Тягово-сцепное устройство для автопоезда

Реферат

 

Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство для автопоезда содержит шаровую опору 1 и корпус 2. В корпусе расположен подвижный вкладыш 5, который подпружинен относительно стакана 6. Стакан 6 взаимодействует с кулачком 7, который установлен на валу 8. На конце вала 8 расположен двуплечий рычаг 10, на одном конце которого установлена рукоятка 9, а на другом выступ для ограничения поворота. В корпусе 2 и на двуплечем рычаге 10 расположен фиксатор двуплечего рычага. 3 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к тягово-сцепным устройствам шарового типа, предназначенным для присоединения прицепа к автомобилю.

Задача данного изобретения упрощение конструкции и технологии изготовления за счет сокращения количества и применения деталей простых геометрических форм в приводе от рукоятки до подвижного вкладыша, а также улучшение условий работы.

Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами, где на фиг. 1 изображено тягово-сцепное устройство в сцепленном состоянии, на фиг. 2 тягово-сцепное устройство в расцепленном состоянии, на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 1.

Устройство содержит установленную на транспортном средстве шаровую опору 1, взаимодействующую с корпусом 2 сцепного замка, в котором установлены неподвижный 3 и подпружиненный пружиной сжатия 4 подвижный вкладыш 5. Подвижный вкладыш 5 с пружиной 4, размещенной в направляющем стакане 6, замыкаются на кулачок 7 эксцентрикового вала 8, на одном конце которого жестко крепится рукоятка 9 с двуплечим рычагом 10. На рычаге 10 выполнены приливы: с цилиндрической расточкой, куда устанавливается кнопка 11 отключения стопорного пальца 12 предохранительного устройства, который размещен корпусе 2 и поджат пружиной 13 в виде выступа "б" для ограничения поворота рукоятки 9. Для гарантированного выхода /расцепления/ шаровой опоры 1 на сферических поверхностях вкладышей 3 и 5 эксцентриситет кулачок 7 валами 8 должен быть не менее половины суммы перекрытий шаровой опоры 1 вкладышами 3 и 5.

Устройство работает следующим образом.

Исходное положение сцепного замка стыковкой автопоезда изображено на фиг. 2. Запирание сцепного замка на шаровую опору 1 производится в следующей последовательности: опускается корпус 2 замка на шаровую опору 1 из исходного положения рукоятки 9 поворачивают на угол 195-200o до фиксированного положения, т. е. когда стопорный палец 12, поджимаемый пружиной 13, войдет в посадочное отверстие кнопки 11. При повороте рукоятки 9 вращается вал 8 и его кулачок 7 начинает воздействовать на стакан 6, перемещая его, пружину 4 и подвижный вкладыш 5 до упора шара 1 в неподвижный вкладыш 3. При достижении угла поворота рукоятки 9 /вала 8/ равным 180o происходит выбор зазоров во всей цепочке деталей кулачок 7, стакан 6 подвижный вкладыш 5, шаровая опора 1 и неподвижный вкладыш 3. Данное положение регулируется прокладками 14. Но как было упомянуто выше, исходное положение рукоятки 9 при запертом положении замка соответствует прохождению кулачка 7 "мертвой точки" на угол 15-20o. Этим достигается "самофиксация" рукоятки 9 и зазор "а" между стаканом 6 и подвижным вкладышем 5, который обеспечивает лучшие условия работы сцепки по износу и динамическим воздействием прицепа на тягач.

Фиксация рукоятки 9 в этом положении обеспечивается тем, что дальнейший ее поворот после угла 15-20o /помимо стопора 12/ ограничивает прилив "б" на основании 10, который упирается в корпус 2, в перейти обратно "мертвую точку" без приложения внешних сил к рукоятке невозможно, т.к. необходимо преодолеть момент трения в паре кулачок 7 стакан 6, сжав пружину 4 на величину зазора "а", преодолев достаточно большое усилие 140 кг.

Беззазорное соединение шара 1 с вкладышем 3 и 5 обеспечивает пружина 4.

Требованиями к сцепному замку тягово-сцепного устройства предусматривается страховочное устройство для исключения расцепления сцепки. В данном устройстве таковым является подпружиненный стопорный стакан 12, который автоматически замыкает рукоятку 9 через рычаг на корпус 2 замка при совмещении отверстий.

Для расцепления автопоезда, достаточно большим пальцем руки утопить кнопку 11 /при этом стопорный палец 12 выйдет из отверстия основания 10/ и повернуть рукоятку 9 на угол 195- 200o, кулачок 7 повернется вместе с ней в противоположную сторону, элементы привода стакан 6, пружина 4 и подвижный вкладыш 5 займут свободное положение и корпус 2 замка беспрепятственно снимается с шаровой опоры 1.

Формула изобретения

Тягово-сцепное устройство для автопоезда, содержащее установленный на одном звене автопоезда сцепной шар, а на другом корпус, в котором расположен подвижный вкладыш, подпружиненный относительно стакана, который выполнен с возможностью перемещения вдоль корпуса и взаимодействия своим днищем с кулачком, размещенным на вертикально расположенном и установленным в корпусе валу, на одном из концов которого закреплен расположенный горизонтально рычаг с закрепленной на нем рукояткой, причем на рычаге и в корпусе расположен механизм фиксации рабочего положения рычага, отличающееся тем, что на корпусе установлен с возможностью охвата части сцепного шара неподвижный вкладыш, а рычаг выполнен двуплечим и закреплен на валу средней частью, причем на одном плече двуплечего рычага закреплена рукоятка, а на другом плече выполнен с возможностью взаимодействия с приливом корпуса выступ, при этом эксцентриситет кулачка превышает величину, равную половине сумм длин перекрытия сцепного шара подвижным и неподвижным вкладышами, а механизм фиксации рабочего положения двуплечего рычага выполнен в виде взаимодействующих между собой одними концами соосно расположенных кнопки и пальца, причем кнопка размещена в отверстии двуплечего рычага, а палец размещен в отверстии корпуса и подпружинен относительно него.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:ОАО "Челябинский тракторный завод"

(73) Патентообладатель:ООО Челябинский тракторный завод УралТРАК

Договор № 21169 зарегистрирован 20.06.2005

Извещение опубликовано: 10.08.2005        БИ: 22/2005