Электрообогреваемый водолазный костюм
Реферат
Использование: в области подводной техники для обогрева людей при низких температурах окружающей среды. Сущность изобретения: электрообогревательные элементы костюма размещены между пластинами пористого эластичного материала, пропитанного термоаккумулирующим диэлектриком с температурой фазового перехода 35 - 38oС, и упакованы в герметичные секции - пакеты из эластичного не токопроводного материала. Секции - пакеты закреплены на трикотажном комбинезоне. 2 ил.
Изобретение относится к подводной технике, а именно к комплектующим изделиям водолазного снаряжения, и может быть использовано при проведении водолазных работ.
Известна электрообогревательная водолазная одежда, содержащая гидрокостюм с электрообогревом, который используется с гидрокомбинезоном, обеспечивающим изоляцию тела водолаза от окружающей его среды (воды, холодного воздуха) (1). При использовании костюм с электрообогревом надевается непосредственно на тело водолаза или на тонкое трикотажное белье. В костюме этого типа проволочные сопротивления в виде отдельных секций располагаются между слоями изоляционной ткани. Существенным недостатком водолазной одежды с нагревательными элементами в виде спирально уложенных проводников является недостаточная электробезопасность. При нарушении герметичности изоляционной ткани возникает опасность поражения водолаза электрическим током. Ближайшим аналогом является костюм для согревания в воде, выполненный из материала, способного удерживать тепло, и содержащий электронагревательные элементы, размещенные в герметичных секциях пакетах из водонепроницаемого эластичного электроизоляционного материала, которые равномерно закреплены на поверхности костюма с зазором между собой (2). Недостатком этого костюма является быстрое охлаждение нагревательных элементов при отключении электроэнергии в аварийных ситуациях и, как следствие, быстрое (особенно в гелиевых средах) переохлаждение водолаза. Технической задачей является повышение электробезопасности водолаза, увеличение времени теплозащиты водолаза от переохлаждения при отключении электроэнергии в аварийных ситуациях, повышение эксплуатационных качеств электрообогревательной одежды. Задача решается тем, что герметичные секции пакеты снабжены пластинами из пористого материала толщиной 2 4 мм, между которыми расположен электронагревательный элемент, при этом пластины из пористого материала пропитаны термоаккумулирующим диэлектриком, а зазор между секциями составляет 2 3 мм, при этом термоаккумулирующий диэлектрик выполнен на основе парафина с температурой фазового перехода 35 38oС. На фиг. 1 представлена схема электрообогреваемого водолазного костюма; на фиг. 2 разрез С С на фиг. 1. Костюм состоит из эластичного трикотажного комбинезона 1, разреза-застежки "молния" 2 для одевания. На нем закреплены электронагревательные секции пакеты 3. Каждая секция пакет представляет собой герметичную оболочку с наружным водонепроницаемым эластичным не электроизоляционным покрытием 4 на основе резины. Электронагревательный элемент (проволочный или на основе токопроводящей резины) 5 размещен между слоями пористого материала 6 (например, поролона) толщиной (В), пропитанного теплоаккумулирующим диэлектриком. В качестве такой пропитки могут использоваться рецептуры, в состав которых входят низкомолекулярный уретановый каучук и комбинации стеариновой кислоты, парафина с различными наполнителями, являющимися надежными диэлектриками. При температурах свыше 35oС перечисленные выше рецептуры находятся в жидком состоянии, а при понижении температуры ниже указанного предела начинают загустевать. При этом время отвердевания в нормальных условиях может составлять 12 18 ч при сохранении температуры 35oC38oС. Таким образом, секции-пакеты электрообогревательной одежды, содержащие пропитанный указанными веществами пористый материал, при прекращении подачи электроэнергии длительное время сохраняют температуру фазового перехода, согревая водолаза. Кроме того, пористый материал и пропитка-диэлектрик существенно повышают электробезопасность водолаза, создают равномерное температурное поле пакета и практически полностью исключают возможность появления "тепловых пятен" в комбинезоне. Пакеты соединены с зазором (А) в 2 3 мм. Это исключает ощущение водолазом "холодных щелей", что ранее отмечалось при спусках водолазов на гелиевых смесях в холодной воде в электрообогревательных костюмах ВЭКГ, зазор между секциями в которых составляет 10 15 мм. Электрообогревательный костюм одевается на водолаза. Поверх одежды на водолаза надевается утеплитель или шерстяное водолазное белье, а на него - прорезиненный (резиновый) гидрокомбинезон. Обогрев водолаза осуществляется подачей электроэнергии на секции-пакеты одежды. При отключении электропитания одежды в аварийной ситуации теплота термоаккумулирующего диэлектрика обеспечивает жизнедеятельность водолаза и предотвращает его гибель от переохлаждения в течение времени, необходимого для оказания ему необходимой помощи. При использовании одежды отпадает необходимость в автономном источнике электроэнергии на аварийный случай, размещаемом на водолазе, который значительно снижает возможности водолаза по выполнению работ под водой. Эта одежда может успешно использоваться во всем диапазоне глубин, освоенных водолазами, а также в наземных условиях при выполнении работ при низких температурах окружающей среды.Формула изобретения
1. Электрообогреваемый водолазный костюм, выполненный из материала, способного удерживать тепло, и содержащий электронагревательные элементы, размещенные в герметичных секциях-пакетах из водонепроницаемого эластичного электроизоляционного материала, которые равномерно закреплены на поверхности костюма с зазором между собой, отличающийся тем, что герметичные секции - пакеты снабжены пластинами из пористого материала толщиной 2 4 мм, между которыми расположен электронагревательный элемент, при этом пластины из пористого материала пропитаны термоаккумулирующим диэлектриком, а зазор между секциями составляет 2 3 мм. 2. Костюм по п. 1, отличающийся тем, что термоаккумулирующий диэлектрик выполнен на основе парафина с температурой фазового перехода 35 38oС.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2