Якорный узел электрической машины

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике, в частности к вращающимся узлам электрических машин, и может быть использовано при конструировании и изготовлении коллекторных электрических машин. Сущностью изобретения является то, что в якорном узле электрической машины, содержащем установленный на валу якорь с обмоткой и коллектор, корпус коллектора выполнен с цилиндрическим приливом, а на торце пакета якоря установлена изоляционная шайба с втулкой. Втулка расположена в подлобовом пространстве обмотки якоря. Цилиндрический прилив корпуса коллектора размещен в упомянутой втулке, чем обеспечивается центрирование коллектора на валу. Изобретение направлено на повышение жесткости конструкции якорного узла электрической машины, что исключает возможность смещения коллектора, за счет жесткого соединения его с обмоткой. Конструкция проста и надежна в эксплуатации. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к электротехнике, в частности к вращающимся узлам электрических машин, и может быть использовано при конструировании и изготовлении коллекторных электрических машин.

Известна коллекторная электрическая машина, содержащая установленный на валу якорь с обмоткой и торцевой коллектор в виде закрепленной на валу диэлектрической втулки и равномерно расположенных по ее окружности проводящих пластин, щетки, установленные с торца коллектора и подшипниковый узел с подшипником. При этом щеткодержатели установлены между корпусом и якорем электрической машины в ее межполюсном пространстве [1] Данное техническое решение не обеспечивает достаточной жесткости конструкции якорного узла электрической машины.

Технический результат, на достижение которого направлено изобретение, состоит в повышении жесткости якорного узла электрической машины путем исключения торцевого и радиального биений торцевого коллектора, а также в уменьшении габаритов электрической машины, что обеспечивает надежность и простоту в эксплуатации.

Сущностью изобретения является то, что в якорном узле электрической машины, содержащем установленный на валу якорь с обмоткой и коллектор, корпус коллектора выполнен с цилиндрическим приливом, а на торце панели якоря установлена изоляционная шайба с втулкой, расположенной в подлобовом пространстве обмотки якоря, в которую входит цилиндрический прилив корпуса коллектора, тем самым центрируя последний на валу. Прилив корпуса коллектора фиксируется во втулке изоляционной шайбы посредством шлицов.

Корпус коллектора выполнен с цилиндрическим приливом для центрирования его на валу и обеспечения достаточно жесткой конструкции в случае использования торцевого коллектора, исключает торцевое и радиальное биения последнего.

Изоляционная шайба, установленная на торце пакета якоря, изолирует провода обмотки от пакета якоря с торца.

Втулка изоляционной шайбы с размещенным в ней цилиндрическим приливом корпуса коллектора находится в подлобовом пространстве обмотки якоря с целью уменьшения габаритов машины.

Фиксация на шлицах прилива корпуса коллектора в специальной втулке изоляционной шайбы ориентирует пластины коллектора относительно пазов якоря и этим самым обеспечивает стационарное положение пластин коллектора относительно пакета якоря во всех режимах.

На фиг.1 изображена схема конструкции якорного узла; на фиг.2 - поперечный разрез А-А; на фиг.3 поперечный разрез Б-Б узла.

Предлагаемый якорный узел состоит из вала 1, установленного на нем якоря 2 с обмоткой 3, на торце 4 пакета якоря 2 установлена изоляционная шайба 5 со специальной втулкой 6, с внутренней стороны которой выполнены пазы. Во втулку 6 осуществляется посадка цилиндрического прилива 7 коллектора 8 со шлицами 9. Шлицы 9 прилива 7 коллектора 8 входят в пазы специальной втулки 6, ориентируя пластины коллектора 8 относительно пазов якоря, обеспечивая стационарное положение пластин относительно пакета якоря 2 во всех режимах.

Принцип работы электрической машины с предлагаемым якорным узлом не отличается от принципа работы коллекторных электрических машин.

Данная конструкция якорного узла электрической машины исключает малейшее смещение коллектора за счет жесткого соединения коллектора с обмоткой, что увеличивает срок службы электрической машины, исключает трудозатраты на ремонт и замену данного узла. Это преимущество достигается без увеличения габаритов машины, а наоборот за счет его уменьшения, что позволяет экономить материал, уменьшить вес машины, повысить удобства в пользовании. Технологический процесс изготовления всех деталей предлагаемого узла прост и дешев, что снижает себестоимость всей машины.

Предлагаемая конструкция проста и надежна в эксплуатации.

Формула изобретения

1. Якорный узел электрической машины, содержащий установленный на валу пакет якоря с обмоткой и торцевой коллектор с корпусом, отличающийся тем, что корпус коллектора выполнен с цилиндрическим приливом, на торце пакета якоря установлена изоляционная шайба с втулкой, расположенной в подлобовом пространстве обмотки якоря, при этом цилиндрический прилив корпуса коллектора размещен в упомянутой втулке, обеспечивая центрирование коллектора на валу.

2. Якорный узел по п.1, отличающийся тем, что прилив корпуса коллектора зафиксирован во втулке изоляционной шайбы посредством шлицов.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3