Мотопланер
Реферат
Изобретение относится к авиационной технике. Мотопланер 1 содержит фюзеляж 2 с крылом 3, центроплан, оперение 5 и силовую установку 6 в виде двигателя с редуктором, винт 9. Двигатель 7 присоединен к фюзеляжу 2 в зоне центpоплана, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном с трансмиссией внутри него, винт 9 выполнен толкающим и снабженным механизмом 14 автоматического раскладывания и складывания винта по полету. Описана конструкция узлов крепления двигателя к мотораме. 11 з.п. ф-лы, 14 ил.
Изобретение относится к авиационной технике, в частности к мотопланерам.
Известен мотопланер, содержащий собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором и винтом. (Патент ФРГ N 2854977, кл. В 64 С 11/28, 1981). Недостатком этого мотопланера является расположение двигателя в потоке, что ухудшает летные характеристики, и большой вес механизма его уборки и наличие балластного груза в носу фюзеляжа, что снижает эксплуатационные качества. Известен принятый в качестве прототипа мотопланер, содержащий собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором, винтом и топливной системой. (Патент ФРГ N 3719800, кл. В 64 С 11/28, 1991). Недостатком этого мотопланера является невозможность установки силовой установки на любой серийно выпускаемый планер, из-за того что трансмиссия от двигателя к винту проходит через кабину пилота, что снижает его эксплуатационные качества. Цель изобретения улучшение эксплуатационных качеств. Поставленная цель достигается тем, что в известном мотопланере, содержащем собственно планер в виде фюзеляжа с крылом, центропланом, оперением и силовую установку в виде двигателя с редуктором, винтом, топливной и дренажной системами, двигатель присоединен к фюзеляжу в зоне центроплана, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном с трансмиссией внутри него, одним концом соединенным с двигателем, а вторым с редуктором винта, при этом винт выполнен толкающим и снабженным механизмом автоматического раскладывания и складывания винта по полету, при этом ось вращения винта ориентирована параллельно верхнему батоксу фюзеляжа и плоскости симметрии мотопланера, при этом он снабжен упругоподвижной моторной рамой, выполненной в виде прямоугольной рамки, жестко соединенной с двигателем, при этом нижние два конца которой шарнирно присоединены к фюзеляжу, а верхние два конца к центроплану, шарнирные соединения концов моторамы снабжены демпфирующими амортизаторами, при этом шарнирное соединение с фюзеляжем выполнено с возможностью поворота рамы с двигателем внутрь кабины пилоты, а пилот жестко присоединен к двигателю. Кроме того, механизм автоматического раскладывания и складывания винта выполнен в виде присоединенного к выходному валу редуктора фланца с осесимметрично расположенными в радиальных плоскостях парами ушков, в каждой из которых на осях помещены ступицы с лопастями винта, при этом ступицы винтов связаны шарнирными тягами с ползуном на направляющей в виде телескопической трубы по оси винта, жестко соединенной с фланцем, а внутри телескопической трубы помещена пружина сжатия, взаимодействующая с ползуном. К тому же мотопланер снабжен глушителем выхлопа двигателя, расположенным вдоль одного из бортов фюзеляжа с наружной его стороны, а его выхлоп ориентирован под острым углом в сторону от борта фюзеляжа в пределах 15.45 град. и снабжен воздуховодом нагретого воздуха системы охлаждения двигателя, который выполнен гибким и присоединен одним концом к двигателю, а вторым к борту фюзеляжа, в котором выполнено пропускное отверстие по профилю сечения воздуховода, а топливный бак выполнен в виде раздельных секций, расположенных по обе стороны стенки лонжерона крыла, присоединенных двумя своими торцами к смежным нервюрам крыла, первая из которых является бортовой и выполнена съемной, при этом секции связаны между собой топливными и дренажными трубопроводами, дренаж баков выведен на конец пилона внутри него в месте присоединения редуктора винта, снабжен сменным удлинителем заправочной горловины, герметично присоединенным к ней, снабжен заборником охлаждающего двигатель воздуха, расположенным перед пилоном и простирающимся на всю его хорду, присоединенным к фюзеляжу и выполненным упруго гибким. Свойства, определяемые существенными признаками заявленного мотопланера и обнаруживаемые в нем, не совпадают со свойствами известных решений, поэтому заявленное техническое решение соответствует критерию "существенные отличия". Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг. 1 изображен общий вид мотопланера вид сбоку, на фиг. 2 разрез А А фиг. 1, на фиг. 3 вид А фиг. 2, на фиг. 4 сеч. Б Б фиг. 3, на фиг. 5 вид Б фиг. 2, на фиг 6 сеч. В В фиг. 3, на фиг. 7 сеч. Г Г фиг. 3. На фиг. 8 изображен механизм автоматического раскладывания и складывания винта общий вид сбоку, на фиг. 9 вид В фиг. 8. На фиг. 10 изображена установка глушителя и воздуховода горячего воздуха сеч. Д Д фиг. 1. на фиг. 11 показана установка баков поперечное сечение корневой части крыла, а на фиг. 12 вид Г фиг. 10. На фиг. 13 изображена установка заправочной горловины с пробкой вид сбоку, а на фиг. 14 установка сменного ее удлинителя. Конкретный мотопланер содержит собственно планер 1, например, чешский Blanik L-13 или L-23 в виде фюзеляжа 2 с крылом 3, центропланом 4, оперением 5 и силовую установку 6 в виде двигателя 7, например, австрийский Rotax 503 с редуктором 8, винтом 9, топливной 10 и дренажной 11 системами, двигатель 7 присоединен к фюзеляжу 2 в зоне центроплана 4, ориентирован осью выходного вала вверх, снабжен обтекаемым пилоном 12 с трансмиссией 13 внутри него, одним концом соединенным с двигателем 7 а вторым с угловым (i 2.3,0) редуктором 8 винта 9, при этом винт 9 выполнен толкающим и снабженным механизмом 14 автоматического раскладывания и складывания винта по полет, при этом ось вращения винта ориентирована параллельно верхнему батоксу фюзеляжа в плоскости симметрии мотопланера (что обеспечивает обдув оперения на очень малых скоростях), при этом он снабжен упругоподвижной моторной рамой 15, выполненной в виде прямоугольной рамки 16, жестко соединенной с двигателем 7 (принадлежащими ему резьбовыми шпильками), при этом нижние два конца 17 которой шарнирно присоединены к фюзеляжу, а верхние два конца 18 к центроплану 4, шарнирные соединения концов 17, 18 моторамы 15 снабжены демпфирующими амортизаторами 19, при этом шарнирное соединение 17 с фюзеляжем 2 выполнено с возможностью поворота рамы с двигателем внутрь кабины пилота (см. фиг. 5, что обеспечивает подход к двигателю для его профилактики), а пилон 12 жестко присоединен к двигателю 7 (принадлежащими ему фланцевыми болтами взамен снятого штатного редуктора), что обеспечивает минимум вибраций. Механизм автоматического синхронного раскладывания и складывания винта выполнен в виде присоединенного к выходному валу редуктора 8 фланца 20 с осесимметрично расположенными в радиальных плоскостях парами ушков 21, в каждой из которых на осях 22 помещены ступицы 23 с лопастями винта 9, при этом ступицы винтов связаны синхронизирующими шарнирными тягами 24 с ползуном 25 на направляющей 26 в виде телескопической трубы по оси винта 9, жестко соединенной с фланцем 20, а внутри телескопической трубы помещена пружина сжатия 27, взаимодействующая с ползуном 25, что обеспечивает синхронное складывание даже без потока и задерживает раскладывание до определенных оборотов. К тому же он снабжен глушителем выхлопа 28 двигателя 7, расположенным вдоль одного из бортов фюзеляжа 2 с наружной его стороны, а его выхлоп ориентирован под острым углом в сторону от борта фюзеляжа в пределах 15.45 град. и снабжен воздуховодом 29 нагретого воздуха системы охлаждения двигателя 7, который выполнен гибким и присоединен одним концом к двигателю 7, а вторым к борту фюзеляжа 2, в котором выполнено пропускное отверстие 30 по профилю сечения воздуховода, что обеспечивает эффективное охлаждение, а топливный бак 31 выполнен в виде раздельных секций 32, 33, расположенных по обе стороны стенки лонжерона 34 крыла 3, присоединенных двумя своими торцами к смежным нервюрам крыла 3, первая из которых является бортовой 35 и выполнена съемной, при этом секции связаны между собой топливными 36 и дренажными 37 трубопроводами, что обеспечивает жесткость и ресурс крыла и достаточный объем топлива, дренаж баков выведен на конец пилона 12 внутри него в месте присоединения редуктора 8 винта 9, снабжен сменным удлинителем 38 заправочной горловины 39, герметично 40 присоединенным к ней, что исключает попадание топлива внутрь конструкции планера в полете и при заправке, снабжен заборником 41 охлаждающего двигатель воздуха, расположенным перед пилоном 12 и простирающимся на всю его хорду, присоединенным к фюзеляжу 2 и выполненным упруго гибким (например, из листового материала), что наряду с тепловым режимом обеспечивает упругоподвижность силовой установки 6. Описанный мотопланер может быть реализован относительно малотрудоемкой доработкой самого массового и ремонтопригодного цельнометаллического планера Blanik (в том числе и находящихся в эксплуатации много лет), что обеспечит его автономность, т.е. независимость от самолета-буксировщика и соответствующего ему аэродрома, а ввиду незначительности и обтекаемости надстроек не ухудшается летные качества самого планера, что обеспечивает улучшение его эксплуатационных качеств. ЫоФормула изобретения
1. Мотопланер, содержащий фюзеляж с крылом и оперением, топливную и дренажную системы двигателя, связанного через редуктор со складывающимся винтом, отличающийся тем, что двигатель в рабочем положении ориентирован валом вверх и присоединен к фюзеляжу в зоне центроплана крыла, вал двигателя соединен с редуктором посредством трансмиссии, расположенной внутри пилона, винт выполнен толкающим с механизмом автоматического складывания по полету и его ось вращения ориентирована в плоскости симметрии фюзеляжа параллельно верхнему батоксу. 2. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен упруго-подвижной моторной рамой, выполненный в виде прямоугольной рамки, жестко соединенной с двигателем, нижние два конца которой шарнирно присоединены к фюзеляжу, а верхние два конца к центроплану. 3. Мотопланер по п.2, отличающийся тем, что шарнирные соединения концов моторами снабжены демпфирующими амортизаторами, при этом шарнирное соединение с фюзеляжем выполнено с возможностью поворота рамы с двигателем внутрь кабины пилота. 4. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что пилон жестко присоединен к двигателю. 5. Мотопланер по п. 1, отличающийся тем, что механизм автоматического раскладывания и складывания винта выполнен в виде присоединенного к выходному валу редуктора фланца с осесимметрично расположенными в радиальных плоскостях парами ушков, в каждой из которых на осях помещены ступицы с лопастями винта, при этом ступицы винтов связаны шарнирными тягами с ползуном на направляющей в виде телескопической трубы по оси винта, жестко соединенной с фланцем. 6. Мотопланер по п.5, отличающийся тем, что внутри телескопической трубы помещена пружина сжатия, взаимодействующая с ползуном. 7. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен глушителем выхлопа двигателя, расположенным вдоль одного из бортов фюзеляжа с наружной его стороны, а его выхлоп ориентирован под острым углом в сторону от борта фюзеляжа в пределах 15 45o. 8. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен воздуховодом нагретого воздуха системы охлаждения двигателя, который выполнен гибким и присоединен одним концом к двигателю, а вторым к борту фюзеляжа, в котором выполнено пропускное отверстие по профилю сечения воздуховода. 9. Мотопланер по п. 1, отличающийся тем, что топливный бак выполнен в виде раздельных секций, расположенных по обе стороны стенки лонжерона крыла, присоединенными двумя своими торцами к смежным нервюрам крыла, первая из которых является бортовой и выполнена съемной, при этом секции связаны между собой топливными и дренажными трубопроводами. 10. Мотопланер по п. 1, отличающийся тем, что дренаж баков выведен на конец пилона внутри него в месте присоединения редуктора винта. 11. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен сменным удлинителем заправочной горловины, герметично присоединенным к ней. 12. Мотопланер по п.1, отличающийся тем, что он снабжен заборником охлаждающего двигатель воздуха, расположенным перед пилоном и простирающимся на всю его хорду, присоединенным к фюзеляжу и выполненным упругогибким.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14