Устройство для траления мин подводной лодкой
Реферат
Использование: противопоставленные средства. Сущность изобретения: устройство для траления мин подводной лодкой содержит тралящую часть, двигательно-движительный комплекс 1 и кабель 21 электропитания и управления. Тральный комплекс с лебедкой 2, барабанами 3 и тралящими частями расположен в носовом отделении корпуса устройства. Тралящие части в виде тросовых оттяжек 4, на ходовом конце которых закреплены подрывные патроны 5, намотаны на барабаны 3. Корпус подрывного патрона имеет гидродинамическую компоновку монопланового отводителя левого (правого) борта отведения с низкоплановым расположением несущего крыла 6. Несущее крыло 6 имеет креновыравнивающий узел и оборудовано кольцевыми захватами минрепа и поворотной площадкой, закрепленной на станине корпуса с возможностью разворота корпуса вдоль минрепа в направлении мины. В корпусе подрывного патрона 5 расположены реактивный двигатель для доставки заряда к корпусу мины, контактный взрыватель и заряд взрывчатого вещества кумулятивного действия для уничтожения затральной мины. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Изобретение относится к противоминным средствам, в частности к средствам уничтожения мин впереди по курсу носителя.
Известно устройство для травления мин подводной лодкой, содержащее тралящую часть, двигательно-движительный комплекс и кабель электропитания и управления (заявка Японии N 55-31039, кл. В 63 G 7/04, 1980). Данное устройство выбрано в качестве наиболее близкого аналога изобретения. Недостатком известного устройства является то, что малая ширина разноса штанг известного устройства (не более 10 м) не позволяет перекрыть ошибки в определении пеленга на мину при дистанции между обнаруженной миной и подводной лодкой (пл), превышающей радиус реагирования широкополосных мин (до 1000 м). Кроме того, подсеченная широкополосная мина не выводится из строя и представляет опасность для подводных лодок, так как она может быть оснащена программой, предусматривающей при обрыве минрепа выход боевой части (торпеды) с последующим поиском и уничтожением корабля (пл), осуществляющего траление. Конструкция устройства также не позволяет использовать его из торпедных аппаратов подводных лодок. Цель изобретения состоит в повышении эффективности противоминных действий путем повышения вероятности затравливания мины и ее уничтожения. Он достигается тем, что устройство для травления мин подводной лодкой, содержащее тралящую часть, двигательно-движительный комплекс и кабель электропитания и управления, оснащено тральным комплексом с лебедкой и барабанами, на которые намотаны тралящие части, выполненные в виде тросовых оттяжек, на ходовом конце которых закреплены подрывные патроны, имеющие гидродинамическую компоновку монопланового отводителя левого (правого) борта отведения с низкоплановым расположением несущего крыла. Кроме того, крыло имеет креновыравнивающий узел, состоящий из двух механически связанных через оси и сателлиты закрылков, расположенных в верхней и нижней частях несущего крыла, и стабилизатора, выполненного из перфорированной стальной пластины со свинцовым наполнителем, которая закреплена на корпусе нижнего закрылка и введена в нижнюю негерметичную полость несущего крыла, верхняя полость которого герметична и наполнена воздухом, при этом несущее крыло оборудовано кольцевыми захватами минрепа и поворотной площадкой, закрепленной на станине корпуса с возможностью разворота корпуса вдоль минрепа в направлении мины. Кроме того, в корпусе подрывного патрона расположены реактивный двигатель для доставки заряда к корпусу мины, контактный взрыватель и заряд взрывчатого вещества кумулятивного действия для уничтожения затравленной мины. На фиг.1 представлено устройство для травления мин; на фиг.2 - креновыравнивающий узел несущего крыла подрывного патрона; на фиг.3 - подрывной патрон, а вид боку, б вид сверху; на фиг.4 схема боевого использования устройства в натурных (морских) условиях. Устройство для травления мин подводной лодкой содержит двигательно-движительный комплекс, тральный комплекс с лебедкой, барабанами и тралящими частями и кабель электропитания и управления. Двигательно-движительный комплекс 1 расположен в кормовом отделении корпуса устройства, выполненного в габаритах, принятых на вооружение торпед. В качестве него может быть использован типовой двигательно-движительный комплекс для электрических торпед. Тральный комплекс с лебедкой 2, барабанами 3 и тралящими частями расположен в носовом отделении корпуса устройства. Тралящие части в виде тросовых оттяжек 4, на ходовом конце которых закреплены подрывные патроны 5, намотаны на барабаны 3. Корпус подрывного патрона имеет гидродинамическую компоновку монопланового отводителя левого (правого) борта отведения с низкоплановым расположением несущего крыла 6. При этом для обеспечения стабилизации отводящей силы несущего крыла путем придания ему устойчивости в вертикальном положении крыло имеет креновыравнивающий узел, состоящий из двух закрылков 7 и 8, механически связанных через оси 9, 10 и сателлиты 11 и расположенных в верхней и нижней частях несущего крыла, и стабилизатора 12, выполненного из перфорированной стальной пластины со свинцовым наполнителем, которая закреплена на корпусе нижнего закрылка 8 и введена в нижнюю негерметичную полость 13 несущего крыла 6, верхняя полость 14 которого герметична и наполнена воздухом. Несущее крыло оборудовано кольцевыми захватами 15 минрепа и поворотной площадкой 16, закрепленной на станине 17 корпуса патрона с возможностью разворота корпуса вдоль минрепа в направлении мины. Поворотный механизм корпуса подрывного патрона (на чертежах не показан) может быть выполнен в виде пружины взведения, установленной между щитками поворотной площадки и выступом станины, при этом щитки зафиксированы стопором. Для поражения мины контактным взрывом в корпусе подрывного патрона расположены реактивный двигатель 18 для доставки заряда к корпусу мины, контактный взрыватель 19 и заряд взрывчатого вещества 20 кумулятивного действия. Механизм запуска реактивного двигателя (на чертежах не показан) может быть выполнен в виде механически связанных ударника пиропатрона и огнепроводного шнура, соединенного с реактивным двигателем 18. Кабель электропитания и управления 21 связывает устройство с подводной лодкой и управляет работой двигательно-движительного комплекса и трального комплекса с лебедкой, барабанами и тралящими частями. В качестве такого кабеля может быть использован кабель для самоходных телеуправляемых подводных аппаратов. Устройство для травления мин подводной лодкой работает следующим образом. При движении подводной лодки устройство выходит из ее торпедного аппарата, после чего осуществляется выход одной тралящей части левого борта и одной тралящей части правого борта, для чего выбрасывается один тралящий патрон 5 левого отведения и один тралящий патрон 5 правого отделения и с помощью лебедки 2 осуществляется сматывание тросовых оттяжек 4 тралящих частей с барабанов 3 (длина выпущенных тралящих частей рассчитывается исходя из заданной вероятности затравливания мины и устанавливается путем регулировки длины смотавшейся тросовой оттяжки). Под действием гидродинамической силы отведения корпуса подрывного патрона тралящие части расходятся влево и вправо от диаметральной плоскости корпуса устройства. Так как верхняя полость 14 несущего крыла и закрылок 7 креновыравнивающего узла герметичны и заполнены воздухом, а закрылок 8 и нижняя полость 13 несущего крыла герметичны и в последней находится стабилизатор 12 из перфорированной стальной пластины со свинцовым наполнителем, несущее крыло подрывного патрона ориентируется в вертикальном положении герметичной частью вверх, негерметичной вниз. При возмущениях, приводящих к отклонению крыла от вертикального положения, стабилизатор 12 через оси 9, 10 и сателлиты 11 разворачивает закрылки 7 и 8, создавая восстанавливающий момент. Устройство следует впереди по курсу пл. на дистанции от пл. превышающей радиус реагирования широкополосной мины, но меньше дальности действия ГАС миноискания, и глубине, превышающей максимальное углубление мины. При обнаружении мины ГАС миноискания устройство, управляемое по табелю, направляется к месту нахождения мины. При прохождении устройства вблизи мины последняя затравливается одной из тралящих частей. В результате взаимного пересучивания тросовой оттяжки тралящей части и минрепа последний попадает в центральный кольцевой захват 15, давит на его рычаг (на чертежах не показан), кольцевой захват срабатывает и замыкает минреп в кольце. При дальнейшем давлении со стороны минрепа рычаг центрального кольцевого захвата совершает поступательное движение внутрь подрывного патрона и по мере своего движения приводит в действие последовательно: крайние кольцевые захваты, механизм запуска реактивного двигателя и поворотный механизм корпуса подрывного патрона. Крайние кольцевые захваты также замыкают минреп в кольцо, раздвигаются по несущему крылу в его крайние точки, фиксируя крыло вдоль минрепа. При воздействии рычага на ударник пиропатрона происходит подрыв пиропатрона, от чего возгорается огнепроводный шнур реактивного двигателя. При воздействии рычага на стопор щитков поворотной площадки щитки снимаются со стопора и пружина взведения, воздействуя на щитки, разворачивает поворотную площадку 16, одновременно с ней разворачивается корпус подрывного патрона вдоль минрепа в направлении мины и производится расстыковка тросовой оттяжки 4 с подрывным патроном 5. По мере выгорания огнепроводного шнура запускается реактивный двигатель и подрывной патрон движется вдоль минрепа к мине. При ударе подрывного патрона о корпус мины срабатывает контактный взрыватель 19, производится подрыв взрывчатого вещества 20 и направленный взрыв кумулятивного заряда поражает мину. По снижению натяжения на динамометре оператор определяет, какая тралящая часть отработала, с помощью лебедки 2 производит ее намотку на барабан и на смену ей выпускает новую тралящую часть.Формула изобретения
1. Устройство для траления мин подводной лодкой, содержащее тралящую часть, двигательно-движительный комплекс и кабель электропитания и управления, отличающееся тем, что устройство оснащено тральным комплексом с лебедкой и барабанами, на которые намотаны тралящие части, выполненные в виде тросовых оттяжек, на ходовом конце которых закреплены подрывные патроны, имеющие гидродинамическую компоновку монопланового отводителя левого (правого) борта отведения с низкоплановым расположением несущего крыла. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что крыло имеет креновыравнивающий узел, состоящий из двух механически связанных через оси и сателлиты закрылков, расположенных в верхней и нижней частях несущего крыла, и стабилизатора, выполненного из перфорированной стальной пластины со свинцовым наполнителем, которая закреплена на корпусе нижнего закрылка и введена в нижнюю негерметичную полость несущего крыла, верхняя полость которого герметична и наполнена воздухом, при этом несущее крыло оборудовано кольцевыми захватами минрепа и поворотной площадкой, закрепленной на станине корпуса с возможностью разворота корпуса вдоль минрепа в направлении мины. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что в корпусе подрывного патрона расположены реактивный двигатель для доставки заряда к корпусу мины, контактный взрыватель и заряд взрывчатого вещества кумулятивного действия для уничтожения затраленой мины.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4