Устройство для транспортировки самолета

Реферат

 

Использование: для транспортировки самолетов с бесколесным шасси. Сущность изобретения: устройство содержит два подкрыльевых транспортных средств /1/ с опорными ложементами /7/, разъемно соединенными с консолями крыла, подкатную опору /2/, устанавливаемую под носовую часть фюзеляжа и выполненную с ложементом /18/, охватывающим фюзеляж и скрепленным ним в зоне поперечного силового элемента, при этом ложементы /7/ и /18/ установлены с возможностью регулирования по высоте с помощью винтовых пар или домкратов соответственно /9/ и /20/. Подкрыльевые транспортные средства /1/ и подкатная опора /2/ соединены с самолетом регулируемыми по длине швартовочными тягами соответственно /16/ и /25/, а с подкатной опорой /2/ соединено буксировочное водило /4/. 6 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к средствам наземного обслуживания летательных аппаратов, в частности, к устройствам для транспортировки самолетов с бесколесным типом шасси, например, гидросамолетов, самолетов с шасси, на воздушной подушке экранопланов, и т. п. а также для их вывешивания и нивелировки.

Известно транспортировочное устройство для аппарата на воздушной подушке, содержащее носовую и кормовую полурамы с возможностью охвата ими корпуса аппарата, имеющего поперечные силовые связи, и разъемного соединения с корпусом посредством узлов крепления полурам, которые расположены на корпусе параллельно его основной плоскости между линией крепления к нему гибкого ограждения и его верхним покрытием, при этом каждая полурама выполнена с узлом строповки и с колесами, опорные стойки, под которыми вместе с колесами выполнены поворотными вокруг своей вертикальной оси симметрии, узлы крепления полурам выполнены с проушинами, расположенными на этих полурамах снизу и расстоянии шпации указанных связей друг от друга, и с сопряженными с ними обухами, закрепленными на поперечных силовых связях корпуса, при этом полурамы выполнены с домкратами, к которым присоединены опорные стойки колес /1/.

Устройство для транспортировки аппарата на воздушной подушке, выполненное по типу кантователя и содержащее две горизонтальные полурамы, охватывающие аппарат спереди и сзади, не может быть использовано для транспортировки самолета из-за отсутствия возможности установки задней полурамы и недостаточной устойчивости системы "самолет-устройство" при транспортировке самолета с развитым крылом.

Недостатками этого устройства являются сложность узла крепления спаренных тележек с подкрыльевыми опорами шасси, а также ограниченные эксплуатационные возможности.

Известно устройство для транспортировки летательных аппаратов, позволяющее удалять с ВПП самолета с невыпущенными или поврежденными шасси /2/.

Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи по расширению эксплуатационных возможностей устройства за счет обеспечения возможности транспортировки самолета с бесколесным типом шасси, в частности, для гидросамолетов, самолетов с шасси на воздушной подушке, повышению эффективности работы устройства за счет обеспечения возможности вывешивания самолета упрощению конструкции устройства, обеспечению возможности нивелировки самолета.

Поставленная цель достигается за счет того, что в устройстве для транспортировки самолета, содержащем переднюю и заднюю подкатные опоры в виде тележек с шасси и грузовыми ложементами, устанавливаемых под носовую часть фюзеляжа и консоли крыла, узлы крепления к самолету, буксировочное водило, соединенное с передней подкатной опорой, эта опора, а также задние подкатные опоры выполнены регулируемыми по высоте и снабжены подъемным механизмами грузовых ложементов, а узлы крепления к самолету выполнены в виде швартовочных тяг, закрепленных на шасси тележек каждой из опор и шарнирно соединенных с технологическими кронштейнами силовых элементов фюзеляжа и крыла. Подкатные опоры могут быть снабжены аутриггерами, устанавливаемыми на шасси тележек. Подъемные механизмы грузовых ложементов могут быть выполнены в виде домкратов, или винтовых пар. Грузовой ложемент передней подкатной опоры может быть выполнен в форме скоб, охватывающих носовую часть фюзеляжа и, кроме того, может быть подсоединен к узлам крепления технологических кронштейнов силовых элементов крыла. Швартовочная тяга может быть снабжена дополнительными узлами крепления с возможностью подсоединения к ним поперечной тяги для жесткой сцепки опор между собой.

На фиг. 1 изображено описываемое устройство, установленное под самолетом, вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 вид А на фиг. 1; на фиг. 4 схема компановки устройства при транспортировке за тягачом к самолету.

Устройство для транспортировки самолета содержит подкрыльевые транспортные средства 1, подкатную опору 2 для установки под носовую часть фюзеляжа 3 самолета и буксировочное водило 4.

Каждое подкрыльевое транспортное средство 1 выполнено в виде грузовой тележки, содержащей шасси 5 на колесах 6, грузовой ложемент 7, опорная поверхность которого спрофилирована под консоли 8 крыла самолета, подъемный механизм 9 опорного ложемента, выполненный, например, в виде домкрата или винтовой поры, шток 10 которого шарнирной головкой 11 установлен в ответном гнезде 12 опорного ложемента 7. Для удобства регулировки по высоте штока 10 введена горизонтально расположенная червячная передача 13 с маховиком 14. Опорный ложемент закреплен за съемные элементы 15 консолей крыла, установленные в зонах расположения силовых элементов /нервюр/ консолей крыла /или/ и за узлы навески механизации крыла. Каждое подклыльевое транспортное средство 1 снабжено регулируемыми по длине швартовочными тягами 16, закрепленными на шасси 5 или на корпусе подъемного механизма 9 и соединенными с технологическими кронштейнами 17, съемно установленными на элементах 15 консоли крыла или узлах навески механизации крыла.

Подкатная опора 2 выполнена в виде колесной тележки с ложементом 18 /или двумя полуложементами/, охватывающим фюзеляж 3 самолета в зоне его поперечного силового по бокам и снизу, шарнирно установленным на штоках 19 подъемных механизмов 20, выполненных в виде домкратов или винтовых пар, закрепленных на шасси 21 подкатной опоры 2 и снабженных маховиками 22. Ложементы 18 снабжены узлами крепления 23 за такелажные узлы 24 самолета. Узлы 23 для компенсации технологических отклонений выполнены в виде плавающих прижимов. Подкатная опора снабжена регулируемыми по длине швартовочными тягами 25; закрепленными на шасси 21 подкатной опоры или корпусах подъемных механизмов 20. Швартовочные тяги 25 шарнирно соединены с технологическими кронштейнами 26, съемно установленных в зонах силовых элементов конструкции самолета.

Шасси 5 подкрыльевых транспортных средств 1 и шасси 21 подкатной опоры 2 снабжены аутриггерами 27 для выполнения нивелировки самолета, а подкабинная опора 2 противовесом 28, например, в виде ящика с наполнителем.

Буксировочная тяга 4 закреплена за подкатную опору 2.

Для удобства доставки системы "подкрыльевые транспортные средства - подкатная опора "к самолету", подкатная опора 2 выполнена с узлами 29 для крепления швартовочных тяг 16 подкрыльевых транспортных средств 1, которые при доставке к применению сцепления между собой жесткой тягой 30.

Устройство функционирует следующим образом.

Под стоящий на баллонах-поплавках 31 самолет подводят подкатную опору 2 и устанавливают таким образом, чтобы ложемент 18 был расположен в зоне поперечного элемента фюзеляжа 3 и крепежных узлов 24 на самолете. С помощью маховиков 32 поднимают ложемент до опирания на него фюзеляжа, закрепляют узлы 23 ложемента за соответствующие такелажные узлы 24 самолета.

Затем подводят под консоли крыла подкрыльевые транспортные средства 1, размещают их в зоне нервюр крыла, снабженных элементами 15 для крепления ложементов 7 и за маховики 14 поднимают ложементы до опирания на них консолей 8 крыла. Закрепляют ложементы 7 за элементы 15 или за узлы навески механизации крыла.

После того, как под самолет подведены подкрыльевые транспортные средства 1 и подкатная опора 2, самолет опирается на их ложементы и баллоны поплавки.

Для приведения самолета и устройства в транспортное положение поочередно поднимают ложементы подкатной опоры и подкрыльевых транспортных средств, поднимая самолет на необходимую высоту.

Затем закрепляют швартовочные тяги 16 и 25 за съемные технологические кронштейны 17 и 26 самолета. К подкатной опоре 2 подсоединяют буксировочное водило 4.

Самолет готов к транспортировке.

Для нивелировки самолета выдвигают аутриггеры 27 до соприкосновения с поверхностью Земли.

Предлагаемое устройство позволяет осуществить транспортировку самолетов с бесколесным типом шасси, позволяет осуществлять вывешивание самолета и нивелировку, просто по конструкции, удобно в эксплуатации, малогабаритно, может транспортироваться в салоне самолета.

Формула изобретения

1. Устройство для транспортировки самолета, содержащее переднюю и заднюю подкатные опоры в виде тележек с шасси и грузовыми ложементами, устанавливаемых под носовую часть фюзеляжа и консоли крыла, узлы крепления к самолету, буксировочное водило, соединенное с передней подкатной опорой, отличающееся тем, что передняя и задняя подкатные опоры выполнены регулируемыми по высоте и снабжены подъемными механизмами грузовых ложементов, а узлы крепления к самолету выполнены в виде швартовочных тяг, закрепленных на шасси тележек каждой из опор и шарнирно соединенных с технологическими кронштейнами силовых элементов фюзеляжа и крыла.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что передняя и задняя подкатные опоры снабжены аутригерами, установленными на шасси тележек.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что подъемные механизмы грузовых ложементов установлены на шасси тележек и выполнены в виде домкратов или винтовых пар со штоками, на концах которых шарнирно закреплены грузовые ложементы.

4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что грузовой ложемент передней подкатной опоры выполнен в форме скобы, охватывающей носовую часть фюзеляжа в зоне его поперечного силового пояса, и снабжен узлами крепления в виде плавающих прижимов.

5. Устройство по п.1, отличающееся тем, что грузовой ложемент задней подкатной опоры выполнен с возможностью его подсоединения к узлам крепления технологических кронштейнов силовых элементов крыла.

6. Устройство по п.1, отличающееся тем, что швартовочные тяги выполнены регулируемыми по длине.

7. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что передняя подкатная опора снабжена дополнительными узлами крепления с возможностью подсоединения к ним поперечной тяги для жесткой сцепки опор между собой для транспортировки устройства к самолету.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4