Веломобиль

Реферат

 

Использование изобретения в области транспортных средств, приводимых в действие мускульным усилием. Сущность изобретения в том, что веломобиль, снабженный общей для поворотных колес рулевой тягой и общим для двух цепных передач ведущим коленчатым валом с установленными на нем педалями, имеет два передних колеса выполненные поворотными и на них закреплены цилиндрические амортизаторы и втулки. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в действие мускульным усилием.

Известен веломобиль, содержащий раму, колеса, цепные передачи, рулевое управление, втулки ведущих колес, независимые подвески, при этом задние ведущие колеса установлены на торсионных амортизаторах, приводные педали и сиденье (авт.свид. СССР N 1838174, B 62 M 1/02, 1993).

Недостатком такой конструкции является то, что веломобиль не имеет заднего хода.

Цель изобретения расширения функциональных возможностей веломобиля путем обеспечения заднего хода и торможения.

Веломобиль состоит из рамы, на которой установлены два задних ведущих и два передних поворотных колеса, двух цепных передач, имеющих общий ведущий вал коленчатого типа и закрепленными на нем ведущими педалями, в частности, одной парой ведущих передач, сидения, расположенного внутри рамы между колесами, руля управления, соединенного с каждым из двух поворотных колес с помощью тяги, двух одинаковых втулок задних колес, расположенных одна против другой, каждая из которых обеспечивает свободный ход колеса в обоих направлениях, а также одностороннюю передачу вращения и одностороннее торможение, независимых подвесок всех четырех колес для лучшего сцепления с поверхностью. Передние поворотные колеса закреплены на цилиндрических амортизаторах, позволяющих их смещение в вертикальной плоскости и поворот в горизонтальной. Задние колеса закреплены на торсионных амортизаторах, позволяющих их смещение в вертикальной плоскости и обеспечивающих неразрывную связь ведомых звездочек с цепными передачами. торсионные амортизаторы снабжены установочной втулкой для регулирования высоты положения осей задних колес.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема веломобиля.

На фиг. 2 изображена втулка заднего колеса.

На фиг. 3 изображена схема подвески колес веломобиля.

Веломобиль состоит из рамы 1 с установленной на ней парой поворотных колес 2 (фиг. 1), соединенных общей рулевой тягой 3 и парой ведущих колес 4 с противоположным относительно друг друга расположением втулок 5, ведущего вала 6 с парой ведущих педалей 7, двух цепных передач 8, пружин торсионных амортизаторов 9, пружин цилиндрических амортизаторов 10, установочной втулки торсионных амортизаторов с рычагом 11 (фиг. 3).

Втулка веломобиля состоит из ведущего конуса 12 (фиг. 2), выполненного заодно с винтовыми поверхностями 13, ведущего тормозного конуса 14 с роликовым устройством 15, тормозного барабана 16, связанного с помощью выступов 15 с ведомым тормозным конусом 18, роликового устройства 19, установленного неподвижно на оси 20, с помощью шпонки 21, ведомого конуса 22, соединенного с помощью шлицев 23 с корпусом втулки 5, установочной гайки 24, подшипника 25 и установочных колец 26.

При раскручивании педалей вперед ведущий конус 12 правой втулки винтовыми поверхностями 13 давит на тормозной конус 14 в осевом направлении и одновременно поворачивает его до зацепления роликового устройства 15 с тормозным барабаном 16. Осевая сила, передаваемая через тормозной барабан к ведомому тормозному конусу 18, прижимает его боковой поверхностью к ведомому конусу 22, причем чем сильнее осевая сила, тем сильнее трение между боковыми поверхностями и тем сильнее сопротивление вращению ведомого тормозного конуса 18, связанного с ним тормозного барабана 16 и ведущего тормозного конуса 14, становящееся достаточным для того, чтобы тормозной конус 14 под действием возрастающей при этом осевой составляющей силы сместился вправо и раздвинул тормозной барабан, заставив его прижаться к корпусу втулки 5 и передавать вращение на втулку. Частично вращение передается боковой поверхностью ведомого тормозного конуса 18 на ведомый конус 22. Роликовое устройство 19 не входит в зацепление с конусом 18, давая возможность ему свободно вращаться.

При свободном качении веломобиля вперед тормозной конус 14 возвращается в исходное положение, тормозной барабан 16 выходит из зацепления с корпусом втулки 5, а роликовый механизм 15 из зацепления с тормозным барабаном. При свободном качении веломобиля назад боковые поверхности ведомой втулки 22 и ведомого тормозного конуса 18 не взаимодействуют, так как между ними образуется зазор, регулируемый при монтаже установочной гайкой 24 и набором колец 26. Аналогично срабатывает правая втулка при торможении, когда веломобиль движется назад, но в этом случае между боковыми поверхностями ведомого тормозного конуса 18 и ведомого конуса 22 возникает сила трения, стремящаяся увлечь ведомый конус назад, но роликовое устройство 19, застопорившее ведомый конус от вращения назад с помощью сепаратора 27, наружная поверхность которого скользит по внутренней поверхности ведомого конуса 22, еще до того, как ведомый тормозной конус 18 коснулся своей боковой поверхностью ведомого конуса 22, не дает ведомому тормозному конусу 18 вращаться назад, происходит аналогичное смещение тормозного конуса 14 под действием возрастающей при этом осевой составляющей силы, тормозной барабан прижимается к корпусу втулки. Происходит торможение. При раскручивании педалей назад ведущий конус 12 вместе с ведущим тормозным конусом 14 будет вращаться назад, не увлекая при этом тормозной барабан, так как роликовое устройство 15 при этом выйдет из зацепления с тормозным барабаном. В этом случае включается в работу левая втулка, механизм действия которой аналогичен правой.

При перемещении веломобиля по неровной поверхности все четыре колеса соприкасаются с поверхностью, благодаря амортизаторам. Ведомые звездочки задних колес 28 (фиг. 1) смещаются в одной плоскости с ведущими звездочками 29, что обеспечивает надежность цепной передачи. Установочная втулка с рычагом 11 (фиг. 3), при ее повороте и фиксировании с помощью рычага, позволяет регулировать положение осей задних колес.

Формула изобретения

1. Веломобиль, содержащий раму, колеса, цепные передачи, рулевое управление, втулки ведущих колес, независимые подвески, при этом задние ведущие колеса установлены на торсионных амортизаторах, приводные педали и сиденье, отличающийся тем, что он снабжен общей для поворотных колес рулевой тягой, общей для двух цепных передач, ведущим коленчатым валом с установленными на нем педалями, имеет два передних колеса, выполненных поворотными, на них закреплены цилиндрические амортизаторы, а втулка ведущего колеса имеет корпус, в котором размещены связанный со звездочкой ведущий конус, два тормозных конуса и тормозной барабан, при этом ведущий конус имеет винтовые поверхности для взаимодействия с винтовыми поверхностями ведущего тормозного конуса, ведомый тормозной конус выполнен подвижным с возможностью стопорения при вращении втулки по часовой стрелке с помощью дополнительного роликового устройства, установленного в его внутренней полости неподвижно на оси, имеет ведомый конус, связанный с корпусом втулки для установки на подшипнике для передачи при вращении колеса против часовой стрелки и для торможения при вращении колеса по часовой стрелке от ведущей звездочки через ведущий конус, ведущий тормозной конус, тормозной барабан на внутреннюю поверхность корпуса втулки и через ведомый тормозной конус на боковую поверхность ведомого конуса.

2. Веломобиль по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен роликовым устройством, закрепленным на оси втулки с помощью шпонки.

3. Веломобиль по п. 1, отличающийся тем, что зазор между боковыми поверхностями ведомого конуса и ведомого тормозного конуса выполнен с возможностью регулирования набором колец, установленных в корпусе втулки между ведомым конусом, внутренним выступом корпуса втулки и установочной гайкой, которая выполнена в качестве опоры подшипника.

4. Веломобиль по п. 1, отличающийся тем, что ведомый конус связан с корпусом втулки шлицевым соединением посредством осевого перемещения при регулировании зазора.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3