Привод запорной трубопроводной арматуры

Реферат

 

Использование: в области арматуростроения. Сущность изобретения: привод запорной арматуры содержит бугель, в котором расположен подшипниковый узел, связанный с ходовой гайкой, взаимодействующей со шпинделем. Между бугелем и корпусом установлена крышка, в которой размещено сальниковое уплотнение и обойма с двумя соединенными между собой кольцевыми канавками, во внутренней канавке, обращенной к шпинделю, расположена резиновая манжета с квадратным сечением, а наружная канавка сообщена с выполненными в крышке каналами, в которых установлены нагнетательный и спускной клапаны. Кроме того, диаметр отверстия под подшипниковый узел больше наружного диаметра крышки сальника, а крышка сальника выполнена цилиндрической с радиально расположенными на поверхности глухими отверстиями. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к трубопроводной запорной арматуре, в частности к ручным приводам, применяемым в клиновых задвижках, запорных клапанах.

Известен привод клапана, который состоит из двух штоков, имеющих наклонные пазы, через которые проходит общая ось [1] Данная конструкция имеет низкую степень ремонтопригодности, т.е. невозможна замена ни сальникового уплотнения, ни детали привода без снятия давления среды при подаче последней на тарелку и без разгерметизации клапана.

Известна также задвижка [2] привод которой состоит из сальникового уплотнения, подшипникового узла, ручного привода и указателя хода. Для ремонта привода, замены уплотнения необходима также разгерметизация задвижки.

Задачей изобретения является повышение степени ремонтопригодности привода путем введения возможности замены сальникового уплотнения, подшипникового узла без разгерметизации арматуры (задвижки, клапана).

Технический результат достигается тем, что в приводе запорной трубопроводной арматуры, содержащей соединенный с корпусом арматуры бугель, в нижней части которого размещено сальниковое уплотнение шпинделя арматуры, поджатое через втулку крышкой сальника, а в осевом отверстии верхней части -подшипниковый узел, связанный с ходовой гайкой, взаимодействующей со шпинделем, между бугелем и корпусом установлена крышка, в которой размещено сальниковое уплотнение и обойма с двумя соединенными между собой кольцевыми канавками, во внутренней канавке, обращенной к шпинделю, расположена резиновая манжета с квадратным сечением, а наружная канавка сообщена с выполненными в крышке каналами, в которых установлены нагнетательный и спусковой клапаны.

Кроме того, привод отличается тем, что диаметр отверстия под подшипниковый узел больше наружного диаметра крышки сальника.

Кроме того, привод отличается тем, что крышка сальника выполнена цилиндрической с радиально расположенными на наружной поверхности глухими отверстиями.

На чертеже изображен продольный разрез привода.

Привод трубопроводной запорной арматуры состоит из бугельной крышки 1, соединенной с корпусом 2, между фланцами которых помещена крышка 3. Внутри нее соосно размещен шпиндель 4, охватывающее его грязесъемное кольцо 5, обойма 6 с внутренней кольцевой канавкой 7, резиновым кольцом 8 и наружной кольцевой канавкой 9, сальниковый узел 10, манжетное уплотнение 11, втулка сальника 12 и крышка сальника 13.

Резьбовой конец шпинделя 4 связан с ходовой гайкой 14, закрепленной во втулке 15, бурт которой установлен между двумя упорными шарикоподшипниками 16 и 17. Нижний подшипник 16 связан с опорной плитой 18 и днищем головки бугельной крышки 1, а верхний поджат крышкой 18 к этой же головке.

На втулке 15 установлен маховик 20 и указатель хода 21. В крышке 3 имеются каналы 22 и 23, соединяющие наружную кольцевую канавку 9 с нагнетательным 24 и спускным 25 клапанами.

Привод работает в нескольких режимах.

В первом рабочем режиме, когда арматура находится под давлением, привод работает следующим образом. При открытии или закрытии арматуры, вращая маховик, 20 перемещают шпиндель 4. При этом грязесъемное кольцо счищает со шпинделя осадок от проходящей среды, а манжетное уплотнение 11 герметизирует подвижное соединение.

Во втором, ремонтном режиме, когда арматура находится под давлением проходящей среды, но появилась течь через манжетное уплотнение 11.

Без снятия давления среды в корпусе 2 через нагнетательный клапан 24, и канал 22 подают консистентную смазку в кольцевую канавку 9 и сжимают резиновое кольцо 8 вокруг шпинделя 4. Затем сдвигают указатель хода 21, отбалчивают крышку 19 и свинчивают втулку 15 с ходовой гайкой 14, верхним подшипником 17 со шпинделя 4. После чего отвинчивают крышку сальника 13, снимают втулку сальника 12 и производят замену манжетного уплотнения 11. После проведения сборки привода в обратном порядке производят снятие давления с резинового кольца 8 посредством спускного клапана 25, и арматура вновь в исправном состоянии.

Благодаря тому, что в конструкции применено резиновое кольцо, управляемое двумя клапанами, а также тому, что крышка сальника выполнена круглой и ее диаметр меньше опорной плиты головки бугельной крышки, стало возможным проведение ремонта привода без разгерметизации корпуса арматуры.

Формула изобретения

1. Привод запорной трубопроводной арматуры, содержащий соединенный с корпусом арматуры бугель, в нижней части которого размещено сальниковое уплотнение шпинделя арматуры, поджатое через втулку крышкой сальника, а в осевом отверстии верхней части подшипниковый узел, связанный с ходовой гайкой, взаимодействующей со шпинделем, отличающийся тем, что между бугелем и корпусом установлена крышка, в которой размещены сальниковое уплотнение и обойма с двумя соединенными между собой кольцевыми канавками, во внутренней канавке, обращенной к шпинделю, расположена резиновая манжета с квадратным сечением, а наружная канавка сообщена с выполненными в крышке каналами, в которых установлены нагнетательный и спускной клапаны.

2. Привод по п. 1, отличающийся тем, что диаметр отверстия под подшипниковый узел больше наружного диаметра крышки сальника.

3. Привод по п. 1 или 2, отличающийся тем, что крышка сальника выполнена цилиндрической с радиально расположенными на наружной поверхности глухими отверстиями.

РИСУНКИ

Рисунок 1