Надсинхронный вентильный каскад
Реферат
Использование: в регулируемом электроприводе переменного тока различных механизмов, турбомеханизмов. Сущность: в надсинхронном вентильном каскаде устройство 5 принудительной коммутации роторного тиристорного моста 6-11 выполнено в виде однофазных трехобмоточных насыщающих трансформаторов. Первые его обмотки 19-21 подключены к фазам сети с обратным чередованием фаз по отношению к обмоткам статора асинхронного двигателя 1, включенным в ту же сеть. Вторичные обмотки 2-4 трансформаторов включены между выводами обмотки ротора двигателя и выводами переменного тока роторного тиристорного моста 6-11. Обмотки 31 и 32 соединены в звезду и свободными выводами подключены к диодному мосту 30, шунтированному тиристором 29, управляемым сигналом делителя частоты 24. В результате при надсинхронной скорости вращения коммутация роторного моста осуществляется за счет частичного использования энергии естественной коммутации сетевого тиристорного моста 13-18, исключая перенапряжения. Следовательно, упростилась схема управления за счет исключения средств ограничения перенапряжений. 3 ил.
Изобретение относится к электротехнике, а именно к регулируемым электроприводам переменного тока с фазным асинхронным двигателем.
Обычный асинхронный вентильный каскад широко применяется для привода и регулирования частоты вращения различных механизмов и, в первую очередь, трубомеханизмов. С целью получения частот вращения не только ниже, но и выше синхронной применяют так называемый надсинхронный вентильный каскад. Надсинхронный каскад в своей силовой части содержит, как и классический асинхронный каскад, два преобразователя: роторный блок в виде тиристорного выпрямителя (обычно мостового), подключенный входом переменного тока к кольцам ротора двигателя, и сетевой блок в виде тиристорного инвертора (также мостового), подключенный выводами переменного тока через согласующий трансформатор или непосредственно к питающей сети, а выводами постоянного тока соединенный через сглаживающий дроссель с соответствующими выводами роторного блока. Таким образом, отличие силовых цепей надсинхронного каскада от асинхронного заключается в замене диодного выпрямителя в цепи ротора тиристорным, т. е. управляемым выпрямителем. Надсинхронные вентильные каскады описаны, например, в книге Онищенко Г. Б. Локтевой И.Л. Асинхронные вентильные каскады и двигатели двойного питания [1, 2] Одной из наиболее сложных проблем в реализации надсинхронного каскада является проблема перехода двигателя через синхронную частоту вращения, при которой ЭДС ротора равна нулю и естественная коммутация тиристора роторного выпрямителя невозможна. По этой причине в большинстве известных схем надсинхронного вентильного каскада перевод двигателя на частоту вращения выше синхронной осуществляется путем принудительной коммутации тиристоров роторного блока. При этом сетевой блок тиристоров переводится в выпрямительный режим, а роторный блок в инверторный. Используются два метода принудительной коммутации роторного блока. Первый метод заключается в кратковременном прерывании тока ротора путем перевода сетевого блока в режим глубокого инвертирования, т.е. в режим с максимальной противоЭДС инвертора. Его достоинство простота реализации. Недостаток повышение пульсации момента двигателя, т.к. при прерывании тока роторного блока момент двигателя также стремится к нулю. Устранить этот недостаток можно лишь существенным усложнением схемы, что сводит на нет преимущества метода. Второй метод заключается в принудительной коммутации тиристоров роторного блока путем использования индивидуальной (на каждый тиристор) или групповой искусственной коммутации, либо путем использования запираемых тиристоров в мосте роторного блока. Недостаток этого метода существенное усложнение схемы за счет устройств принудительной коммутации. Применение запираемых тиристоров несколько упрощают схему, однако перенапряжения, возникающие при коммутации тока в индуктивностях роторной обмотки, требуют установки устройств защиты от перенапряжений, существенно усложняющих схему. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является надсинхронный вентильный каскад [3] Данное решение принято в качестве прототипа. На фиг.1 показан каскад-прототип. Каскад-прототип содержит подключенный статорными обмотками к питающей сети асинхронный двигатель 1 с фазным ротором, к контактным кольцам которого присоединен роторный тиристорный мост 2, снабженный устройством принудительной коммутации 3 и связанный через фильтровый дроссель 4 с соответствующими выводами постоянного тока сетевого тиристорного моста 5, соединенного выводами переменного тока через согласующий трансформатор 6 с питающей сетью переменного тока. Микропроцессорная система управления 7 содержит в своем составе систему импульсно-фазового управления сетевым тиристорным мостом, обеспечивающую управление напряжением этого моста, систему управления роторным мостом, обеспечивающую его работу в выпрямительном и инверторном режимах, и собственно микропроцессор, обеспечивающий необходимый закон регулирования, т.е. уменьшение от максимальной до нуля противоЭДС сетевого моста при частотах вращения ниже синхронной, а затем принудительную коммутацию роторного моста при надсинхронной частоте вращения. Заметим, что все элементы микропроцессорной системы (кроме выходов системы импульсно-фазового управления сетевым мостом и системы управления тиристорами роторного моста) реализованы программно. Для простоты все элементы системы управления объединены в общий блок 7. Устройство принудительной коммутации 3 выполнено по широко известной схеме с отсекающими диодами. Отмечено, что могут быть использованы запираемые тиристоры, что избавляет от необходимости установки отсекающих диодов и коммутирующих конденсаторов, однако требует защиты от перенапряжений, что несколько усложняет и удорожает установку в целом. Таким образом, недостатком прототипа является сложность силовой части роторного преобразователя (моста). Целью изобретения является упрощение надсинхронного вентильного каскада. Для достижения поставленной цели в надсинхронном вентильном каскаде, содержащем асинхронный двигатель с фазным ротором, роторный тиристорный мост, снабженный устройством индивидуальной принудительной коммутации тиристоров, сетевой тиристорный мост, соединенный через сглаживающий дроссель с соответствующими выводами постоянного тока роторного моста, а также систему импульсно-фазового управления сетевым тиристорным мостом и систему управления частотой вращения двигателя, в состав которой входит цифровой задатчик скольжения, одним из выходов через цифроаналоговый преобразователь соединенный с управляющим входом системы импульсно-фазового управления, основной выход которой связан с управляющими входами сетевого тиристорного моста, делитель частоты, кодовый вход которого связан с вторым выходом упомянутого задатчика скольжения, выход подключен к входу первого из двух формирователя импульсов, выход которого подключен к управляющим электродам тиристоров роторного моста, второй формирователь импульсов, связанный выходом с управляющими входами четырех ключей, один из которых через развязывающие диоды объединяет общие аноды тиристоров анодной группы роторного моста с управляющими электродами, а три других ключа включены между анодами и управляющими электродами тиристоров катодной группы роторного моста, причем вход второго формирователя импульсов подключен к выходу нуль-органа, вход которого связан с кнопкой пуска привода и через отсекающий диод подключен к общим катодам роторного моста, упомянутое устройство принудительной коммутации выполнено в виде трех однофазных трехобмоточных насыщающихся трансформаторов, первичные обмотки которых подключены началами к питающей сети с обратным чередованием фаз, по отношению к подключенным в ту же сеть выводам статорной обмотки двигателя, а концы подключены к выводам переменного тока сетевого тиристорного моста, вторичные обмотки подключены началами к кольцам ротора двигателя, а концами к выводам переменного тока роторного тиристорного моста, третьи обмотки упомянутых трансформаторов соединены в звезду и подключены свободными концами к входам диодного моста, выводы постоянного тока которого подключены плюсом к аноду и минусом к катоду шунтирующего тиристора, анод которого через ключ связан с управляющим электродом, а управляющий вход ключа через логический инвертор подключен к выходу упомянутого делителя частоты, второй вход которого соединен с вспомогательным выходом упомянутой системы импульсно-фазового управления. Сопоставительный анализ прототипа с предлагаемым устройством показывает, что последнее отличается наличием однофазных трехобмоточных насыщающихся трансформаторов, первичные обмотки которых включены между фазами питающей сети переменного тока и соответствующими выводами сетевого тиристорного моста, вторичные обмотки включены между кольцами ротора и соответствующими выводами роторного тиристорного моста, а третьи обмотки соединены в звезду и свободными концами через диодный мост подключены к шунтирующему тиристору. На фиг.2 показан предлагаемый каскад. Каскад содержит трехфазный асинхронный двигатель 1 с фазным ротором, подключенный выводами статорной обмотки к питающей сети переменного тока и выводами роторной обмотки через контактные кольца к началам вторичных обмоток 2-4 однофазных насыщающихся трансформаторов 5, концы которых соединены с выводами переменного тока роторного тиристорного моста 6-11. Выводы постоянного тока упомянутого моста через сглаживающий дроссель 12 соединены с соответствующими выводами постоянного тока сетевого тиристорного моста 13-18, подключенного выводами переменного тока к концам первичных обмоток 19-21 насыщающихся трансформаторов 5, начала которых подключены к питающей сети переменного тока с обратным чередованием фаз по сравнению с подключением статорной обмотки двигателя 1. Таким образом, силовая часть предлагаемого устройства представляет собой широко известный асинхронный вентильный каскад с управляемым роторным мостом. Дополнительными элементами являются лишь трехобмоточные однофазные насыщающиеся трансформаторы, первичные обмотки которых включены с обратным чередованием фаз по отношению к статорной обмотке двигателя. Система управления частотой вращения содержит цифровой задатчик частоты скольжения 22, соединенный одним из выходов с входов цифроаналогового преобразователя 23, а вторым выходом с кодовым входом делителя частоты 24. Выход преобразователя 23 подключен к входу системы импульсно-фазового управления 25 сетевым тиристорным мостом. Основной выход системы 25 подключен к управляющим входам тиристоров 13-18 сетевого моста, а дополнительный выход подключен к второму входу делителя частоты 24. Выход делителя частоты 24 через формирователь 26 связан с управляющими входами тиристоров 6-11 роторного моста, а через логический инвертор 27 с ключом 28, включенным между анодом и управляющим электродом тиристора 29, шунтирующего выводы постоянного тока диодного моста 30, подключенного выводами переменного тока к концам соединенных в звезду третьих обмоток 31-33 насыщающихся трансформаторов 5. Выход нуль-органа 34 через формирователь 35 соединен с управляющими входами ключей 36-38, включенных между анодами и управляющими электродами тиристоров 7-11, и с управляющим входом ключа 39, включенного между общими анодами и, через развязывающие диоды 40-42, управляющими электродами тиристоров 6-10. Вход нуль-органа 34 через отсекающий диод 43 подключен к общим катодам тиристоров роторного моста 6-11 и кнопке 44. Предлагаемый каскад работает следующим образом. Подключение привода к сети осуществления нажатием кнопки 44. Коммутационные препараты, осуществляющие своими контактами подключение к сети, не показаны. При замыкании кнопки 44 подается напряжение на вход нуль-органа 34, включается формирователь 35 и его выходным сигналом ключи 36-39 соединяют аноды тиристоров 6-11 роторного моста с управляющими электродами, что делает тиристорный роторный мост эквивалентным диодному выпрямителю. Поскольку двигатель 1 еще неподвижен, ЭДС скольжения максимальна и нуль-орган 34 через диод 43 "блокируется" этой ЭДС, т.е. остается включенным и после отпускания кнопки 44. Управление приводом осуществляется с помощью задатчика частоты скольжения 22, на первом выходе которого, связанном с преобразователем 23, в исходном состоянии установлен код максимального скольжения (т.е. единица), а на втором выходе нуль. Код первого выхода упомянутого задатчика 22 преобразуется в управляющее напряжение на выходе цифроаналогового преобразователя 23, которое, поступая на вход системы импульсно-фазового управления, определяет угол включения тиристоров 13-18 сетевого моста. В исходном состоянии, т.е. до пуска привода, этот угол имеет максимальное значение (обычно aмакс 150-160 эл. град.). На выходе делителя частоты 24 импульсы в это время отсутствуют, так как на его кодовом входе сигнал равен нулю. По этой причине сигнал на выходе инвертора 27 равен логической единице, ключ 28 замкнут, тиристор 29 отперт и шунтирует выход моста 30, обеспечивая закорачивание обмоток 31-33 насыщающихся трансформаторов 5. Поскольку хорошая магнитная связь между тремя обмотками каждого из трансформаторов обеспечивается железными сердечниками, закорачивание обмотки 31-33 практически эквивалентно закорачиванию и других обмоток (2-4 и 19-21). Значит в исходном состоянии привода насыщающиеся трансформаторы в процессах коммутации сетевого и роторного мостов не участвуют. Задание приводу нужной частоты вращения осуществляют задатчиком 22, уменьшая код скольжения. При уменьшении кода скольжения от единицы до 0,1-0,05 угол управления сетевым мостом уменьшается до /2,, т.е. уменьшается до нуля ЭДС инвертора и соответственно увеличивается частота вращения двигателя 1. Таким образом, в диапазоне скольжений (1-0,1) предлагаемое устройство работает как "классический" асинхронный вентильный каскад с неуправляемым (диодным) роторным выпрямителем. Дальнейшее уменьшение заданного скольжения с помощью задатчика 22 приводит, во-первых, к переводу сетевого моста в выпрямительный режим (с близким к нулю напряжением), во-вторых, при малой ЭДС скольжения выключается нуль-орган 34, отключается формирователь 35 и запираются ключи 36-39. Остаются включенными два, проводившие в этот момент ток, тиристора роторного моста. По соответствующим обмоткам ротора течет постоянный ток, и двигатель 1 входит в синхронизм (скольжение равно нулю). Перевод привода на сверхсинхронную скорость осуществляется следующим образом. Задатчиком 22 задают "отрицательное скольжение" (меньше нуля). При этом выпрямленное напряжение сетевого блока увеличивается, а на втором выходе задатчика 22 появляется код отрицательного скольжения, что приводит к следующим переключениям в схеме: в соответствии с кодом скольжения делитель частоты 24 обеспечивает коэффициент деления импульсов, проходящих с вспомогательного выхода системы 25 на формирователь 26 и логический инвертор 27. В результате одновременно с появлением управляющих импульсов на соответствующих тиристорах 6-11 роторного моста исчезают импульсы управления на ключе 28, раскорачивается диодный мост 30, и коммутирующая ЭДС из первичных обмоток 19-21 трансформируется в соответствующие вторичные обмотки 2-4 трансформаторов 5, обеспечивая коммутацию тиристоров роторного моста и коммутацию тока в обмотках ротора с чередованием фаз, обратным по отношению к обмоткам статора. Двигатель переходит на сверхсинхронную частоту вращения, а отсекающий диод 43 не пропускает на вход нуль-органа 34 отрицательную полярность напряжения на роторном блоке. Для успешной коммутации тиристоров роторного моста, который на сверхсинхронной скорости привода работает в инверторном режиме, должны выполняться следующие условия. 1. Коммутация ротора должна осуществляться с заданной частотой "отрицательного" скольжения в моменты времени, совпадающие с моментами тока в соответствующих фазах сетевого моста. Это требование обеспечивается совпадением во времени импульсов, поступающих с формирователя 26 на управляющие входы тиристоров 6-11 роторного моста, и импульсов, поступающих на вход инвертора 27 и "размыкающих" ключ 28, т.е. обеспечивающих трансформацию коммутирующей ЭДС в обмотки 2-4 коммутирующих трансформаторов. 2. Время насыщения трансформаторов 5 должно быть больше времени, необходимого для коммутации тока в фазных обмотках ротора, что обеспечивается параметрами трансформаторов (заданным произведением числа витков первичных обмоток 19-21 на сечение железа трансформаторов). 3. Коэффициент трансформации от первичных обмоток 19-21 к вторичным 2-4 должен быть меньше единицы, чтобы ток нагрузки первичной обмотки плюс ток намагничивания были не меньше приведенного тока вторичных обмотки 2-4 (иначе поток намагничивания и ЭДС трансформаторов будут равны нулю). 4. Коммутация тока в фазных обмотках ротора, т.е. коммутация тиристоров 6-11 должна осуществляться при определенном дискретном ряде частот, чтобы обеспечивалось коммутирующее напряжение соответствующей полярности. Рассмотрим подробнее, при каких заданных частотах скольжения (на сверхсинхронной скорости) и соответственно в каком диапазоне частот вращения двигателя обеспечивается выполнение четвертого условия. На фиг.3 показаны поясняющая схема и диаграммы коммутационных процессов в упрощенном "однофазном" исполнении сетевого и роторного блоков. Сетевой мост содержит тиристорный мост 1-4, подключенный к сети через первичные обмотки 5 насыщающегося трансформатора, а роторный мост содержит тиристоры 6-9, подключен к "ротору" через вторичные обмотки 10 насыщающегося трансформатора и соединен с сетевым через сглаживающий дроссель 11. Как и в предлагаемой схеме фиг. 2, коммутация роторного блока моста (инвертора) осуществляется под действием коммутационного напряжения Uk (см. диаграмму фиг. 3) во вторичной обмотке 11, появляющегося при коммутации сетевого моста (выпрямителя). Из рассмотрения диаграммы видно, что частота коммутаций тока i2 в роторном мосте может принимать только следующие дискретные значения: f2 f1; f2 f1/3; f2 f1/5; f2 f1/7; Нетрудно показать, что в трехфазном варианте, т.е. в предлагаемой схеме, возможен ряд частот f2 f1/4; f2 f1/7; f2 f1/10; f2 f1/13; В общем случае для "m"-фазного преобразователя f2 f1(mK + 1), где K 0, 1 2, Отсюда следует, что для увеличения частоты вращения двигателя в режиме "надсинхронной скорости" заданная частота скольжения на выходе задатчика частоты 22 (фиг. 2) должна принимать, например, следующие (отрицательные) значения: 50/13; 50/10; 50/7; или, при кодировании в относительных единицах, 1/13; 1/10; 1/7;1. Таким образом, частота вращения двигателя по предлагаемой схеме может быть в принципе увеличена до двойной от синхронной. Традиционная область использования асинхронного вентильного каскада - турбомеханизмы, где характерна кубичная зависимость мощности от частоты вращения, поэтому практически вряд ли целесообразно увеличение скорости вверх от синхронной более, чем на (10-15)% В этом диапазоне предлагаемая схема дает достаточно малые дискреты частот вращения, поэтому дискретность регулирования скорости "вверх", не является существенным недостатком и не препятствует синхронизации при переходе на очередную ступень. Заметим также, что единственный дополнительный элемент в силовой схеме - насыщающиеся трансформаторы имеет наибольшие габариты благодаря малому времени насыщения (только время коммутации), вспомогательная третья обмотка трансформаторов и закорачивающий ее блок диодный мост плюс тиристор несут малую тепловую нагрузку, т.к. ток в них имеет импульсный характер. В тех случаях, когда требуемый диапазон регулирования вниз и вверх от синхронной частоты вращения ограничен, между сетевым мостом и питающей сетью целесообразно включать согласующий трансформатор, типовая мощность которого составит (в долях) половину диапазона регулирования. Например, при общем диапазоне 0,5, т.е. при регулировании "вверх" и "вниз" на 25% типовая мощность трансформатора равна примерно 25% мощности привода. Установка согласующего трансформатора целесообразно также, если коэффициент трансформации между статорной и роторной обмотками двигателя много меньше единицы. В предлагаемом устройстве принудительная (искусственная) коммутация роторного выпрямительного моста при работе привода на "надсинхронной" скорости осуществляется за счет частичного использования с помощью насыщающихся трансформаторов энергии естественной коммутации сетевого тиристорного моста, что позволило исключить перенапряжения при коммутации, упразднить средства их ограничения и таким образом существенно упростить схему в целом и повысить надежность привода.Формула изобретения
Надсинхронный вентильный каскад, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, роторный тиристорный мост, снабженный устройством индивидуальной принудительной коммутации тиристоров, сетевой тиристорный мост, соединенный через сглаживающий дроссель с соответствующими выводами постоянного тока роторного моста, а также систему импульсно-фазового управления сетевым тиристорным мостом и систему управления частотой вращения двигателя, в состав которой входит цифровой задатчик частоты скольжения, один из выходов которого через цифроаналоговый преобразователь соединен с управляющим входом системы импульсно-фазового управления, основной выход которой связан с управляющими входами сетевого тиристорного моста, делитель частоты, кодовый вход которого связан с вторым выходом упомянутого задатчика частоты скольжения, выход подключен к входу первого из двух формирователей импульсов, выход которого подключен к управляющим электродам тиристоров роторного тиристорного моста, второй формирователь импульсов, связанный выходом с управляющими входами четырех ключей, один из которых через развязывающие диоды объединяет общие аноды тиристоров анодной группы роторного моста с управляющими электродами, а три других ключа включены между анодами и управляющими электродами тиристоров катодной группы роторного моста, причем вход второго формирователя импульсов подключен к выходу нуль-органа, вход которого связан с кнопкой пуска привода и через отсекающий диод подключен к общим катодам тиристоров катодной группы роторного моста, отличающийся тем, что упомянутое устройство принудительной коммутации выполнено в виде трех однофазных трехобмоточных насыщающихся трансформаторов, первичные обмотки которых подключены началами к питающей сети с обратным чередованием фаз по отношению к подключенным в ту же сеть выводам статорной обмотки двигателя, а концы подключены к выводам переменного тока сетевого тиристорного моста, вторичные обмотки подключены началами к кольцам ротора двигателя, а концами - к выводам переменного тока роторного тиристорного моста, третьи обмотки упомянутых трансформаторов соединены в звезду и подключены свободными концами к входам диодного моста, выводы постоянного тока которого подключены плюсом к аноду и минусом к катоду шунтирующего тиристора, анод которого через дополнительный ключ связан с управляющим электродом, а управляющий вход этого ключа через логический инвертор подключен к выходу упомянутого делителя частоты, второй вход которого соединен со вспомогательным выходом системы импульсно-фазового управления.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3