Безынерционная катушка для лесы "светлана"

Реферат

 

Использование: в любительском и спортивном рыболовстве, в частности в рыболовных снастях, что позволяет повысить надежность катушки и удобство ее в эксплуатации. Сущность: безынерционная катушка для лесы содержит корпус, связанные с корпусом шпулю, устройство для перекрестной намотки лесы на шпулю, включающее привод, связанный с приводом механизм вращения с зубчатыми колесами, предохранительной муфтой и двумя соосными валиками, смонтированными с возможностью асинхронного вращения, один из которых полый, а второй размещен внутри него, а также элемент, оборачивающий лесу вокруг шпули, соединенный со вторым валиком. Механизм вращения образован соосной шпуле эпициклической планетарной передачей, наружное центральное колесо которой закреплено в корпусе, водило соединено с полым валиком, а внутреннее центральное колесо закреплено на втором валике. Привод снабжен соосным шпуле валиком, соединенным с полым валиком посредством предохранительной муфты и связанным со вторым валиком с помощью обгонной муфты с возможностью свободного вращения второго валика в направлении намотки. В катушке обеспечивается автоматическое переключение скорости намотки при изменении нагрузки от сопротивления пойманной рыбы. 12 з.п.ф-лы, 23 ил.

Изобретение относится к технике рыболовства, в частности к снастям рыболовным, а именно к катушкам для лесы.

Целью изобретения является повышение надежности и удобства эксплуатации.

На фиг. 1 показан вид сбоку на безынерционную катушку для лесы.

На фиг. 2 вид со стороны кронштейна крепления к удилищу в масштабе, приближенном к натуральному.

На фиг. 3 вид спереди со стороны шпули.

На фиг. 4 разрез А-А.

На фиг. 5 разрез Г-Г.

На фиг. 6 разрез Д-Д.

На фиг. 7 разрез Б-Б.

На фиг. 8 разрез В-В.

На фиг. 9 разрез П-П.

На фиг. 10 разрез Е-Е.

На фиг. 11 разрез Ж-Ж.

На фиг. 12 разрез обгонной муфты в увеличенном масштабе.

На фиг. 13 вид сбоку на вариант исполнения предохранительной муфты.

На фиг. 14 разрез Н-Н.

На фиг. 15 вид на вариант предохранительной муфты сзади.

На фиг. 16 разрез Л-Л.

На фиг. 17 разрез М-М.

На фиг. 18 разрез К-К.

На фиг. 19 разрез И-И, на котором показан антиреверсивный механизм катушки для лесы.

На фиг. 20 разрез Р-Р.

На фиг. 21 разрез С-С.

На фиг. 22 разрез Т-Т.

На фиг. 23 разрез У-У.

Безынерционная катушка для лесы 1 содержит корпус 2, связанную с корпусом 2 шпулю 3, устройство для перекрестной намотки лесы 1 на шпулю 3, включающее привод 4, связанный с приводом 4 механизм вращения 5 с зубчатыми колесами, предохранительной муфтой 6 и двумя соосными шпуле 3 валиками, смонтированными с возможностью асинхронного вращения, один из которых полый 7, а другой 8 размещен внутри него, а также элемент, оборачивающий лесу 1 вокруг шпули 3, соединенный со вторым валиком 8.

Элемент, оборачивающий лесу 1 вокруг шпули 3, образован шпулей 3, закрепленной на валике 8 с возможностью вращения относительно захватывающего приспособления 9, установленного на корпусе 2.

Шпуля 3 выполнена прессованием из углепластика и установлена на валике 8 с помощью быстроразъемного соединения, образованного кольцевой проточкой 10 валика 8, взаимодействующей с П-образной пружиной 11, помещенной в П-образный, перпендикулярный валику 8 паз 12 барабана 13 шпули 3, в свою очередь, взаимодействующей с кнопкой 14, охватывающей конец валика 8.

Для исключения западания лесы 1 в паз 12 он закрыт защитным пружинным кольцом 15, охватывающим барабан 13.

Предохранением от проворачивания шпули 3 на валике 8 служит штифт 16, запрессованный в валик 8 и сопряженный с продольным пазом 17 шпули 3.

Захватывающее приспособление 9 снабжено охватывающей шпулю 3 скобой 18, изготовленной из пружинной проволоки и смонтированной с возможностью поворота в крайнее положение намотки 19 или заброса 20, а также средством управления положения скобы 18 в виде курка 21 для пальца руки, держащей удилище.

На пластмассовом курке 21 с помощью винта 22, шайбы 23 и втулки 24 закреплена керамическая направляющая 25, по которой происходит сход лесы 1 с захватывающего приспособления 9 на шпулю 3 при намотке.

Курок 21 установлен на корпусе 2 посредством оси 26. Конец 27 скобы 18 зацентрован на корпусе 2 при помощи подшипниковой втулки 28, запрессованной в тело корпуса 2, а другой конец 29 зачеканен во втулке 24 и центруется на втулке 2 курком 21. При этом ось 30 втулки 28 и ось 31 вращения курка 21 разнесены на расстояние l1, углы 1 и 2 поворота конца 27 относительно оси 30 и конца 29 относительно оси 31 расположены по одну сторону плоскости 32, общей для осей 30 и 31, а пружинная скоба 18 заневолена так, что удерживает курок 21 в положении намотки 19.

Ограничение угла поворота 2 осуществляется при взаимодействии выступа 33 на торце 34 курка 21 с пазом 35 в шайбе 36, установленной между корпусом 2 и курком 21 и снабженной выступом 37, фиксирующим шайбу 36 относительно корпуса 2.

Механизм вращения 5 образован соосной шпуле 3 эпициклической планетарной передачей, наружное центральное 38 колесо которой закреплено в корпусе 2, водило 39 соединено с полым валиком 7, выполненным с двумя лысками 40, исключающими проворачивание водила 39 относительно валика 7, а внутреннее центральное колесо 41 сформировано на валике 8 в виде трибки.

На водиле 39 развальцованы две оси 42, на которых при помощи прокладочных шайб 43 и стопорных колец 44 установлены два зубчатых колеса 45 сателлитов планетарной передачи 5, зацепленных с центральными колесами 38 и 41.

Водило 39 выполнено из алюминиевого сплава литьем под давлением и изготовлено за одно целое с кольцевой направляющей 46, соосно охватывающей шпулю 3 со стороны ее задней щечки 47, при этом торец 48 направляющей 46 скошен от передней щечки 49 шпули 3 к ее задней щечке 47.

Для обеспечения равномерного шага намотки лесы 1 на шпулю 3 профиль торца 48 выполнен по винтовой линии с шагом, половина которого равна расстоянию l2 между щечками 47, 49, уменьшенному на максимальный диаметр лесы 1, причем через 180o направление винтовой линии профиля меняется на обратное.

Привод 4 снабжен соосным шпуле 3 валиком 50, соединенным с полым валиком посредством предохранительной муфты 51 и связанным со вторым валиком 8 с помощью обгонной муфты 52 с возможностью свободного вращения валика в направлении намотки 53.

Предохранительная муфта 51 содержит соосную шпуле 3 фрикционную муфту, снабженную наружной и внутренней обоймами 54 и 55, с которыми поочередно связаны смежные фрикционные диски 56, 57, 58 и 59, и упругим элементом 60 усилия торможения, при этом наружная обойма 54 соединена с соосным шпуле 3 валиком 50 привода 4, а внутренняя обойма 55 сформирована полым валиком 7 механизма вращения 5.

Обгонная муфта 52 содержит наружную обойму 61, связанную с соосным шпуле 3 валиком 50 привода 4, внутреннюю обойму 62, снабженную параллельными лысками 63, образованную валиком 8, и сепаратор 64, смонтированный между обоймами 61 и 62 и выполненный с двумя диаметрально противоположными отверстиями 65, в которых размещены шарики 66 с возможностью взаимодействия с лысками 63 внутренней обоймы 62 и наружной обоймой 61.

Наружная обойма 61 сформирована отверстием 67 фрикционного диска 68 предохранительной муфты 51, не связанного с ее обоймами 54 и 55, но сопряженного с фрикционными дисками 58 и 59, связанными с ее наружной обоймой 54.

Отверстие 67 выполнено с двумя диаметрально противоположными углублениями 69, обращенными к внутренней обойме 62, сепаратор 64 установлен на внутренней обойме 62 с зазором по отношению к наружной обойме 61.

Углубления 69 наружной обоймы 61 и отверстия 65 сепаратора 64 смещены относительно оси 70 шпули 3 в управлении намотки 53 на расстоянии l3. Часть шариков 66, выступающая наружу из сепаратора 64, расположена в углублениях 69 наружной обоймы 61, сформированных с возможностью перемещения шариков 66 из положения заклинивания 71 с лысками 63 обоймы 62 в положение 72 свободного хода валика 8 в направлении намотки 53.

Продольное перемещение сепаратора 64 ограничено со стороны шпули 3 торцом полого валика 7, а с противоположной стороны стопорным кольцом 73, защелкнутым в кольцевую проточку 74 валика 8. Предохранительная муфта 51 выполнена с регулятором усилия срабатывания, снабженным соосной фрикционной муфте втулкой 75 наружной обоймы 54 и сопряженной с упругим элементом усилия торможения цилиндрической пружиной сжатия 60, и пластмассовой ручкой 77. Для уменьшения трения между втулкой 75 и пружиной 60 установлена прокладочная шайба 78.

Ручка соединена с наружной обоймой 54 посредством ограничителя продольного перемещения 79 и фиксатора 80 угла поворота с двумя пружинами 81, закрепленными на одной соединенной части 82 и сформированными для взаимодействия с углублениями 83 на другой части 84, и связана с втулкой 75 профильным соединением 85.

Наружная обойма 54 изготовлена из пластмассы в виде стакана, дно 86 которого снабжено соосным внутренней поверхности 87 наружным цилиндрическим выступом 88, выполненным с центральным резьбовым отверстием 76 и наружной кольцевой проточкой 89 с периодическими углублениями 83 на шейке 90.

Ручка 77 выполнена в виде ступенчатой втулки, больший внутренний диаметр которой охватывает наружную обойму 54, средний внутренний охватывает выступ 88, а меньший диаметр образован венцом 91 профильного соединения 85.

Часть ручки 77, охватывающая выступ 88, снабжена наружной кольцевой проточкой 92 со сквозными диаметрально противоположными окнами 93 и двумя пазами 94 и 95, совмещенными с кольцевой проточкой 89 выступа 88.

Пружины 81 фиксатора 80 выполнены в виде дуг, охватывающих с в двух сторон шейку 96 кольцевой проточки 92 ручки 77 с концами 97, загнутыми внутрь и защелкнутыми в пазы 94, 95. Середина 98 пружин 81 выгнута внутрь окон 93 для взаимодействия с углублениями 83 шейки 90 проточки 89, расположенными с шагом 3=30o.

На фиг. 13 изображен вариант исполнения предохранительной муфты 51, в котором втулка 75 выполнена с буртиком 99, на периферии которого сформирован профильный венец 100, зацепленный с профильным венцом 91 ручки 77 с возможностью продольного перемещения. На фиг. 4, 14, 15, 16 и 17 представлена предохранительная муфта 51, в которой втулка 75 выполнена с центральными профильными отверстием 101. Между наружным торцом 102 выступа 88 обоймы 54 и венцом 91 размещен фланец 103. Обращенная наружу часть периферии фланца 103 снабжена венцом 104 профильного соединения 85, зацепленного с венцом 91, причем профильное соединение 85 выполнено шлицевым.

Центральная часть фланца 103 выполнена с профильным выступом 105, совмещенным с профильным отверстием с возможностью продольного перемещения.

Наружная обойма 54 соединена с валиком 50 посредством втулки 106 с фланцем 107, торец 108 которого сопряжен с диском 56, образуя с ним фрикционную пару, а поверхность 109 наружного диаметра сопряжена с внутренней поверхностью 87 обоймы 54.

Внутренняя поверхность 87 выполнена с двумя противоположно расположенными продольными выступами 110, сопряженными с углублениями 111 на поверхности наружного диаметра фрикционных дисков 57 и 59 с возможностью продольного перемещения и фланца 107.

Фланец 107 образует упор для пакета фрикционных дисков 56, 57, 58, 59 и 63 при воздействии на них усилия пружины 60, для чего его продольное перемещение ограничено стопорным кольцом 112, установленным в кольцевую проточку 113 наружной обоймы 54.

Соединение фрикционных дисков 56, 58 с внутренней обоймой 55 обеспечено выполнением конфигурации отверстий 114 этих дисков 56, 58, соответствующей профилю сечения валика 7.

Фрикционный диск 56, связанный с внутренней обоймой 55 предохранительной муфты 51, и фрикционный диск 68 с наружной обоймой 61 обгонной муфты 52 снабжены сигнализаторами 115 и 116 соответственно вращения относительно наружной обоймы 54 против направления намотки 53.

Каждый сигнализатор 115 и 116 образован консольно закрепленной на внутренней поверхности 87 обоймы плоской пружиной 117, часть 118 которой прилегает к половине внутренней поверхности 87 между выступами 111, а другая часть 119, обогнув выступ 110, размещена между этой поверхностью 87 и фрикционными дисками 56 и 68, соответственно выполненными с наружным рифлением, образованным зубцами 120, наклоненными по направлению намотки 53. Пружина 117 изогнута с возможностью взаимодействия концом 121, обращенным против направления намотки 53, с зубцами 120.

Угол 4 поворота ручки 77 на обойме 54 ограничен 330o взаимодействием упоров 122 и 123, которыми снабжены внутренняя поверхность 124 ручки 77 и наружная поверхность 125 обоймы 54 соответственно.

Профильные соединения 85 на фиг. 13 и 15 выполнены шлицевыми с шагом шлицов 5=15.

Профильное соединение втулки 75 с выступом 90 выполнено в виде девятигранника с шагом 6=40.

Шлицевое соединение с шагом 15o обеспечивает возможность выставлять начальное положение втулки 75 с точностью 0,063 мм при lp=1,375 мм, что соответствует точности установки начального усилия пружины 2,29% где lp рабочий вход втулки 75.

Профильное соединение втулки 75 с выступом 105, образованным девятигранником с шагом 40o, обеспечивает возможность выставить начальное положение втулки 75 с точностью 0,083 мм, что соответствует точности установки начального усилия пружины 60 6,07% Совместное использование шлицевого соединения с шагом 15o и профильного соединения с шагом 40o позволило выставлять начальное положение втулки 75 с точностью 0,01 мм при этом же значении lp, что соответствует величине разброса 0,8% начального значения усилия упругого элемента 60.

Привод 4 выполнен ручным, снабжен рукояткой 126 с валиком 127 и косозубой передачей 128 со скрещивающимися под углом 7=90o осями 129 и 70 с ведущим зубчатым колесом 130, смонтированным на валике 127, и ведомым зубчатым колесом 131, образующим соосный шпуле 3 валик 50.

Зубчатые колеса 130 и 131 выполнены каждый с двумя ступицами-шейками 132, 133, 134, 135 соответственно, которые вмонтированы во внутренние обоймы радиальных шарикоподшипников 136, 137, 138, 139.

Внутренняя обойма шарикоподшипника 139 центрует также втулку 106 предохранительной муфты 51, соединенную с ведомым колесом 131 при помощи кулачковой муфты 140, образованной кулачками 141 на торце колеса 131, зацепленными с кулачками 142 торца втулки 106.

Между парами шарикоподшипников 136, 137 и 138, 139 установлены распорные втулки 143 и 144 соответственно.

Наружная обойма шарикоподшипника 139 зафиксирована от продольного перемещения в корпусе 2 стопорным кольцом 145, установленным в кольцевой проточке 146, а наружная обойма шарикоподшипника 138 зафиксирована зачеканкой 147.

Полое ведомое колесо 131 выполняет роль подшипника скольжения для валика 7 механизма вращения 5.

Ведущее колесо 130 косозубой передачи 128 смонтировано на валике 127 с возможностью свободного вращения, в направлении, обратном направлению намотки 53, при отсутствии на валике 127 приводного вращающего момента (при убранной с рукоятки 126 руке).

Это обеспечивается установкой колеса 130 с использованием антиреверсивного механизма 148.

Антиреверсивный механизм 148 содержит связанные с корпусом 2 ведомый элемент ведущее колесо 130 косозубой передачи 128, фрикционный механизм свободного хода 149 ведущего колеса 130 с наружной обоймой 150 и сепаратором 151, снабженным двумя диаметрально противоположными отверстиями 152, в которые помещены тела качения ролики 153, и выступающей из наружной обоймы частью 154, соединенной с корпусом 2 муфтой одностороннего вращения 155, а также ведущий валик 127 рукоятки 126 с двумя параллельными лысками 156, образующий внутреннюю обойму 157 механизма свободного хода 149.

Наружная обойма 150 механизма 149 образована ведущим зубчатым колесом 130.

Внутренняя поверхность 157 наружной обоймы 150 снабжены расположенными с шагом 8=30 углублениями 158, образованными параллельными оси 129 плоскими поверхностями 159 и 160, сопряженными под углом 9=120, выполненными с возможностью взаимодействия с роликами 153 поверхностью 159, расположенной под острым углом 10 к лыске 156, сопряженной с роликом 153.

Отверстия 152 смещены относительно оси 129 валика 127 против направления намотки 53 на расстояние l4.

Выступающая из наружной обоймы 150 часть 154 сепаратора 151 выполнена цилиндрической.

Муфта одностороннего вращения 155 образована цилиндрической витой пружиной 161, охватывающей часть 154 сепаратора 151, первый виток 162 которой соединен с корпусом 2.

Направление навивки пружины 161 обратно направлению намотки 53.

Соединение первого витка 162 с корпусом 2 осуществлено с помощью диафрагмы 163, установленной в отверстии 164 корпуса 2 и снабженной прорезью 165, в которую заведен загнутый конец 166 витка 162.

Продольное перемещение диафрагмы 163 в отверстии 164 ограничено с одной стороны наружной обоймой шарикоподшипника 136, а с другой стороны стопорным кольцом 167, установленным в кольцевой проточке 168 отверстия 164.

От проворачивания в отверстии 164 диафрагма 163 снабжена двумя диаметрально противоположными выступами 169, расположенными в продольных пазах 170, выполненных на внутренней поверхности 171 отверстия 164.

Рукоятка 126 выполнена с цапфой 172, охватывающей конец 173 валика 127 и снабженной пазом 174, обеспечивающим возможность поворота на угол 90o рукоятки 126 с цапфой 172 вокруг штифта 175, запрессованного в валик 127, из рабочего положения 176 в исходное положение 177 и наоборот.

Между цапфой 172 и сепаратором 151 на валике 127 расположены шайба 178 и декоративная пластмассовая втулка 179.

Противоположный рукоятке 126 конец 180 валика 127 фиксируется относительно корпуса 2 с использованием быстроразъемного соединения, идентичного соединению шпули 2 с валиком 8 и образованного кольцевой проточкой 181, П-образной пружиной 182, помещенной в П-образный, перпендикулярный валику 127 паз 183 пластмассовой втулки 184, соосной валику 127, зафиксированной в отверстии 164 корпуса 2 от проворачивания выступами 185, размещенными в продольных пазах 170 на внутренней поверхности 171 отверстия 164, а от продольного перемещения при помощи стопорного кольца 167, размещенного в кольцевой проточке 186 на внутренней поверхности 171 и взаимодействующего с кольцевой канавкой 187, расположенной на наружной поверхности втулки 184 над П-образным пазом 183.

На конец 180 валика 127 надета кнопка 188, расположенная в отверстии 189 втулки 184, взаимодействующая с пружиной 182. Корпус 2 снабжен кронштейном 190 крепления к удилищу.

Безынерционная катушка для лесы "Светлана" работает следующим образом.

При подготовке катушки к пользованию необходимо перевести рукоятку 126 из исходного положения 177 в рабочее положение 176.

Для этого нажать до упора кнопку 188, которая раздвинет концы пружины 182 и выведет их из проточки 181 валика 127, вытянуть рукоятку 126 с валиком 127 до положения, которое определяется упором торцов 191 лысок 156 в торцы роликов 153, расположенных в отверстиях 152 сепаратора, снабженного буртиком, продольное перемещение которого ограничено с одной стороны торцом внутренней проточки 193 колеса 130, а с другой стороны стопорным кольцом 194, установленным в кольцевую канавку 195 проточки 193.

После этого за счет образовавшегося зазора между шайбой 178 и цапфой 172 повернуть рукоятку 126 в рабочее положение 176, отпустить кнопку 188 и вдвинуть валик 127 до упора. Пружина 182 защелкнется в кольцевую проточку 181 и зафиксирует валик 127.

На удилище катушка может быть установлена как с рабочим 176, так и с походным 177 положением рукоятки 126.

Для монтажа шпули 3 нужно надеть ее на валик 8 и, поворачивая на нем, добиться максимального вдвижения, при котором штифт 16 войдет в паз 17 шпули, а пружина 11 защелкнется в кольцевую проточку 10 и зафиксирует шпулю 3 на валике 8.

Заброс приманки производят взмахом удилища. При этом большой палец руки, держащей удилище, находится на курке 21. При достижении требуемого положения удилища нажимают на курок 21 до упора, преодолевая сопротивление усилия пружинной скобы 18, удерживающей курок 21 в положении намотки 19, переводя захватывающее приспособление 9 в положение заброса 20.

При этом положении 20 захватывающего приспособления 9 леса 1 начинает свободно сходить со шпули 3, обегая скругленную кромку 196 ее передней щечки 49.

При достижении требуемой длины заброса палец освобождает курок 21. Под воздействием скобы 18 захватывающее приспособление 9 возвращается в исходное положение намотки 19, в котором леса 1, скользя по скобе 18, перемещается на керамическую направляющую 25, прерывая сбег со шпули 3 и полет приманки.

Намотку лесы на шпулю производят вращением рукоятки 126. При этом лыски 156 образующего внутреннюю обойму 157 механизма свободного хода 149 валика 127 рукоятки 126, взаимодействуя с роликами 153, поворачивают сепаратор 151 относительно наружной обоймы 150, образованной косозубым колесом 130, до западания роликов 153 в углубления 158 наружной обоймы 150 и заклинивания, что вызовет соединение колеса 130 с валиком 127, вращение косозубой передачи 128 и соединенной с ее ведомым колесом 131 предохранительной муфтой 51.

Вращение муфты 51 с внутренней обоймой 55, образованной валиком 7, передается соединенному с ним водилу 39 планетарной передачи 5. При этом происходит асинхронное вращение шпули 3 и направляющей 46, обеспечивающее перекрестную намотку лесы 1.

Водило 39 с направляющей 46 вращаются с передаточным отношением где i46,126 передаточное отношение от рукоятки 126 к водилу 39 и перемещающей лесу 1 вдоль оси шпули 3 направляющей 46; Z131 число зубьев колеса 131; Z130 число зубьев 130, и со скоростью где n39 число оборотов водила 39 с направляющей 46; n126 число оборотов рукоятки 126 с колесом 130.

Тогда шпуля 3 вращается с передаточным отношением где i3,126 передаточное отношение от рукоятки 126 к наматывающей лесу 1 шпуле 3; Z38 число зубьев колеса 38; Z41 число зубьев колеса 41; передаточное отношение от водила 39 к внутреннему центральному колесу 41 планетарной передачи 5 и шпули 3, и со скоростью , где n3 число оборотов шпули 3.

Момент на шпуле 3 от нагрузки на лесу 1 вызывает на водиле 39 момент , где M39 момент вращения на воде 39; M3 момент вращения на шпуле 3.

Нагрузка на лесу 1, при которой вращающий момент, передаваемый на водило 39 планетарной передачи 5 и фрикционные диски 56, 58, соединенные с валиком 7, превысит момент трения, создаваемый пружиной 60, вызовет поворот валика 7 с дисками 56, 58 и водила 39 против направления намотки 53. Это, в свою очередь, повернет колесо 41 с валиком 8 и обоймой 62 обгонной муфты 52 в том же направлении.

При вращении фрикционного диска 56 относительно наружной обоймы 54 против направления намотки 53 начинает работать сигнализатор 115 переключения скорости, издавая звонковые щелчки.

Поворот обоймы 62 и взаимодействие лысок 63 с шариками 66 развернет сепаратор 64 на угол 10 и переместит шарики 66 в углубление 69 из положения 72 свободного хода в направлении намотки 53 в положении 71 заклинивания.

При этом за счет фрикционной связи диска 68 наружной обоймы 61 с фрикционными дисками 57 и 59, соединенными посредством наружной обоймы 54 с ведомым колесом 131 привода 4, валик 8 со шпулей 3 начнут вращаться в направлении намотки 53 с передаточным отношением , где i'3,126 передаточное отношение от рукоятки 126 к шпуле 3 после срабатывания муфты 51; Z131 число зубьев колеса 131; Z130 число зубьев колеса 130, и со скоростью , где n'3 число оборотов шпули 3 после срабатывания муфты 51; n126 число оборотов рукоятки 126.

Водило 39 с направляющей 46 будут вращаться в том же направлении за счет планетарной связи с валиком 8 с передаточным отношением , где i39,3 передаточное отношение от шпули 3 к водилу 39 с направляющей 46, и со скоростью .

При дальнейшем увеличении нагрузки на лесу 1, приращение которой вызовет вращающий момент, передаваемый на фрикционный диск 63 превышающий момент трения со смежными дисками 57 и 59, вызванный воздействием пружины, 60 произойдет проворачивание диска 68, связанного с ним обгонной муфтой 52 валика 8 и сход лесы 1 по направляющей 25 в результате проворачивания шпули 3 против направления намотки 53. Водило 39 также будет вращаться с направляющей 46 против направления намотки 53 с передаточным отношением , где i39,3 передаточное отношение от шпули 3 к водилу 39 с направляющей 46.

При снижении нагрузки на лесу 1 механизмы катушки будут работать следующим образом.

Уменьшение вращающего момента нагрузки на валике 8, и, следовательно, на диске 68 до величины, меньшей вращающего момента трения со смежными дисками 57, 59, вызовет сцепление дисков 57, 63 и 59 и вращение шпули 3 в направлении намотки 53 с числом оборотов n'3.

Дальнейшее уменьшение вращающего момента нагрузки на валике 8 до уровня, меньшего момента трения на дисках 56, 58, приведет к сцеплению их с фрикционными дисками 57 и фланцем 107, что обеспечит вращение водила 39 со скоростью n39, а шпули 3 со скоростью n3.

При отпускании рукоятки 126, например, для подведения сачка под уловленную рыбу при натяжении лесы 1 срабатывает антиреверсивный механизм 149, при этом при наличии нагрузки на лесу 1 вращающий момент на шпуле 3 от натяжения лесы 1 передается на ведущее колесо 130 привода 4 и вызывает его поворот против направления намотки 53.

Взаимодействие углубления 158 наружной обоймы 150 механизма свободного хода 149 с роликами 153 вызовет поворот сепаратора 151 в том же направлении. При этом витки пружины 161 муфты одностороннего вращения 155 "захватят" часть 154 сепаратора 151, препятствуя его дальнейшему вращению против направления намотки 53.

В описываемой безынерционной катушке для лесы 1 все зубчатые колеса 38, 41, 45, 130 и 131 выполнены с модулем0,8 и числом зубьев Z38=51, Z41=9, Z45= 21, Z130=10, Z131=12, причем колеса 38, 41 и 45 корригированы по высоте.

До срабатывания предохранительной муфты 51 в режим переключения скорости намотки передаточное отношение от рукоятки к шпуле 3 будет равно i3,126=8.

После срабатывания фрикционной муфты 51 и включения обгонной муфты 52 передаточное отношение от рукоятки 126 к шпуле 3 будет равно i3,126=1,2, т. е. скорость намотки лесы 1 на шпулю 3 уменьшится в 6,667 раз.

Превышение нагрузки на лесе 1 максимально допустимой величины, установленной регулятором усилия срабатывания, вызывает вращение шпули 3 против направления намотки 53 и асинхронное вращение водила 39 с направляющей 46 со шпулей 3 в этом же направлении с передаточным отношением i39,3=0,15.

Таким образом соотношение оборотов шпули 3 и направляющей 46, определяющее их асинхронное вращение, равно 6,667 как при намотке до срабатывания предохранительной муфты 51, так и после автоматического переключения скорости и обратного вращения шпули 3 от перегрузки на лесу 1.

Для обеспечения перекрестной намотки должно быть выполнено условие где d максимальный диаметр лесы 1.

В предлагаемой катушке l2=12 мм, d=0,35 мм, следовательно, 1<13,333<34,286, что удовлетворяет условию перекрестной намотки.

Элемент, оборачивающий лесу 1 вокруг шпули 3, может быть образован не только шпулей 3, закрепленной на валике 8 центрального колеса 45 планетарной передачи 5, с установленным на корпусе 2 захватывающим приспособлением 9, но и соединенным с валиком 8 захватывающим приспособлением 9, смонтированным с возможностью вращения вокруг оси 70 шпули 3, закрепленной на корпусе 2, и размещением направляющей 46 со стороны передней щечки 49 на соответственно удлиненный валик 7, выполненный с окном для зацепления колес 45 и 41.

Следует отметить, что, устанавливая на водило 39 различное количество сателлитов 41 (для размеров описанной катушки до трех), оказывается возможным, сохраняя прочностные характеристики зацепления в планетарной передаче 5, выполнить серию из трех типов безынерционных катушек для ловли различных по весу и по усилию сопротивления рыбы с максимальной унификацией узлов, механизмов и деталей.

Водило 39 может быть либо универсальным, выполненным с возможностью установки от одного до трех сателлитов 41, либо оригинальным для каждого типа катушки.

С универсальным водилом 39, выполненным за одно целое с направляющей 46, целесообразно в каждом типе катушки использовать шпулю 3 одного размера, например, описанного, но с разным количеством заполняющей шпулю 3 лесы 1 из-за разницы диаметров, определяемых максимально допустимой нагрузкой.

При исполнении водила 39 оригинальным наиболее приемлемо изготавливать шпулю 3 также с разными размерами, обеспечивающими оптимальную вместимость лесы 1 для каждого типа катушки, с соответствующим изменением размеров направляющей 46. В этом случае изменение вместимости шпули 3 целесообразно производить за счет изменения расстояния l2 между щечками 47, 49 с соответствующей корректировкой шага профиля 48 направляющей 46.

Скоба 18 захватывающего приспособления 9 также может быть выполнена универсальной при условии сохранения наружных диаметров шпули 3 и направляющей 46, но с учетом размера наиболее длинной шпули 3. Упругий элемент 60 может быть универсальным для всех типов катушек, но в этом случае уменьшается количество используемых дискретных положений ручки 77 регулятора усилия срабатывания муфты 51 для двух типов катушек с меньшей допустимой нагрузкой на лесу 1.

Для использования полного угла 3 в каждом типе катушек необходимо упругий элемент 60 изготавливать с индивидуальными характеристиками.

Предлагаемое техническое решение позволяет впервые выполнять безынерционную катушку для лесы повышенной надежности в эксплуатации за счет автоматического переключения скорости намотки при изменении нагрузки от сопротивления уловленной рыбы.

Наделение части элементов катушки многофункциональностью упростило конструкцию, уменьшив количество взаимодействующих деталей, что также повысило надежность эксплуатации, а применение одинаковых узлов в разных механизмах катушки улучшило ее технологичность.

Использование предлагаемого технического решения, представленное в описании, позволило создать безынерционную катушку для лесы, с габаритами, примерно вдвое меньшими по длине катушки RSx2 фирмы "Ryobi" с равной вместимостью шпули и с увеличенными эксплуатационными возможностями и надежностью.

Формула изобретения

1. Безынерционная катушка для лесы, содержащая корпус, связанные с корпусом шпулю, устройство для перекрестной намотки лесы на шпулю, включающее привод, связанный с ним механизм вращения с зубчатыми колесами, предохранительной муфтой и двумя соосными валиками, смонтированными с возможностью асинхронного вращения, один из которых полый, а второй размещен внутри него, а также элемент, оборачивающий лесу вокруг шпули, соединенный с вторым валиком, отличающаяся тем, что механизм вращения образован соосной со шпулей эпициклической планетарной передачей, наружное колесо которой закреплено в корпусе, водило соединено с полым валиком, а внутреннее центральное колесо закреплено на втором валике, при этом привод снабжен соосным со шпулей дополнительным валиком, соединенным с полым валиком посредством предохранительной муфты и связанным с вторым валиком с помощью обгонной муфты с возможностью свободного вращения второго валика в направлении намотки.

2. Катушка по п.1, отличающаяся тем, что предохранительная муфта образована наружной и внутренней обоймами, с которыми поочередно связаны смежные фрикционные диски, при этом наружная обойма соединена с соосным со шпулей валиком привода, а внутренняя обойма с полым валиком механизма вращения.

3. Катушка по п.2, отличающаяся тем, что внутренняя обойма выполнена за одно целое с полым валиком механизма вращения.

4. Катушка по п.1, отличающаяся тем, что обгонная муфта выполнена фрикционной с телами качения, наружная обойма которой связана с соосным со шпулей валиком привода, а внутренняя обойма соединена с вторым валиком.

5. Катушка по п. 4, отличающаяся тем, что внутренняя обойма обгонной муфты выполнена за одно целое с вторым валиком.

6. Катушка по п.4, отличающаяся тем, что внутренняя обойма муфты выполнена с лыской, на этой обойме установлен с зазором по отношению к наружной обойме сепаратор, в отверстии которого размещено тело качения с возможностью взаимодействия с лыской внутренней обоймы, при этом наружная обойма снабжена углублением, в котором расположена выступающая из сепаратора наружу часть тела качения, причем углубление расположено с возможностью перемещения этого тела из положения заклинивания с лыской внутренней обоймы в положение свободного вращения этой обоймы в направлении намотки, а отверстие сепаратора и углубление наружной обоймы смещены относительно оси муфты в направлении свободного вращения внутренней обоймы.

7. Катушка по пп.2 и 4, отличающаяся тем, что предохранительная муфта снабжена по меньшей мере одним не связанным с ее обоймами фрикционным диском, соединенным с наружной обоймой обгонной муфты и смежным с фрикционным диском предохранительной муфты, связанным с ее наружной обоймой.

8. Катушка по п.7, отличающаяся тем, что фрикционный диск, связанный с внутренней обоймой предохранительной муфты, и фрикционный диск, соединенный с наружной обоймой обгонной муфты, снабжены звуковыми сигнализаторами вращения относительно наружной обоймы против направления намотки.

9. Катушка по п.8, отличающаяся тем, что каждый сигнализатор вращения образован консольно закрепленной на внутренней поверхности наружной обоймы предохранительной муфты плоской пружиной, размещенной между этой поверхностью и фрикционным диском с возможностью взаимодействия одним концом, обращенным против направления намотки, с наружной поверхностью фрикционного диска, которая выполнена с рифлениями.

10. Катушка по п.7, отличающаяся тем, что наружная обойма обгонной муфты образована фрикционным диском предохранительной муфты, не связанным с ее обоймами.

11. Катушка по п.1, отличающаяся тем, что привод снабжен косозубой передачей со скрещивающимися осями, при этом ведущее колесо размещено на соосном шпуле валике.

12. Катушка по п.11, отличающаяся тем, что соосный со шпулей валик привода образован полым ведомым колесом косозубой передачи, установленным на полом валике механизма вращения с возможностью свободного вращения.

13. Катушка по пп.7 и 11, отличающаяся тем, что ведущее колесо косозубой передачи установлено с возможностью свободного вращения в направлении, обратном направлению намотки, при отсутствии на ведущем валике вращающего момента.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5,