Способ установления адекватности спектральных характеристик акустического шума в авиационном тренажере характеристикам летательного аппарата
Реферат
Использование: в области авиационного тренажеростроения при моделировании акустических нагрузок системой имитации шума с количественной оценкой адекватности по вероятности качества сходимости акустических воздействий к аналогичным характеристикам летательного аппарата для сертификации авиационного тренажера, контроль его испытательных режимов в соответствии с программными полетами летательного аппарата. Сущность изобретения: способ включает в себя оценку вероятностного соответствия измерений спектральных характеристик акустического шума, имитируемого в авиационном тренажере при нескольких запусках, производимых в полосах частот заданного диапазона. При этом формируют массив статистики, для каждой совокупности в полосе частот выявляют усредненные параметры, а затем устанавливают по показателю адекватности, значимости рассогласования, вероятность сходимости спектральных характеристик авиационного тренажера с предварительно полученными результатами измерений на летательном аппарате. 1 ил.
Изобретение относится к авиационному тренажеростроению, а именно к способам моделирования акустических нагрузок системой имитации шума с количественной оценкой адекватности по вероятности качества сходимости акустических воздействий к аналогичным характеристикам летательного аппарата и может быть использовано как при сертификации авиационного тренажера, так и при контроле испытательных режимов АТ в соответствии с программными полетами Л.А. Имитация шума в рабочей зоне АТ представляет существенный элемент моделирования реальных акустических условий полета. Подтверждение в испытаниях тренажера отсутствия несоответствий реальным акустическим условиям является свидетельством адекватности.
Известен способ, заключающийся в воспроизведении в авиационном тренажере шума двигателя и аэродинамических шумов с помощью электронных устройств, обеспечивающий адекватность путем видоизменения спектра шума "на слух" /1/. Наиболее близким к заявленному способу является способ имитации шума слышимого внутри кабины летательного аппарата /2/. Способ включает воспроизведение и измерение спектра шума в рабочей зоне авиационного тренажера, сравнение с спектральными характеристиками, записанными с помощью звукозаписи в кабине экипажа летательного аппарата и управление тоном для установления адекватности с реальным шумом "на слух" опытным летчиком /2/. Недостатком указанного способа является то, что формирование акустического шума, измеренного на летательном аппарате, производят на авиационном тренажере в основном по субъективным оценкам качества АТ. Субъективная оценка имитируемого шума зависит от устойчивости к воздействию шума звукового анализатора летного состава, от высоких порогов патологической адаптации к воздействию шума, от понижения восприятия им высоких частот, что не обеспечивает полную количественную достоверную адекватность имитируемого акустического шума нагрузкам, воздействующим на экипаж в эксплуатационных условиях, снижает качество контроля аппаратного моделирования акустического шума в авиационном тренажере и не обеспечивает достоверность сенсорного эффекта. Изобретение направлено на повышение достоверности сенсорного эффекта при обучении летчика в тренажере, обеспечение акустической информации о работе систем агpегатов ЛА за счет повышения качества контроля имитируемого акустического шума путем оценки вероятностной оценки адекватности составляющих спектра в выбранном диапазоне частот по точности и достоверности относительно спектральных характеристик ЛА. Сущность изобретения состоит в том, что в заявленном способе установления адекватности акустических характеристик авиационного тренажера характеристикам летательного аппарата, включающем аналогично известному способу воспроизведение и измерение спектра шума в рабочей зоне авиационного тренажера, сравнение с спектральными характеристиками, измеренными в кабине экипажа ЛА, оценку соответствия, согласно изобретению, производят измерения спектральных характеристик акустического шума в полосах частот заданного диапазона, при нескольких запусках АТ формируют массив статистики, для каждой совокупности в полосе частот выявляют усредненные параметры, а затем устанавливают оценку вероятностного соответствия по статистической сходимости с предварительно полученными результатами измерений на летательном аппарате, при этом количественные достоверности статистической сходимости акустических спектральных характеристик авиационного тренажера аналогичных характеристикам летательного аппарата определяют по вероятности где P(f) = 1-(f) достоверность воспроизведения; (f) критерий значимости рассогласования оценки и эталона (ЛА); o заданная погрешность; m количество измерений на фиксированных частотах; усредненные спектральные характеристики АТ и ЛА; АТ(f) выборочные данные; и регулируют адекватность уровней шума до расчетных значений в АТ в каждой выбранной полосе частот. По результатам проведенных объективных измерений спектральных характеристик акустического шума на самолетах при моделировании соответствующих акустических характеристик в авиационном тренажере достигается увеличение точности оценки адекватности звуковых полей реальному самолету по отдельным полосам частотных составляющих акустического спектра, а посредством определения вероятностной сходимости полученных оценок акустических спектральных характеристик с предварительными результатами на ЛА в ходе итерации измерений обеспечивается достоверность воспроизведения спектральных характеристик для достижения сенсорного эффекта. Технико-экономическая эффективность способа при его внедрении заключается также в повышении информативности о работе самолетных систем, что повышает безопасность полета. На фиг. 1 приведены спектры звукового давления, полученные в ЛА в тренажере с учетом субъективной оценки (2) и после выполнения материальных операций по регулированию адекватности уровней шума (1) до расчетных значений в АТ в каждой выбранной полосе частот. Пример реализации способа установления адекватности спектральных характеристик авиационного шума в авиационном тренажере характеристикам летательного аппарата включает следующие операции: измерение в кабине экипажа летательного аппарата спектров шума и представление их в виде обобщенных спектров Sла(f); воспроизведение и измерение спектра шума в рабочей зоне АТ в полосах частот заданного диапазона при нескольких запусках АТ; итерация акустических характеристик в АТ до уровня заданной адекватности. Формируют массив статистики в АТ для каждой совокупности в полосе частот, выявляют усредненные параметры, а затем устанавливают оценку вероятностного соответствия по статистической сходимости с предварительно полученными результатами на летательном аппарате, для чего показатель адекватности L выбирается в зависимости от требуемого качества имитации, который во многом определяет элементной базой имитационной звуковой системы и соответствующей погрешностью o. Например, рассмотрены спектры шума, измеренные в кабине экипажа самолета и в тренажере КТС-ТУ4154 Sла, АТ. При вычислительных операциях уровни звукового давления в дБ в выбранных полосах частот представляется в Па Па н/м2 Показатель адекватности L определяют при сравнении спектральных характеристик в каждой фиксированной частоте , отсюда При выборе показателя адекватности по техническому заданию Lo = 3,0 дБ погрешность составит В таблице приведен расчет значимости рассогласования спектральных характеристик в зависимости от получаемых в экспериментах погрешностях при различных количествах измерений m 1, 2, 3, где L = 3 дБ следует рассматривать в качестве эталона, заданного по техническому заданию. Критерий значимости рассогласования спектральных характеристик в каждой выбранной полосе частот приведен как Значимость рассогласования акустических характеристик АТ относительно ЛА (см. табл.) оценку достоверностей статистической сходимости акустических спектральных характеристик АТ относительно ЛА определяют по вероятности 1-(f) На фиг. 1 приведены спектры звукового давления, полученные в ЛА, в тренажере с учетом субъективной оценки и после выполнения операции по регулированию адекватности уровней шума до расчетных значений в АТ в каждой выбранной полосе частот заданного диапазона.Формула изобретения
Способ установления адекватности спектральных характеристик акустического шума в авиационном тренажере характеристикам летательного аппарата, включающий воспроизведение и изменение спектра шума в рабочей зоне авиационного тренажера, сравнение с спектральными характеристиками, измеренными в кабине экипажа летательного аппарата, оценку соответствия, отличающийся тем, что производят измерения спектральных характеристик акустического шума в полосах частот заданного диапазона, при нескольких запусках авиационного тренажера формируют массив статистики, для каждой совокупности в полосе частот выявляют усредненные параметры, затем устанавливают оценку вероятностного соответствия по статистической сходимости с предварительно полученными результатами измерений на летательном аппарате, при этом количественные достоверности статистической сходимости акустических спектральных характеристик авиационного тренажера, аналогичные характеристикам летательного аппарата, определяют по вероятности ; P(f) = 1-(f) достоверность воспроизведения; (f) критерий значимости рассогласованных оценки и эталона летательного аппарата на фиксированной частоте; o заданная погрешность; m количество измерений на фиксированных частотах; усредненные спектральные характеристики авиационного тренажера и летательного аппарата; АТ(f) выборочные данные; статистика, полученная в процессе итерации.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2