Землеройно-транспортная машина
Реферат
Использование: изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано при строительстве и ремонте дорог. Сущность изобретения: машина оснащается дополнительной механической передачей, состоящей и колес, охваченных гибкой связью. Эта связь может быть выполнена в виде трособлочной системы либо цепной передачи. При выносе опорного колеса вправо и влево от продольной оси машины, в результате поворота балки, вторая часть поворачивается относительно второго колеса дополнительной передачи на некоторый угол. Гибкая связь, охватывающая оба колеса дополнительной передачи, поворачивает колесо относительно первой части балки на такой же угол. В результате, на тот же угол поворачивается вал поворота в плане опорного колеса, и это колесо устанавливается в рабочее положение. 3 з.п. 4 ил.
Изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано при строительстве и ремонте дорог.
Целью изобретения является упрощение управления машиной. Для достижения поставленной цели землеройно-транспортная машина, включающая связанные с самоходным шасси отвал и балку, один конец которой установлен с возможностью поворота вокруг оси в боковые стороны относительно продольной плоскости шасси, а другой связан с поворотным валом, нижний конец которого подсоединен к опорному колесу, а верхний к механизму поворота этого колеса с приводом от гидроцилиндра, снабжена дополнительным механизмом поворота опорного колеса, выполненным из первого передаточного колеса, расположенного соосно поворотному валу и шарнирно связанного с ним, и второго передаточного колеса, установленного соосно и неподвижно относительно оси поворота балки в боковые стороны, при этом передаточные колеса охвачены гибкой связью, а корпус гидроцилиндра поворота опорного колеса смонтирован на первом передаточном колесе. В качестве охваченных гибкой связью колес может быть взята канатно-блочная передача. При этом, возможно выполнение блоков этой передачи в виде многовитковых барабанов, на которых закреплены концы каната. Возможно также выполнение колес, охваченных гибкой связью, в виде цепной передачи. На приведенных чертежах изображено: на фиг. 1 вариант предлагаемой машины с балкой, установленной на шасси; на фиг. 2 вариант предлагаемой машины с балкой, установленной на поворотном относительно шасси в вертикальной плоскости опорном звене; на фиг. 3 вид сбоку на вариант предлагаемой машины с подвеской отвала к шасси посредством шести гидроцилиндров; на фиг. 4 то же, вид сверху. Землеройно-транспортная машина включает связанные с самоходным шасси 1 отвал 2 и балку 3, один конец 4 которой установлен с возможностью поворота вокруг оси в боковые стороны. Возможна установка балки как на самоходном шасси 1, так и на свободном конце 5 опорного звена 6, которое своим противоположным концом 7 шарнирно, с возможностью поворота в вертикальной плоскости закреплено на шасси 1. Машина включает также опорное колесо 8, подсоединенное к нижней части установленного на свободном конце 9 балки 3 поворотного вала 10. Поворотный вал 10 смонтирован на свободном конце 9 балки 3 с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Ось вращения опорного колеса 8 закреплена, в частности, на поворотному валу 10. Верхняя часть вала 10 подсоединена к механизму поворота 11 опорного колеса 8 (фиг. 3). Подвеска отвала может быть либо традиционной, включающей толкающую раму 12 с гидроцилиндрами 13 ее подъема-опускания, как показано на фиг. 1 и 2, либо посредством шести гидроцилиндров 14 (фиг. 3 и фиг. 4), установленных между отвалом 2 и шасси 1. При выполнении подвески посредством толкающей рамы 12, возможна установка гидроцилиндров 13 ее подъема-опускания, как на шасси 1 (фиг. 1), так и на поворотном в вертикальной плоскости опорном звене 6 (фиг. 2). При установке балки 3 на звене 6, привод поворота этого звена с балкой в вертикальной плоскости также может быть выполнен в виде гидроцилиндра 15 подъема-опускания балки, шарнирно соединенного с шасси и опорным звеном 6 (фиг. 3). Возможно шарнирное соединение балки 3 с звеном 6, обеспечивающее разворот балки относительно основания на угол до 180o. Ось шарнира, соединяющего балку 3 с основанием 6, при этом, целесообразно выполнять наклонной к опорной плоскости шасси в сторону отвала. На фиг. 3 пунктиром указано возможное положение балки при таком ее развороте. Привод поворота балки в боковые стороны может быть выполнен в виде гидроцилиндра 16 поворота балки, шарнирно соединенного с одной стороны с балкой, а с другой с шасси 1 (фиг. 1), либо с поворотным в вертикальной плоскости опорным звеном 6. Возможно также подсоединение этого гидроцилиндра 16 поворота балки к шарнирно-рычажному механизму, приведенному на фиг. 4 и состоящему из двух шарнирно соединенных между собой и с гидроцилиндром 16 рычагов, один из которых 17 шарнирно закреплен на балке, а другой 18 также шарнирно, на звене 6. Машина снабжена дополнительным механизмом поворота опорного колеса, выполненного из двух передаточных колес, охваченных гибкой связью 19. Первое 20 из этих колес смонтировано на свободном 9 конце балки 3 шарнирно, с возможностью поворота относительно нее и поворотного вала 10, и расположено это колесо соосно оси поворота вала 10. Механизм поворота 11 опорного колеса 8 выполнен в частности, ползунно-рычажным, состоящим из двух направляющих 21 м 22, в которых установлены ползуны 23, шарнирно связанные между собой. Первая направляющая 21 расположена в корпусе 24, жестко закрепленном на валу 10, вторая 22 жестко связана с первым 20 передаточным колесом а расположенный в направляющей 22 ползун связан еще и с гидроцилиндром 25 (фиг. 1). Возможно также выполнение механизма поворота 11 в виде гидроцилиндра 25, шарнирно подсоединенного на плече к поворотному валу. В обоих случаях гидроцилиндр 25 поворота опорного колеса смонтирован на первом 20 передаточном колесе. Возможно выполнение самоходного шасси 1 и двух шарнирно сочлененных рам, с которыми шарнирно соединен гидроцилиндр 26 поворота в плане самоходного шасси. Аналогично ему, между этими рамами шасси шарнирно закреплен гидроцилиндр 27 слежения. Полости гидроцилиндра 25 гидравлически связаны с соответствующими полостями гидроцилиндра 27 и с гидрораспределителем 28 настройки, который, в свою очередь, соединен с напорной и сливной магистралями гидросистемы. Второе 29 передаточное колесо дополнительного механизма поворота неподвижно закреплено на шасси 1, либо на поворотном в вертикальной плоскости звене 6, при выполнении балки 3, установленной на этом звене 6, В обоих случаях это колесо расположено соосно оси поворота балки в боковые стороны. Возможно выполнение передаточных колес, охваченных гибкой связью, в виде канатно-блочной передачи (фиг. 2). Причем эти колеса могут быть выполнены в виде многовитковых барабанов (фиг. 3), на которых закреплены концы каната. Возможно также выполнение охваченной гибкой связью передаточных колес в виде цепной передачи. При выполнении передаточных колес с непараллельными в одной плоскости осями их вращения, на балке установлены отклоняющие ролики 30, через которые, в этом случае, пропущен соединяющий колеса канат (фиг. 3). Кроме того, возможно выполнение шарнира, соединяющего балку с шасси или со звеном 6, смещенным в сторону от продольной вертикальной плоскости машины (это не исключает возможность расположения указанного шарнира и в самой этой плоскости). С точки зрения улучшения обзорности обрабатываемой полосы, этот шарнир целесообразно выполнять смещенным вправо, поскольку рабочее место водителя машины при правостороннем движении, находится слева (фиг. 4). Предлагаемая машина работает следующим образом. Для выполнения грейдерных работ опорное колесо 8 располагается перед самоходным шасси 1 в пределах обрабатываемой отвалом 2 полосы. Оператор гидроцилиндром 25, управляемым гидрораспределителем 28 настройки, устанавливает опорное колесо 8 в рабочее положение, характеризующееся параллельностью продольной вертикальной плоскости машины и плоскости вращения опорного колеса. Затем управляющий гидрораспределитель 28 переводится в положение "заперто" и машина осуществляет первый проход грейдирования. При последующих проходах машины выгоднее размещать опорное колесо на спланированную при первом проходе полосу трассы. Для этого перед проходом неспланированного участка трассы опорное колесо 8 посредством гидроцилиндра 16 поворота балки выносится вправо или влево от продольной оси машины, что достигается поворотом балки в плане на угол (фиг. 4). Поскольку второе 29 передаточное колесо дополнительного механизма поворота расположено соосно оси поворота балки в боковые стороны и закреплено на шасси 1 или на звене 6, угол взаимного поворота второго передаточного колеса 29 и балки 3 также окажется равным a. Гибкая связь 19, охватывающая оба колеса дополнительного механизма поворота, передает поворот второго колеса первому, в результате чего первое 20 колесо поворачиваются относительно балки на тот же угол a. Направление поворота первого 20 колеса относительно балки 3 совпадает с направлением поворота относительно балки второго 29 колеса, вследствие чего это направление противоположно направлению поворота балки 3 относительно колеса 29. Т. е. при повороте балки 3 на угол a, первое 20 передаточное колесо поворачивается относительно балки 3 на угол -, и его ориентация относительно шасси 1, сохраняется. Поскольку управляющий гидрораспределитель 28 находится в положении "заперто" и машина никаких маневров, вызывающих движение взаимоподвижных частей гидроцилиндра 27 слежения не совершает, сохраняется и ориентация относительно шасси 1 поворотного вала 10 и механизма поворота 11 опорного колеса, что обусловлено их установкой на передаточном колесе 20. В результате, плоскость вращения опорного колеса 8 остается параллельной продольной вертикальной плоскости машины, т. е. опорное колесо 8 находится в рабочем положении. При работе на криволинейных участках взаимное расположение шарнирно сочлененных рам шасси меняется за счет работы гидроцилиндра 26 поворота в плане самоходного шасси, что ведет к перемещению взаимоподвижных частей гидроцилиндра 27 слежения. В результате этого, при положении распределителя 28 "Заперто", перемещаются также и взаимоподвижные части гидроцилиндра 25 поворота опорного колеса, поскольку соответствующие полости гидроцилиндров 25 и 27 гидравлически связаны. Это приводит к повороту в плане опорного колеса 8 и движению этого колеса по криволинейному участку без скольжения. Поскольку механизм поворота опорного колеса со своим приводом смонтирован на первом 20 передаточном колесе, его работа никак не связана с положением балки 3. Поэтому повороты вала 10 относительно первого 20 передаточного колеса и этого же колеса относительно балки 3 осуществляются независимо. Таким образом, у предлагаемого типа землеройно-транспортных машин не требуется дополнительной коррекции положения опорного колеса после выноса балки в сторону от продольной плоскости. Эта коррекция осуществляется автоматически, одновременно с поворотом балки, что исключает непроизводительные затраты времени на ручную установку опорного колеса в рабочее положение.Формула изобретения
1. Землеройно-транспортная машина, включающая связанные с самоходным шасси отвал и балку, один конец которой установлен с возможностью поворота вокруг оси в боковые стороны относительно продольной плоскости шасси, а другой связан с поворотным валом, нижний конец которого подсоединен к опорному колесу, а верхний к механизму поворота этого колеса с приводом от гидроцилиндра, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления машиной, она снабжена дополнительным механизмом поворота опорного колеса, выполненным из первого передаточного колеса, расположенного соосно с поворотным валом и шарнирно связанного с ним, и второго передаточного колеса, установленного соосно и неподвижно относительно оси поворота балки в боковые стороны, при этом передаточные колеса охвачены гибкой связью, а корпус гидроцилиндра поворота опорного колеса смонтирован на первом передаточном колесе. 2. Машина по п. 1, отличающаяся тем, что передаточные колеса, охваченные гибкой связью, выполнены в виде канатно-блочной передачи. 3. Машина по п. 2, отличающаяся тем, что передаточные колеса, охваченные гибкой связью, выполнены в виде цепной передачи. 4. Машина по п. 2, отличающаяся тем, что передаточные колеса выполнены в виде многовитковых барабанов, на которых закреплены концы каната.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4