Способ консервации топливорегулирующей системы
Реферат
Использование: в авиадвигателестроении для демпфирования колебаний, возникающих при вибрационном горении в форсажной камере. Сущность изобретения: при развитии колебаний, выбранных вибрационным горением, диссипация колебательной энергии происходит в стабилизаторах 6 пламени, при движении воздуха у открытого конца 7 стабилизаторов 6 пламени. Стабилизаторы 6 пламени настроены на частоты первых мод колебаний форсажной камеры подбором их длины как четвертьволновые резонаторы. При этом отношение разности радиусов открытого и закрытого концов к радиусу форсажной камеры равно 0,6-0,9. 1 ил.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способам консервации агрегатов топливорегулирующей системы ГТД разового применения.
Известен способ консервации внутренних полостей агрегатов топливорегулирующей системы газотурбинных двигателей, включающий заполнение внутренних полостей горячим маслом для предохранения деталей от контакта с воздухом. Недостатком указанного способа является длительность расконсервации агрегатов топливорегулирующей системы двигателя в эксплуатации при подготовке его к применению, достигающая нескольких часов. Кроме того, при расконсервации необходима специальная установка для проливки агрегатов системы или прокрутка и запуск ГТД и определенный обслуживающий персонал. Это повышает затраты на расконсервацию агрегатов ГТД. Целью изобретения является обеспечение длительного хранения ГТД при полной готовности агрегатов топливорегулирующей системы и самого ГТД к использованию без затрат времени и средств на расконсервацию. Поставленная цель достигается тем, что агрегаты топливорегулирующей системы ГТД заполняют топливом, а входные и выходные трубопроводы системы заглушают герметизирующими пироустройствами, например пироклапанами, пиромембранами, пиропробками и т.д. На чертеже изображена схема топливной системы ампулизированного ГТД разового применения. Схема топливной системы включает два запорных устройства (пироклапана) 1, герметизирующих систему со стороны трубопровода 2, подводящего топливо (а) от бака объекта, и со стороны трубопровода 3, подводящего топливо (б) к форсункам топливного коллектора ГТД (не показан) от агрегатов топливорегулирующей системы; один или несколько агрегатов 4 топливорегулирующей системы (насос-регулятор), подкачивающий насос, фильтры и т.д.); соединительные трубопроводы 5; термокомпенсатор 6, который обеспечивает компенсацию температурного изменения объема топлива при хранении; два заправочно-сливных клапана 7, устанавливаемых максимально приближенно к запорному устройству 1 со стороны герметизируемого объема, к которым подключается стенд для консервации (прокачки). Консервация агрегатов топливорегулирующей системы производится на неработающем ГТД следующим образом. К заправочно-сливным клапанам 7 посредством входного (в) и выходного (г) трубопроводов подсоединяется установка для консервации (не показана), заполненная специально подготовленным для длительного хранения топливом (обезвоженным, азотированным, и т.д.), и производится прокачка этого топлива через агрегаты топливорегулирующей системы до полного удаления воздуха и имевшейся рабочей жидкости. После этого от заправочно-сливных клапанов 7 отстыковывается установка для консервации, причем заправочно-сливные клапана 7 автоматически закрываются, предотвращая вытекание топлива из них и попадание воздуха в агрегаты. Для полной герметичности эти клапаны глушат, заглушки пропаивают. После этой операции агрегаты топливорегулирующей системы готовы и к длительному хранению, и к запуску ГТД. При необходимости использования ГТД расконсервация производится следующим образом: во время пуска объекта подается электрической сигнал на срабатывание пироклапанов 1, которые открывают топливные магистрали системы, топливо поступает на форсунки топливного коллектора ГТД, производя запуск двигателя. Использование предлагаемого технического решения позволяет исключить затраты времени на расконсервацию агрегатов топливорегулирующей системы ГТД, исключить расход консервирующего масла, исключить материальные затраты на расконсервацию. Использование заявленного способа на боевых машинах (самолетах-снарядах, крылатых ракетах и т.д.) повышает степень их боеготовности и позволяет хранить их в полной готовности к запуску ГТД. Ориентировочный расчет годового экономического эффекта. Годовой экономический эффект равен Эг=(З1-З2)A, где З1 затраты на расконсервацию единицы продукции до использования изобретения; З2 затраты на расконсервацию при использовании изобретения; A годовая программа производства ГТД. З1=Суст+Срасконс, где Суст годовые затраты на проектирование, изготовление и обслуживание необходимого количества установок для расконсервации ГТД на единицу продукции; Срасконс= 25 руб затраты на расконсервацию одного ГТД, включающие расход топлива, расход электроэнергии и зарплату обслуживающего персонала. З2= 0, т.к. для расконсервации изделия по предлагаемому способу достаточно подать электрический сигнал на пироустройство. А=150 двигателей в год. , где Цуст стоимость одной установки, Цуст=2250 руб. В срок службы установки, В=5 лет; Б количество точек эксплуатации ГТД, равное необходимому количеству установок, Б=10 шт. Годовой экономический эффект составляет шФормула изобретения
Способ консервации топливорегулирующей системы, преимущественно газотурбинного двигателя разового применения, включающий заполнение внутренних полостей системы жидкостью для консервирования, герметизацию входного и выходного трубопроводов, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени расконсервации, используют топливо в качестве жидкости для консервации и герметизируют трубопроводы запорными пироустройствами.РИСУНКИ
Рисунок 1