепом, задним ходом подъезжает к неисправному автомобилю. Под колеса прицепа, со стороны неисправного автомобиля, устанавливаются противооткатные упоры 34, открывается замок 29 дышла 26, для чего извлекается из рамы и дышла страховочный палец 33, и рукояткой 35 палец 30 выводится из отверстия 32 рамы и фиксируется в этом ("взведенном") положении. Тягач 28 начинает медленное движение задним ходом и прицеп складывается в вертикальной плоскости, при этом траверса 13 с захватными элементами 14 опускается и пристыковывается к бамперу поврежденного автомобиля. Благодаря возможности поворота стрелы 5, вместе с траверсой 13 и захватными элементами 14, вокруг шкворня 21; траверсы 13 с захватными элементами 14 вокруг оси 12, в корпусе стрелы 6; и самих захватных элементов 14 вокруг продольной оси траверсы 13, захватные элементы легко согласовываются с бампером поврежденного автомобиля. Для более плотного их прижатия друг к другу, необходимо передвинуть противооткатные упоры 34 в сторону неисправного автомобиля, при этом прицеп будет перемещаться ближе к неисправному автомобилю. После этого цепями 20 захватываются бампер, кронштейны рессор, или балка моста, в зависимости от выбранного варианта крепления неисправного автомобиля, после чего концы цепей просовываются в отверстия 17 и вставляются в прорези 18 кронштейна 15. От случайного выскакивания цепи из прорезей в отверстия 17 вставляются пальцы 19. Таким образом осуществляется захват неисправного автомобиля. После этого противооткатные упоры устанавливаются с другой стороны колес прицепа (со стороны тягача) и при движении вперед, за счет силы тяги автомобиля тягача происходит подъем (вывешивание) неисправного автомобиля, при этом дышло 26 распрямляется (раскладывается), а торец рамы 1 воздействует на рычаг 31 замка 29, удерживающий подпружиненный палец 30, выводит его из зацепления с последним и тот под действием пружины входит в отверстие 32 рамы, фиксируя ее с дышлом 26 в разложенном (распрямленном) положении). Для дополнительной их фиксации в этом положении устанавливается страховочный палец 33. Поcле этого убираются из под колес противооткатные упоры и прицеп готов к транспортированию неисправного автомобиля. Разгрузка прицепа производится в обратном порядке. Описанный способ вывешивания транспортных средств приемлем в основном для грузовых автомобилей и не подходит для подъема и буксировки поврежденных длиннообразных автобусов и легковых автомобилей. На практике значительные затруднения вызывает транспортирование неисправных длиннообразных автобусов, таких как "ЛАЗ", "ЛиАЗ", "ИКАРУС" и др. Это вызвано тем, что у них значительные величины передних и задних свесов, а угол заднего свеса у автобуса "ИКАРУС" при незаполненных воздухом пневмобаллонах подвески не превышает 5-6 градусов. Вследствие этого величина, на которую может быть поднята передняя часть автобуса, ограничена и должна быть минимальной из-за возможного касания задней нижней частью автобуса поверхности дороги при его транспортировании. Вариант подъема и транспортирования неисправного автобуса с помощью предлагаемого прицепа показан на фиг. 8. После подачи и складывания прицепа перед поврежденным автобусом цепь 20 каждого захватного элемента соединяется с промежуточным жестким элементом 35, который устанавливается под передней частью автобуса и представляет собой металлический сварной каркас. Цепь 36, соединенная с элементом 35, свободным концом протягивается под автобусом и охватывает балку заднего моста, и далее протягивается под переднюю часть автобуса и проходит под элементом 35, после чего вставляется в свободную прорезь 18 кронштейна 15 захватного элемента. Для осуществления захвата цепью 36 балки заднего моста, рабочий находится сбоку от автобуса, а цепь подается под автобус через ниши, имеющиеся между колесами и корпусом автобуса. Для протаскивания цепи может использоваться специальный крюк (на чертежах не показан). Жесткий поддон 35, с размещенной на нем эластичной и упругой подушкой 37, предназначен для равномерного распределения нагрузки, определяемой весом передней части автобуса, тем самым предохраняя его от повреждения в момент подъема. Цепи 36, проходящие под передним мостом в вывешенном положении автобуса, удерживают балку переднего моста вместе с колесами от опускания, т.е. оставляют подвеску переднего моста в нагруженном состоянии. Кроме того, жесткий поддон 35, через штангу 38, воспринимает усилия, возникающие при движении и торможении тягача с прицепом. Штанга 38 переменной длины (в зависимости от марки транспортного средства) шарнирно соединяется с кронштейном 39, выполненным в средней части (по продольной оси) жесткого поддона 35, а другим концом шарнирно соединяется с аналогичным кронштейном 40, выполненным также в средней части рамы 1 прицепа вдоль его продольной оси. Это необходимо для обеспечения управляемости, т. е. углового поворота прицепа, относительно буксируемого автобуса, при движении на поворотах дороги. Погрузка, транспортирование и выгрузка автобуса происходит описанным выше способом. Вариант использования предлагаемого прицепа для подъема и транспоpтирования неисправного легкового автомобиля показан на фиг. 9. Здесь необходимость в промежуточном элементе 35 с эластичной подушкой вызвана также требованием "неповреждения" буксируемого автомобиля, из-за отсутствия в передней его части соответствующих силовых элементов. Подъем, транспортирование и выгрузка происходит аналогично описанному выше порядку работы для подъема, транспортирования и выгрузки неисправных автобусов. Для использования предлагаемого устройства в качестве прицепа роспуска необходимо повернуть стрелу 6 вместе с траверсой 13 и захватными элементами 14 относительно оси 9 в переднее, по ходу движения прицепа положение, для чего предварительно необходимо отвернуть болты 11. Одной из цепей 20 или специальным фиксатором (на чертежах не показан) стрела 6 в таком положении крепится к раме 1 прицепа, после чего стойки 8 роспуска 5, находящиеся внутри балки 7, устанавливают в вертикальное положение и фиксируют пальцами 41. В таком положении прицеп, сцепленный с тягачом, готов к погрузке на него длинномерных грузов и использованию в качестве прицепа роспуска. Использование изобретения позволит, в первую очередь, повысить универсальность прицепа для перевозки разнообразных транспортных средств, т.к. его конструкция позволяет обеспечить стыковку прицепа практически с любым транспортным средством. При этом, за счет обеспечения лучшей управляемости при движении на поворотах, повысится безопасность транспортирования неисправных транспортных средств. Наряду с этим, за счет выполнения механизма подъема в виде складывающегося дышла с замком, значительно сокращается время на подъем и фиксирование транспортного средства в вывешенном положении. Возможность использования прицепа по другому назначению, а именно для перевозки длинномерных грузов, в качестве прицепа-роспуска увеличивает его функциональные возможности и дает возможность более эффективного его использования.Формула изобретения
1. Прицеп для буксирования поврежденных транспортных средств, содержащий раму, установленную на колесах, дышло, стрелу, смонтированную на раме с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости, траверсу с захватными элементами, шарнирно закрепленную на свободном конце стрелы с возможностью поворота в поперечной вертикальной плоскости, отличающийся тем, что он снабжен установленным на раме поворотным в горизонтальной плоскости основанием, на котором смонтирована упомянутая стрела, при этом захватные элементы шарнирно закреплены на концах траверсы с возможностью поворота вокруг продольной оси траверсы, передний конец рамы шарнирно соединен с дышлом с возможностью поворота в вертикальной продольной плоскости для вывешивания передней части буксируемого поврежденного транспортного средства и фиксации в горизонтальном положении при транспортировании механизмом фиксации. 2. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что он снабжен устанавливаемым под переднюю часть транспортного средства и соединенным с указанными захватными элементами жестким поддоном с эластичной упругой подушкой и штангой, концы которой шарнирно соединены соответственно с поддоном и рамой прицепа, при этом штанга выполнена переменной длины. 3. Прицеп по п.1, отличающийся тем, что он снабжен роспуском для перевозки длинномерного груза.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10