Самотормозящееся резьбовое соединение
Реферат
Использование: в разъемных резьбовых соединениях деталей машин, механизмов и т.п. Сущность изобретения: соединение содержит охватываемую и охватывающую резьбовые детали. Шаг резьбы на одной детали отличается от шага резьбы на другой детали. Разность S шагов определяется из соотношения: , где - суммарное максимальное осевое отклонение по среднему диаметру в резьбовой паре с шагом S; S - шаг резьбы на детали без стопорного участка; Н - длина участка резьбового контакта между деталями. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к разъемным резьбовым соединениям деталей машин, механизмов и т.п.
Известны самотормозящиеся резьбовые соединения со стопорными участками в один или несколько витков, в которых одна из сопрягаемых резьб имеет искаженный профиль относительно второй, например, уменьшенный угол профиля, укороченную ножку, расширенную вершину зуба (патент СССР N 350287, кл. F 16 B 39/30, 04.09.72) [1] или выступ на резьбовой поверхности одной детали, взаимодействующий с канавкой на ответной поверхности второй детали (авт. св. СССР N 371359, кл. F 16 B 39/30, 22.02.73) [2] или изогнутый профиль одной из резьб (патент США N 3885613, кл. F 16 B 39/30, 27.05.75) [3] или выполнение одной из сопрягаемых резьб с переменным шагом (патент Великобритания N 1454769, F 16 B 39/30, 03.11.76) [4] Все упомянутые технические решения сложны в изготовлении и контроле за получением нужного профиля. Наиболее близким аналогом к настоящему изобретению является самотормозящееся резьбовое соединение, в котором одна из сопрягаемых резьб имеет на выходном конце стопорный участок в 2 3 витка с шагом меньшим шага второй сопрягаемой резьбы (авт. св. СССР N 385095, кл. F 16 B 39/30, 29.05.73) [5] Это решение также сложно в изготовлении и контроле. Техническая задача изобретения упрощение конструкции соединения и контроля получения требуемых профилей. Сущность изобретения заключается в том, что в самотормозящемся резьбовом соединении, содержащем охватываемую и охватывающую резьбовые детали, одна из которых выполнена с постоянным шагом, а вторая со стопорным участком, шаг резьбы которого отличается от шага резьбы сопрягаемой детали, шаг резьбы стопорного участка больше шага резьбы на сопряженной детали, а длина упомянутого участка равна длине резьбы на детали со стопорным участком, при этом разность между шагами резьбы на сопряженных деталях определяется из соотношения: где суммарное максимальное осевое отклонение по среднему диаметру в резьбовой паре с шагом S; DS разность между шагами резьбы на сопряженных деталях; S шаг резьбы на детали без стопорного участка; H длина участка резьбового контакта между деталями. На фиг. 1 изображена резьбовая пара в рабочем положении; на фиг. 2 - стандартная пара с шагом S, как исходная для расчета изобретения. Резьбовая пара содержит винт 1 и гайку 2, в которой винт 1 выполнена с постоянным стандартным шагом S резьбы, а гайка 2 выполнена с постоянным специальным шагом S+S резьбы, при этом S определяется из следующего соотношения: Соединение работает следующим образом. Винт 1 и гайку 2 соединяют между собой на длину контакта Н, которая является постоянной в каждой конкретной паре. На первом витке между резьбовыми поверхностями винта и гайки образуется осевой зазор amax, величина которого 2, на последующих витках происходит постепенная выборка зазора a и на последнем по длине Н витке зазор становится отрицательным, в результате чего происходит осевой сдвиг одной детали относительно другой и их заклинивание на крайних плоскостях контакта А и деформирование крайних витков резьбы. Таким образом, при выполнении DS в соответствии с вышеуказанным соотношением обеспечивается надежное заклинивание резьбовой пары с гарантированным натягом на постоянной длине Н и, следовательно, постоянном числе витков, определяемом соотношением H/S.Формула изобретения
Самотормозящееся резьбовое соединение, содержащее сопряженные между собой охватываемую и охватывающую резьбовые детали, одна из которых выполнена с постоянным шагом резьбы, а другая имеет стопорный участок, шаг резьбы на котором отличается от шага резьбы сопряженной детали, отличающееся тем, что шаг резьбы стопорного участка больше шага резьбы на сопряженной детали, а длина упомянутого участка равна длине резьбы, при этом разность между шагами резьбы на сопряженных деталях определяется из соотношения где суммарное максимальное осевое отклонение по среднему диаметру в резьбовой паре с шагом S; DS разность между шагами резьбы на сопряженных деталях; S шаг резьбы на детали без стопорного участка; H длина участка резьбового контакта между деталями.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2