Способ сооружения земляного полотна

Реферат

 

Изобретение может быть использовано при сооружении автодорожных земляных сооружений в районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха, преимущественно в районах Крайнего Севера. Сущность изобретения: способ сооружения земляного полотна включает расчистку дорожной полосы от кустарниковой растительности и мохорастительного покрова, естественное оттаивание и осушение грунтов основания, отсыпку грунта на основание с последующим его уплотнением, при этом кустарниковую растительность и мохорастительный покров снимают в поперечном направлении относительно дорожной полосы и собирают их около нее в отвалы в начале осеннего периода, затем также в поперечном направлении производят полосчатое рыхление грунта основания, после чего осуществляют песчано-гравийную подсыпку на основание и уплотнение, а в начале весеннего периода с началом таяния снежного покрова кустарниковую растительность и мохорастительный покров из отвалов у дорожной полосы укладывают на ее поверхность, затем производят подсыпку песчано-гравийной смеси и ее уплотнение.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении земляных полотен в районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха, преимущественно в районах Крайнего Севера.

Известен способ сооружения земляного полотна, включающий планировку основания, возведение насыпи с откосами и теплоизоляцию откосов.

Однако данный способ сооружения земляного полотна достаточно трудоемок; связан с большими материальными затратами и недостаточно эффективен при строительстве автомобильных дорог в районах Крайнего Севера.

Наиболее близким техническим решением является способ сооружения земляного полотна, заключающийся в том, что он включает расчистку дорожной полосы от леса и кустарника, снятие мохорастительного покрова, естественное оттаивание и осушение грунтов основания в течение теплого периода, послойную разработку грунта по мере его оттаивания и отсыпку талого грунта на основание земляного полотна, уплотнение его и возведение насыпи, при этом для сокращения сроков возведения полотна путем предотвращения глубокого повторного промерзания и обеспечения возможности осушения грунтов основания в зимний период, до наступления зимнего периода на поверхность расчищенной полосы укладывают слой теплоизоляции и наращивают ее по мере понижения температуры воздуха, затем после окончания зимнего периода до начала снеготаяния слой теплоизоляции снимают, после чего удаляют промерзший льдонасыщенный верхний слой грунта основания, а талый грунт отсыпают сразу после снятия верхнего промерзшего слоя на талое основание земляного полотна.

Однако данный способ сооружения земляного полотна не достаточно эффективен при строительстве автомобильных дорог в районах с отрицательной среднегодовой температурой воздуха, преимущественно, в районах Крайнего Севера и в частности при строительстве и эксплуатации так называемых "зимников".

Наиболее промышленно применимым является предложенный способ сооружения земляного полотна, так как он является менее трудоемок, не требует больших материальных затрат, поскольку связан с использованием местных средств и отрицательной температуры окружающей среды.

Промышленная применимость предложенного способа сооружения земляного полотна основана на том, что включает расчистку дорожной полосы от кустарниковой растительности и мохорастительного покрова, естественное оттаивание и осушение грунтов основания, отсыпку грунта на основание с последующим его уплотнением, при этом кустарниковую растительность и мохорастительный покров снимают в поперечном направлении относительно дорожной полосы и собирают их около нее в отвалы в начале осеннего периода, затем также в поперечном направлении производят полосчатое рыхление грунта основания, после чего осуществляют песчано-гравийную подсыпку на основание и уплотнение, а в начале весеннего периода с началом таяния снежного покрова кустарниковую растительность и мохорастительный покров из отвалов у дорожной полосы укладывают на ее поверхность, затем производят подсыпку песчано-гравийной смеси и ее уплотнение.

Сущность способа сооружения земляного полотна заключается в том, что на выбранной оси трассы снимают в конце лета кустарниковую растительность и мохорастительный покров и сгребают в отвалы рядом с трассой, например с помощью бульдозера. В сентябре при отрицательной температуре оголенный грунт замерзает быстрее чем с мохорастительным слоем. Промерзание происходит как снизу, от вечной мерзлоты, так и сверху от отрицательной температуры. Затем устраняют выбоины и колеи в полотне автозимника в сцепе с волокушей и в поперечном направлении производят полосчатое рыхление грунта основания для улучшения промерзания. При необходимости завозят песчано-гравийную смесь, устраивают выравнивающий слой из оледенелого снега на тундре.

В весенний период на поверхность автозимника (или ледовой дороги при переходе через болото) укладывают мохорастительный слой из отвалов, устроенных в осенний период. Мохорастительный слой перемешивают с грунтом и снегом и уплотняют. Укладка слоя служит теплоизолятором и препятствует оттаиванию автозимника, за счет чего продлевается сезон эксплуатации дороги, как минимум на месяц.

Формула изобретения

Способ сооружения земляного полотна, включающий расчистку дорожной полосы от кустарниковой растительности и мохорастительного покрова, естественное оттаивание и осушение грунтов основания, отсыпку грунта на основание с последующим его уплотнением, отличающийся тем, что кустарниковую растительность и мохорастительный покров снимают в поперечном направлении относительно дорожной полосы и собирают их около нее в отвалы в начале осеннего периода, затем также в поперечном направлении производят полосчатое рыхление грунта основания, после чего осуществляют песчано-гравийную подсыпку на основание и уплотнение, а в начале весеннего периода с началом таяния снежного покрова кустарниковую растительность и мохорастительный покров из отвалов у дорожной полосы укладывают на ее поверхность, затем производят подсыпку песчано-гравийной смеси и ее уплотнение.