Устройство для автоматического управления процессом разработки нефтегазоконденсатных месторождений
Реферат
Назначение: изобретение относится к автоматическому управлению работой газо- и нефтепроизводящих скважин совместно с работой нагнетательных скважин и движением контура нефтегазоносности подобно его предшествующему положению. Сущность изобретения: устройство содержит командный информационно-вычислительный комплекс, связанный входами и выходами с j-управляющих комплексов дебитом добывающих скважин, трех управляющих узлов сейсмоприемными станциями, предназначенными для определения координат контура нефтегазоносности месторождения, j-управляющих комплексов приемистостью нагнетательных скважин и к- управляющих комплексов транспортным средством и работой генераторов электромагнитных волн, размещенных на транспортных средствах. Устройство позволяет оперативно определять координаты контура нефтегазоносности. управлять воздействием на него направленным электромагнитным облучением, а также дебитом и приемистостью соответственно добывающих и нагнетательных скважин. 6 ил.
Изобретение относится к устройствам, предназначенным для автоматического управления работой газо- и нефтепроизводящих скважин совместно с работой нагнетательных скважин и движением контура нефтегазоносности подобно его предшествующему положению, и может быть использовано при разработке месторождений углеводородов в нефтепромысловом деле, геологии, геофизике, при управлении сложными процессами, зависящими от многих меняющихся во времени параметров, например, в химии.
Известна "Автоматическая система управления и контроля нефтяной скважины" (патент США N 4413676 М.кл.3 Е 21 В 43/00, F 04 B 49/00, 1983 г.), содержащая насос, электродвигатель, зонд, систему автоматики, которая регулирует включение мотора насосной станции, обеспечивая непрерывный поток жидкости из нее. При этом включаются часы суммированного времени качания нефти. Если насос начинает качать воду, тогда зонд чувствует воду, а не нефть, и это останавливает включение часов качания нефти и обесточивает зеленую индикаторную лампочку. При прекращении качания нефти из скважины включается переключатель, определяющий дебит скважины, и мотор насоса обесточивается. Если поток жидкости из скважины отсутствует после первоначального включения мотора, включается второй таймер для указания неисправной работы и этот режим фиксируется красной индикаторной лампочкой. Также непрерывно включается цепь управления, чтобы поддерживать выключение статора мотора насоса. Эта система управления работой скважины позволяет регистрировать количество добываемой нефти, дебит, время качания, регулярно включать электромотор насоса, поддерживая поток добываемой нефти, или блокировать его. Недостатком этой системы является отсутствие взаимосвязи в работе между добывающей и нагнетательной скважинами, аппаратуры, регистрирующей и регулирующей контур нефтегазоносности, поддерживающей его в процессе добычи подобным исходному. Наиболее близким аналогом по технической сущности является устройство для автоматического управления работой газо- и нефтедобывающей скважины плунжерного типа (патент США N 4526228 М.кл.3 Е 21 В 43/12, Е 21 В 47/06, 1985 год), включающая цилиндрическую трубу, установленную концентрично внутри обсадной колонны скважины, проведенной в нефтеносную формацию, причем обсадная колонна и обсадка перфорирована по толщине пласта; плунжер, установленный для вертикального движения в упомянутой трубе, имеющий исходное нижнее положение, примыкающее к нижнему концу трубы, смещающийся вертикально к верхнему положению, примыкающему к верхнему концу ее; выпускную трубу, соединенную на одном конце с верхним концом трубы, содержащую газо- и нефтеотводящие колена для выпуска газа и нефти, соответственно; обычно закрытые газ- и жидкость выпускающие клапаны, соединенные с упомянутыми газо- и нефтеотводами, соответственно, включающие дополнительно средство для сравнения давлений обсадки и трубы, средство для открывания газовыпускающего клапана, когда разность между давлениями обсадной колонны и трубы больше, чем выбранная величина, посредством которого подают газ через газоотводящее колено и позволяют собираться нефти в трубе над плунжером, средство для открывания клапана выпуска жидкости, когда обсадное давление превышает выбранную величину подъема, посредством чего плунжер движется вверх в трубе и нефть выходит через нефтеотводящее колено; средство для закрывания газовыпускающего клапана, когда обсадное давление падает ниже выбранной величины; средство для исходного закрывания жидкости выпускающим клапаном, когда плунжер достигает своего верхнего положения, смежного с верхним концом трубы, посредством этого прерывая выпуск нефти и вызывая падение плунжера вниз трубы; средство, действующее после данного первого периода, следующего за закрыванием упомянутого выпускающего жидкость клапана для повторного открывания упомянутого выпускающего жидкость клапана при условиях, когда уровень нефти производит разность давлений большую, чем упомянутая разностная величина и обсадное давление больше, чем выбранная величина подъема; средство для открывания газовыпускающего клапана в конце упомянутого первого периода, когда перепад давлений меньше, чем упомянутая разностная величина, и когда обсадное давление выше выбранной обсадной величины (выпуск); средство для закрывания газовыпускающего клапана, когда разность между обсадным давлением и давлением трубы превышает данную максимальную величину; средство для закрывания клапана выпуска жидкости в случае, если давление трубы превышает данную максимальную безопасную величину давления; средство для начала выбранного второго периода в конце упомянутого первого периода, средство для закрывания клапана выпуска жидкости в конце упомянутого второго периода, воспроизводящее устройство дисплей первого показания в начале упомянутого второго периода, или второго показания, если плунжеру не удается достичь вершины трубы в течение упомянутого второго периода, для показания статического обсадного давления и статического давления трубы, разности между давлениями обсадки и трубы, выбранной величины давления обсадки, выбранного давления подъема, выбранной максимальной величины разности давлений, максимально безопасного давления выпуска, числа циклов действия плунжера за данный период времени; средство для запуска вновь работы системы; аварийное средство переключения для закрывания упомянутых клапанов выпуска газа и жидкости; средство переключения датчика плунжера, чтобы заставлять клапан выпуска жидкости оставаться открытым после того, как плунжер достиг поверхности; переключающее средство, действующее в течение заданного промежутка времени, определяющее движение плунжера; первое средство для регулировки продолжительности упомянутого второго периода, второе средство для регулировки продолжительности упомянутого первого периода, средство переключения диапазона для регулировки диапазона действия первого и второго средств регулировки плунжера; ручное (автоматическое средство переключения системы в ручной рабочий режим; первое и второе средство переключения для открывания и закрывания клапана выпуска газа, соответственно, когда ручное (автоматическое средство переключения находится в ручном рабочем режиме, третье и четвертое средства переключения для открывания и закрывания клапана выпуска жидкости, соответственно, когда ручное автоматическое средство переключения находится в ручном рабочем режиме; средство для постепенного открывания клапана подачи газа, чтобы посредством этого предотвратить неожиданный выброс газа от подхода плунжера к верхнему концу трубы при сухом состоянии; первое и второе диафрагменное моторное средство для открывания клапанов подачи газа и жидкости с общим занулением от обсадки; первый и второй измерительные приборы (манометры) для показаний давления газа упомянутых первого и второго ответвлений, соответственно; первый и второй игольчатый клапаны, подключенные в упомянутые 1-й и 2-й провода, соответственно, для регулировки скорости работы упомянутых первого и второго диафрагменных моторов, соответственно; первый и второй соленоиды для действия первого и второго диафрагменных моторов, открывающих клапаны сброса газа и выброса жидкости, третий и четвертый соленоиды для действия первого и второго диафрагменных пресс-моторов, закрывающих клапаны сброса жидкости и газа, соответственно. Недостатком этого устройства является то, что оно не позволяет надежно управлять движением контура нефтегазоносности подобно его исходному положению и повысить коэффициент нефтеотдачи. Поставлена задача повысить коэффициент нефтеотдачи и надежность управления движением контура нефтегазоносности подобно исходному положению. Решение поставленной задачи достигается тем, что устройство для автоматического управления процессом разработки нефтегазоконденсатных месторождений, содержащее насосы, электродвигатели, зонд, систему автоматики, регулирующую включение мотора насосной станции переключателя (расходомера), определяющего дебит скважины, цепь управления, чтобы поддерживать включение и выключение статора мотора насоса и регистрировать количество добываемой нефти, дебит, время добычи, давление и разность давлений, блок сравнения параметров, устройство для открывания клапана (задвижки), регулирующего нефтегазовый поток, воспроизводящее устройство дисплей для визуальной регистрации параметров работы скважины, информационно-вычислительный комплекс, управляющий периферийными устройствами, обслуживающими работу скважины, причем управляющий (командный) информационно-вычислительный комплекс содержит исходную информацию о месторождении, включающую в себя границу контура нефтеносности, физические и коллекторские свойства пород, толщину и наклон пласта, глубину залегания по различным горизонтальным сечениям, план месторождения (вид сверху) с указанием основных направлений вертикальных разрезов, вид месторождения в разрезе вертикальным сечением по этим направлениям, данные о начальных дебитах добывающих скважин, о начальном расходе воды нагнетательных скважин, данные о внутрипластовом давлении, о перепаде давлений в добывающих и нагнетательных скважинах, о величине начальной депрессии давления в начальной стадии разработки, о плотности и вязкости нефти и воды, о температуре пласта, о местоположения добывающих и нагнетательных скважин, о координатах сейсмоприемников и транспортных средств и о других необходимых данных, блоки периферийных устройств, предназначенные для определения и контроля текущего контура нефтегазоносности, блоки дебитов и расходов добывающих и нагнетательных скважин и средства регулирования их производительности в отличие от прототипа дополнительно в нем командный информационно-вычислительный комплекс снабжен блоками задания режимов работы генераторов электромагнитных волн, блоками ориентации осей генераторов электромагнитных волн относительно вертикали, блоками текущих значений режимов работы генераторов электромагнитных волн, блоками входных данных о местоположении транспортных средств, несущих на себе генераторы электромагнитных волн; дополнительными устройствами сравнения входных и выходных данных, дополнительными усилителями рассогласования полученных данных, блоком оптимизации дебитов скважин, блоком критических значений рассогласований положений текущего контура с условным, подобным исходному, блоком программы работы диполей и приемо-передающей станцией, имеющей двухстороннюю цифровую связь с арифметическими логическим устройством, входными и выходными блоками и выходами усилителей рассогласования, причем каждая приемо-передающая станция управляющих узлов с сейсмоприемными станциями снабжена цифровой двухсторонней связью с системой управления двигателем и автономным арифметическим логическим устройством транспортного средства, добывающие и нагнетательные скважины снабжены приемо-передающими станциями, имеющими двухстороннюю цифровую связь с системой управления, воздействующей на задвижки расходомеров и датчиков расхода воды, дебита нефти (конденсата), каждая скважина снабжена управляемой электромагнитной задвижкой (клапаном), регулирующей живое сечение протекающей жидкости, а каждое транспортное средство генератора электромагнитных волн снабжено приемо-передающей станцией, имеющей двухстороннюю цифровую связь с автономными арифметическим логическим устройством, блоком управления двигателем транспортного средства, блоками управления током и частотой внешних (наружных) и внутренних диполей, блоком управления электроприводом поперечных колебаний генераторов электромагнитных волн относительно направления на добывающую скважину и блоком электропривода задания ориентации осей генераторов электромагнитных волн относительно вертикали; первый, второй и третий входы командного информационно-вычислительного комплекса связаны с соответствующими входами управляющих узлов с сейсмоприемными станциями, осуществляющими определение координат контура нефтегазоносности месторождения, выходы управляющих узлов сейсмоприемными станциями соединены с первым, вторым и третьим входами командного информационно-вычислительного комплекса, i-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса соединены с соответствующими входами приемо-передающих станций добывающих скважин, выходы которых соответственно связаны с соответствующими входами командного информационно-вычислительного комплекса, j-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса связаны с соответствующими входами приемо-передающих станций нагнетательных скважин, выходы которых подключены к соответствующим входам командного информационно-вычислительного комплекса. К-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса связаны с соответствующими входами приемо-передающих станций транспортных средств, несущих на себе генераторы электромагнитных волн, выходы которых подключены к оставшимся К-тым входам командного информационно-вычислительного комплекса; командный информационно-вычислительный комплекс снабжен блоком задания режимов работы генераторов электромагнитных волн, вход которого связан с шиной двухсторонней цифровой связи, а выход подключен к первому входу дополнительного устройства сравнения входных и выходных данных, второй вход которого подключен к выходу блока текущих значений режимов работы генераторов электромагнитных волн, третий вход связан с выходом блока программы работы диполей, входы блока текущих значений режимов работы генераторов электромагнитных волн и входы блока программы работы диполей подключены через шины двухсторонней цифровой связи с выходом приемо-передающей станции, выход дополнительного устройства сравнения подключен через усилитель рассогласования и связан с шиной двухсторонней цифровой связи, передающей информацию о частоте колебаний и силе тока диполей, устройство сравнения входных исходных дебитов добывающих скважин и выходных текущих дебитов добывающих скважин снабжено дополнительным входом, связанным с выходом блока критических значений рассогласований положений текущего контура с условным, подобным исходному, устройство сравнения текущих и исходных значений приемистости нагнетательных скважин снабжено дополнительным входом, связанным с выходом блока критических значений рассогласования положений текущего контура с условным, подобным исходному, блоком ориентации осей генераторов электромагнитных волн относительно вертикали, вход которого подключен к шине двухсторонней цифровой связи, а выход связан с первым входом второго дополнительного устройства сравнения, второй вход которого связан с выходом блока, описывающего текущее местоположение транспортного средства, а выход второго дополнительного устройства сравнения связан с шиной двухсторонней цифровой связи, блоком оптимизации дебитов скважин, связанным через арифметическое логическое устройство с шиной двухсторонней цифровой связи; двигатель транспортного средства снабжен системой управления двигателем и автономным арифметическим логическим устройством, причем выход системы управления через двигатели транспортного средства связан с сейсмоприемной станцией, а вход системы управления двухсторонней цифровой связью соединен со входами приемо-передающей станций, входом автономного арифметического логического устройства и выходом сейсмоприемной станции; транспортное средство, несущее в себе генератор электромагнитных волн, снабжено системой управления двигателем транспортного средства, системами управления током и частотой внешних и внутренних диполей, системой управления электроприводами генератора электромагнитных волн, причем система управления электроприводами генератора электромагнитных волн автономной шиной двухсторонней цифровой связи соединена со входами датчика угловых отклонений от вертикали для угла со входом электропривод ориентации оси генератора электромагнитных волн относительно вертикали, со входом датчика угловых отклонений от направления на добывающую скважину, со входом электропривода поперечных колебаний на угол относительно направления на добывающую скважину, со входом системы управления двигателем транспортного средства, со входами систем управления внешними и внутренними диполями, со входами автономного логического арифметического устройства и со входом приемо-передающей станции, а двигатель транспортного средства через редуктор связан с генераторами напряжений, питающих внешние и внутренние диполи электромагнитного генератора. Значит авторы претендуют на следующие отличительные признаки устройства: командный информационно-вычислительный комплекс снабжен блоками задания режимов работ генераторов электромагнитных волн, блоками ориентации осей генераторов электромагнитных волн относительно вертикали, блоками текущих значений режимов работы генераторов электромагнитных волн, блоками входных данных о местоположении транспортных средств, несущих на себе генератор электромагнитных волн, устройствами сравнения входных и выходных данных, усилителями рассогласования полученных данных, блоком оптимизации дебитов скважин, блоком критических значений рассогласований положений текущего контура с условным, подобным исходному, блоком программ работы диполей и приемо-передающей станцией, имеющей двухстороннюю цифровую связь с арифметическим логическим устройством, входными и выходными блоками и выходами усилителей рассогласования; каждая приемо-передающая станция сейсмоприемных станций снабжена цифровой двусторонней связью с системой управления двигателем и автономным арифметическим логическим устройством транспортного средства; добывающие и нагнетательные скважины снабжены приемо-передающими станциями, имеющими двухстороннюю цифровую связь с системой управления, воздействующих на задвижки расходомеров и датчиков расхода нагнетаемого агента (воды, газа), дебита нефти (конденсата) и управляемыми электромагнитными задвижками (клапанами), регулирующими живое сечение протекающей жидкости; каждое транспортное средство генератора электромагнитных волн снабжено приемо-передающей станцией, имеющей двухстороннюю цифровую связь с автономным арифметическим логическим устройством, блоком управления двигателем транспортного средства, блоками управления током и частотой внешних (наружных) и внутренних диполей, блоком управления электроприводом поперечных колебаний генераторов электромагнитных волн относительно направления на добывающую скважину и блоком электропривода задания ориентации осей генераторов электромагнитных волн относительно вертикали; первый, второй и третий входы командного информационно-вычислительного комплекса связаны с соответствующими входами сейсмоприемных станций, осуществляющих определение координат контура нефтегазоносности месторождения, выходы сейсмоприемных станций соединены с первым, вторым и третьим входами командного информационно-вычислительного комплекса, i-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса соединены с соответствующими входами приемо-передающих станций добывающих скважин, выходы которых соответственно связаны с соответствующими входами командного информационно-вычислительного комплекса, j-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса связаны с соответствующими входами приемо-передающих станций нагнетательных скважин, выходы которых подключены к соответствующим входам командного информационно-вычислительного комплекса, К-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса связаны с соответствующими входами приемо-передающих станций транспортных средств, несущих на себе генераторы электромагнитных волн, выходы которых подключены к оставшимся К-тым входам командного информационно-вычислительного комплекса; командный информационно-вычислительный комплекс снабжен блоком задания режимов работы генераторов электромагнитных волн, вход которого связан с шиной двухсторонней цифровой связи, а выход подключен к первому входу дополнительного устройства сравнения входных и выходных данных, второй вход которого подключен к выходу блока текущих значений режимов работы генераторов электромагнитных волн, третий вход связан с выходом блока программы работы диполей, входы блока текущих значений режимов работы генераторов электромагнитных волн и входы блока программы работы диполей подключены через шины двухсторонней цифровой связи с выходом приемо-передающей станции, выход дополнительного устройства сравнения подключен через усилитель рассогласования и связан с шиной двухсторонней цифровой связи, передающей информацию о частоте колебаний и силе тока диполей, устройство сравнения входных исходных дебитов добывающих скважин и выходных текущих дебитов добывающих скважин снабжено дополнительным входом, связанным с выходом блока критических значений рассогласований положений текущего контура с условным, подобным исходному, устройство сравнения текущих и исходных значений приемистости нагнетательных скважин снабжено дополнительным входом, связанным с выходом блока критических значений рассогласования положений текущего контура с условным, подобным исходному, блоком ориентации осей генераторов электромагнитных волн относительно вертикали, вход которого подключен к шине двухсторонней цифровой связи, а выход связан с первым входом второго дополнительного устройства сравнения, второй вход которого связан с выходом блока, описывающего текущее местоположение транспортного средства, а выход второго дополнительного устройства сравнения связан с шиной двухсторонней цифровой связи, блоком оптимизации дебитов скважин, связанным через арифметическое логическое устройство с шиной двухсторонней цифровой связи, двигатель транспортного средства снабжен системой управления двигателем и автономным арифметическим логическим устройством, причем выход системы управления через двигатели транспортного средства связан с сейсмоприемной станцией, а вход системы управления двухсторонней цифровой связью соединен со входами приемо-передающей станции, входом автономного арифметического логического устройства и выходом сейсмоприемной станции; транспортное средство, несущее в себе генератор электромагнитных волн, снабжено системой управления двигателем транспортного средства, системами управления током и частотой внешних и внутренних диполей, системой управления электроприводами генератора электромагнитных волн, причем система управления электроприводами генератора электромагнитных волн автономной шиной двухсторонней цифровой связи соединена со входами датчика угловых отклонений от вертикали для угла , со входом электропривода ориентации оси генератора электромагнитных волн относительно вертикали, со входом датчика угловых отклонений v от направления на добывающую скважину, со входом электропривода поперечных колебаний на угол v относительно направления на добывающую скважину, со входом системы управления двигателем транспортного средства, со входами систем управления внешними и внутренними диполями, со входами автономного логического арифметического устройства и со входом приемо-передающей станции, а двигатель транспортного средства через редуктор связан с генераторами напряжений, питающих внешние и внутренние диполи электромагнитного генератора. Перечисленные отличительные признаки не известны авторам в применяемых устройствах для автоматического управления процессом разработки нефтегазоконденсатных месторождений. Сущность предполагаемого изобретения поясняется нижеприведенными описанием и чертежами, где на фиг. 1 представлена блок-схема устройства для автоматического управления процессом разработки нефтяных и газо-конденсатных (нефтегазоконденсатных) месторождений, отражающая взаимодействие командного информационно-вычислительного комплекса с тремя сейсмоприемными станциями, управляющими комплексами и исполнительными органами газо- и нефтепроизводящих (добывающих) и нагнетательных скважин, транспортными средствами, снабженными генераторами электромагнитных волн; на фиг. 2 блок-схема командного информационно-вычислительного комплекса; на фиг. 3 блок-схема сейсмоприемной станции; на фиг. 4 блок-схема насосной станции добывающей скважины; на фиг. 5 блок-схема насосной станции нагнетательной скважины; на фиг. 6 - блок-схема транспортного средства, снабженного генератором электромагнитных волн. Устройство для автоматического управления процессом разработки нефтяных и газоконденсатных (нефтегазоконденсатных) месторождений (фиг. 1) включает командный информационно-вычислительный комплекс 1, три управляющих узла 2 с сейсмоприемными станциями, предназначенные для определения координат контура нефтегазоносности месторождения, "i" управляющих комплексов 3 дебитом добывающих скважин с помощью принимаемых команд от командного информационно-вычислительного комплекса 1 исполнительным органам скважин, j управляющих комплексов 4 приемистостью нагнетательных скважин с помощью принимаемых команд от комплекса 1 исполнительным органам скважин, "К" управляющих комплексов 5 транспортными средствами и работой генераторов электромагнитных волн, размещенных на транспортных средствах, с помощью принимаемых команд от комплекса 1 и исполнительных органов, приданных транспортным средствам. По отношению к командному информационно-вычислительному комплексу 1 три управляющих узла 2 с сейсмоприемными станциями, "i" управляющих комплексов 3 дебитом добывающих скважин, j управляющих комплексов 4 приемистостью нагнетательных скважин, "К" управляющих комплексов 5 транспортными средствами и работой генераторов электромагнитных волн являются периферийными устройствами (i, j, K означают их соответствующее количество, обслуживающее разработку месторождения). При этом первый, второй и третий входы командного информационно-вычислительного комплекса 1 связаны с соответствующими входами управляющих узлов 2 с сейсмоприемными станциями, выходы управляющих узлов 2 соединены с первым, вторым и третьим входами командного информационно-вычислительного комплекса 1, i-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса соединены с соответствующими входами приемо-передающих станций управляющих комплексов 3 добывающих скважин, выходы которых соответственно связаны с соответствующими входами командного информационно-вычислительного комплекса 1. Прием и передача взаимной информации может осуществляться как по радиосигналам, так и проводной связью. j-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса 1 связаны с соответствующими входами приемо-передающих станций управляющих комплексов 4 приемистостью нагнетательных скважин, выходы которых подключены к соответствующим входам командного информационно-вычислительного комплекса 1, "K"-тые выходы командного информационно-вычислительного комплекса связаны с соответствующими входами приемо-передающих станций транспортных средств 5, несущих на себе генераторы электромагнитных волн, выходы которых подключены к оставшимся "К"-тым входам командного информационно-вычислительного комплекса 1. Командный информационно-вычислительный комплекс 1 содержит всю исходную информацию о месторождении, включающую в себя границу контура нефтеносности, физические и коллекторские свойства пород, толщину и наклон пласта, глубину залегания по различным горизонтальным сечениям, план месторождения (вид сверху) с указанием основных направлений вертикальных разрезов, вид месторождения в разрезе вертикальными сечениями по этим направлениям, данные о начальных дебитах добывающих скважин, о начальном расходе вытесняющего агента нагнетательных скважин, данные о внутрипластовом давлении, о перепаде давлений в добывающих и нагнетательных скважинах, о величине начальной депрессии давления в начальной стадии разработки, о плотности и вязкости нефти и воды, о температуре пласта, о местоположении добывающих и нагнетательных скважин, о координатах сейсмоприемных станций и транспортных средств и других необходимых параметрах, воспроизводимых на экране дисплея для визуальной регистрации. Указанная информация хранится в памяти комплекса 1 и сопровождает документацию сданного в эксплуатацию месторождения, перечень необходимой для этого информации известен и общепризнан. Дополнительно к сказанному командный информационно-вычислительный комплекс 1 снабжен блоком 6, описывающим исходное местоположение контура нефтегазоносности, блоками задания режимов работы генераторов электромагнитных волн 7, исходных дебитов добывающих 8 и приемистости нагнетательных скважин 9, ориентации осей генераторов электромагнитных волн относительно вертикали 10, блоками входных данных о текущем местоположении контура нефтегазоносности 11, текущих выходных значений режимов работы генераторов электромагнитных волн 12, о дебитах добывающих 13 и приемистости нагнетательных скважин 14 при облучении пласта, о текущем местоположении транспортного средства 15 при облучении пласта, устройствами 16 сравнения входных и выходных данных, усилителями 17 рассогласования полученных данных, блоком 18 оптимизации дебитов скважин, блоком 19 критических значений рассогласований положений текущего контура с условным, подобным исходному, блоком 20 программы работы диполей и приемопередающей станции (радиостанции) 21, имеющей двухстороннюю цифровую связь с арифметическим логическим устройством 22, входными 6-10 и выходными 11-15 блоками и выходами усилителей рассогласования 17. Вход блока 7 задания режимов работы генераторов электромагнитных волн связан с шиной 23 двухсторонней цифровой связи, а выход подключен к первому входу дополнительного устройства 16 сравнения входных и выходных данных, второй вход которого подключен к выходу блока 12 текущих значений режимов работы генераторов электромагнитных волн, третий вход связан с выходом блока 20 программы работы диполей, входы блока 12 текущих значений режимов работы генераторов электромагнитных волн и входы блока 20 программы работы диполей подключены через шины двусторонней цифровой связи с выходом приемо-передающей станции 21, выход дополнительного устройства сравнения 16 подключен через усилитель 17 рассогласования и связан с шиной 23 двухсторонней цифровой связи, передающей информацию о частоте колебаний и силе тока диполей 24,25, из которых диполи 24 являются внешними, а диполи 25 внутренними. Внешний диполь представляет собой проволочную петлю, по которой электрический ток проходит в первый полупериод в одном направлении, а во втором полупериоде электрический ток идет по внутреннему диполю по отношению к внешнему в противоположном направлении. Более подробно о диполях, об устройстве генератора электромагнитных волн, о способе и устройстве для разработки нефтяных и газоконденсатных месторождений описано в заявках авторов N 4946240/25 от 17 июня 1991 г. и N 5026835/25 8 июля 1991 г. Устройство 16 сравнения входных исходных и выходных текущих дебитов добывающих скважин снабжено дополнительным входом, связанным с выходом блока 19 критических значений рассогласований положений текущего контура с условным, подобным исходному, устройство 16 сравнения текущих и исходных значений приемистости нагнетательных скважин снабжено дополнительным входом, связанным с выходом блока 19 критических значений рассогласования положений текущего контура с условным, подобным исходному, блоком 10 ориентации осей генераторов электромагнитных волн относительно вертикали, вход которого подключен к шине 23 двухсторонней цифровой связи, а выход связан с первым входом второго дополнительного устройства 16 сравнения, второй вход которого связан с выходом блока 15, описывающего текущее местоположение транспортного средства, за выход второго дополнительного устройства 16 сравнения связан с шиной 23 двухсторонней цифровой связи, блоком 18 оптимизации дебитов скважин, связанный двухсторонней цифровой связью через арифметическое логическое устройство 22 с шиной двухсторонней цифровой связи (фиг. 2.). Управляющие узлы 2 с сейсмоприемными станциями (фиг. 3) включают приемо-передающую радиостанцию 26, систему управления двигателем автомобиля 27, двигатель автомобиля 28, автономное арифметическое логическое устройство 29, сейсмоприемную станцию 30 с сейсмоприемником 31. Приемо-передающая радиостанция 26 связана взаимно двухсторонней цифровой связью с системой управления 27 двигателем автомобиля 28, автономным арифметическим логическим устройством 29 и сейсмоприемной станцией 30, связанной проводной связью с сейсмоприемником 31. Двигатель автомобиля 28 вырабатывает электрическую энергию для питания сейсмоприемной станции 30, на что указывает связь между ними на фиг. 3. На фиг. 4 показан управляющий комплекс 3 дебитом добывающей скважины, который включает приемо-передающую радиостанцию 32, систему управления 33 приводом 34 электромагнитной задвижки (клапана), регулирующей дебит добывающей скважины, датчик (расходомер) 35 дебита нефти, насосную станцию 36, производительность которой согласована с показаниями датчика (расходомера) 35. Приемо-передающая радиостанция 32 имеет взаимную двухстороннюю цифровую связь с системой управления 33, датчиком (расходомером) дебита нефти 35 и насосной станцией 36. Системам управления 33 соединена с приводом 34 электромагнитной задвижки (клапана), связанной с датчиком (расходомером) 35 и насосной станцией 36. Насосная станция 36 добывающей скважины содержит насос, электродвигатель насоса, зонд, определяющий количество нефти в потоке, систему автоматики, регулирующую включение электромотора насосной станции и количество его оборотов в минуту, переключатель расходомера, определяющего дебит скважины, время добычи нефти, давление и разность давлений, воспроизводящее устройство-дисплей для визуальной регистрации параметров работы скважины. Насос, его включение и выключение, изменение его производительности непосредственно согласовано с показаниями датчика (расходомера) дебита нефти. Эта система известна, например, по прототипу. На фиг. 5 показан управляющий комплекс 4 приемистостью нагнетательных скважин, содержащий приемопередающую радиостанцию 37, систему 38 управления приводом 39 электромагнитной задвижки (клапана), предназначенной для регулирования живого сечения потока рабочего агента (воды, попутного газа, пара), нагнетаемого в скважину для управления движением водо-нефтяного контура, датчик (расходомер) 40 расхода рабочего агента, нагнетаемого в скважину, насосную станцию 41. Приемо-передающая радиостанция 37 имеет взаимную двухстороннюю цифровую связь с системой управления 38, датчиком (расходомером) 40 расхода рабочего агента, нагнетаемого в скважину, и насосной станцией 41. Насосная станция 41 нагнетательной скважины содержит насос, электродвигатель насоса, систему авт