Накладной и врезной замок четверткова а.п.
Реферат
Изобретение упрощает ремонт, повышает надежность, безопасность замка двери пассажирских вагонов и вагонов электропоездов и дизель-поездов, исключает случаи опасного заклинивания закрытой двери, исключает применение бородков, зубил, молотков, которыми повреждается и дверь, при замене пружин. Ранее два слесаря тратили по 52 - 104 мин, изобретение позволяет пружину замка заменять за 2 мин одним слесарем без применения ударных инструментов, без демонтажа замка в двери. Замок содержит одну, легко заменяемую без демонтажа и разборки замка, цилиндрическую пружину сжатия, Г-образную тягу для изменения направления усилия цилиндрической пружины. Замок содержит опорную тягу с отверстием и упором, направляющую скобу с выступами, криволинейный рычаг с отверстием. Через отверстия пяты, криволинейного рычага, через направляющую скобу в отверстие штульфа выходит стержень Г-образной тяги с резьбовым кончиком, на который надевается цилиндрическая пружина и закрепляется упорной гайкой, другой конец пружины упирается в криволинейный рычаг, передающий усилие на цухальту, фиксирующую нус ригеля и ригель в положениях заперто или отперто. Изогнутый конец Г-образной тяги упирается в плечо нуса фали, перемещающее свободную от пружиной нагрузки фаль в положение заперто или отперто, пружина на фаль не действует, между нусом фали и фалью силового трения нет, что исключает заклинивание закрытой двери фалью под действием сжатой пружины. Для замены пружины упорная гайка вывинчивается, пружина заменяется запасной и закрепляется упорной гайкой. Для замены пружины снимать с двери ручки, облицовку, и разбирать замок не требуется. 1 ил.
Изобретение относится к области запорных механизмов и предназначено для дверей, преимущественно в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта, но может быть использовано и в других областях народного хозяйства по прямому назначению.
В настоящее время в пассажирских вагонах применяется семейство замков: двойных и одинарных, левых и правых (см. например, замок врезной сувальдный фалевый правый и левый с защелкой и засовом под барашек. ОСТ 24.158.28-87). Замок состоит из основания замка и съемной боковой крышки между которыми смонтированы запирающая фаль с фигурной пружиной, нус фали, запирающий ригель с цухальтой с пружиной, нус ригеля, дополнительная пружина, все пружины почти всегда фигурные двухусые изготовляются из пружинной круглой проволоки, иногда в старых замках встречаются пружины из ленточной стали. С лицевой (торцевой) стороны механизм замка закрыт штульфом, приклепанным к шипам стоек замка, стойки замка приклепаны заклепками к основанию замка. Штульф изготовляется из полоски стали с двумя прорезями для выхода фали с усом и ригеля, запирающих двери, и двух отверстий для приклепывания к стойкам замка, по концам штульф имеет два отверстия для крепления замка к двери, в накладных замках штульфом является передняя стенка облицовки замков. Замки со штульфом врезаются в дверь, кроме врезных замков в пассажирских вагонах ж.д. транспорта применяются накладные замки без штульфа, крепятся они винтами к облицовке, а потом вместе с облицовкой к дверям с помощью винтов и втулок с внутренней резьбой. Кроме двойных замков применяются и одинарные замки с ручками и без ручек, с ключом, также врезные и накладные. Во всех замках применены унифицированные фигурные двухусые пружины из круглой пружинной проволоки, являющиеся часто ломающейся деталью замков. Все остальные детали замков по конструкции просты, технологичны в производстве, прочны и долговечны, замки в целом работоспособны, долговечны, удобны для пассажиров и отвечают своему назначению удерживать двери закрытыми. Однако все семейство замков имеет ряд существенных недостатков: во-первых, фигурная двухусая пружина через неопределенное и непредсказуемое время неожиданно ломается и замок полностью отказывает в работе, хотя все остальные детали исправны, но не могут в пути удерживать двери в закрытом состоянии, замок перестает выполнять свое основное назначение, при движении поезда двери вагона самораскрываются от раскачки вагона. Особенно неприятны самораскрывающиеся двери туалетных тамбуров и туалетов, т.к. через самораскрывающиеся двери в салон вагона проникают для пассажиров дурные запахи из туалетов и из мусоросборных ящиков, находящихся в туалетном тамбуре, а зимой проникает и холод через окно, открываемое курящими. Для замены даже одной пружины в замке или для замены замка целиком необходимо выполнить следующие слесарные операции: выбить молотками и бородкой штифт с ручки с квадрата, выбить квадрат вместе с ручкой с замка, вывернуть 10 винтов, крепящих замок, и накладки к дверям, расшплинтовать ручку секретки и вынуть из замка, после этого можно снять замок с двери, вывернуть из замка три винта, крепящих крышку замка и снять крышку для смены пружины, сменить пружину, собрать замок и поставить на дверь, выполнив все операции по сборке в обратном порядке выполненных при разборке, такова конструктивная схема всего семейства замков серийно выпускаемых заводами по заказам МПС для пассажирских вагонов. Задачей, которую решает предлагаемое изобретение является устранение указанных недостатков в замках для дверей ж.д. пассажирских вагонов, а именно: устранить случаи заклинивания дверей закрытых замком, требующие взлома элементов дверного прохода и замка, чтобы раскрыть дверь, заклиненную замком, увеличить надежность и работоспособность замка и сократить требуемое рабочее время для восстановления работоспособности замка заменой пружины, ликвидировать повреждение элементов дверного прохода вагонных дверей возникающее при снятии замков для замены пружины и увеличить в несколько раз срок службы вагонных дверей с первоначальным внешним видом. На чертеже схематично показан замок со снятой боковой крышкой (основанием), Состоящий из основания 1, на основании закреплены неподвижные направляющие и удерживающие детали замка, на которых монтируются подвижные и неподвижные детали запирающие дверь, а именно: колок-упор 2, фаль 3 с усом 4 автоматически запирающие дверь, нус ручки 5, "Г" образная тяга 6, опорная пята 7, кривой рычаг 8, цухальта ригеля 9 ригель 10 для запора двери ручкой секретки или на ключ, нус 11 ручки секрета, цилиндрическая пружина 12, направляющая скоба 13, упор 14 круглая гайка со шлицом для отвертки. Способ монтажа нового замка на дверь не отличается от семейства замков, выпускаемых заводами для ж.д. пассажирских вагонов, также находящихся в дверях пассажирских вагонов в составе поездов, курсирующих по всем ж.д. дорогам. Работает замок следующим образом. На фиг.1 положение деталей замка показано, когда дверь раскрыта или закрыта и заперта только фалью 5, ручка двери свободна от действия руки человека, фаль 5 с усом 4 всегда выступают над передней стенкой облицовки накладного замка или над штульфом врезного замка При закрывании двери, если пассажир не противодействует рукой за ручку двери, свободно держится за ручку и закрывает дверь, ус 4 фали наталкивается на ответную личинку замка, врезанную в стойку двери (не показана) натолкнувшись на личинку ус 3 поворачивается и утапливает запорную фаль 4 внутрь замка, а когда ус 4 и фаль 3 попадут в гнездо стойки двери и станут свободными, фаль 3 с усом 4 моментально автоматически заскакивают в гнездо стойки, запирают дверь и надежно удерживают дверь закрытой при помощи фали 3, выйти фали из гнезда препятствует нус 5 нагруженный пружиной 12, через "Г" образную тягу 6 с упором 14 круглой гайкой с прорезью для отвертки. Самораскрывание двери невозможно даже если в пружине сломаются 1 2 витка, так как пружина 12 работает на сжатие, а не на разрыв. Для того, чтобы открыть дверь надо ручку двери (замка) поворачивать "вниз", если смотреть на фигуру 1 вправо, т.е. по часовой стрелке, вместе с ручкой будет поворачиваться и нус ручки 5 перемещая своим плечом фаль 3 с усом 4 тоже вправо, одновременно это плечо нуса ручки 5, будет давить на кончик "Г"-образной тяги 6 и сжимать упором 14 пружину 12, препятствующую отпиранию двери. Поворачивать ручку надо до отказа, в положении отказа фаль 13 с усом 4 будет выведена из гнезда стойки двери войдет внутрь замка до упора в колок упор 2 и станет заподлицо с передней стенки замка, т.е. дверь будет отперта. В таком положении не отпуская ручку двери, дверь нужно потянуть за ручку на себя или от себя и дверь раскроется. Если до начала раскрытия двери ручка будет отпущена хотя бы частично, дверь автоматически запрется, и чтобы открыть дверь надо снова повернуть ручку до отказа и, не отпуская ручки, отворить дверь. С отпущенной ручкой фаль 3 с усом 4 и все детали замка, связанные с фалью, под действием сжатой пружины 12 автоматически займут положение "заперто", как изображено на чертеже, и при закрывании двери независимо от причины вызвавшей закрытие двери (например, от раскачки вагона) замок автоматически запрет дверь и будет удерживать в запертом состоянии. Изображенный на фигуре замок кроме запирающей фали 3 с усом 4 имеет еще и запорный ригель 10, с цухальтой 9 и нусом 11 для дополнительного запирания двери, когда нужно чтобы дверь нельзя было открыть ручкой как описано выше, поэтому замок и называется "двойным" т.е. с двумя механизмами запирания двери. Для того, чтобы дополнительно запереть дверь на ругель (на секретку), необходимо при закрытой двери ручкой фали повернуть нус 11 ручки секретки влево, плечо нуса 11 сначала будет приподнимать цухальту 9 ригеля 10, преодолевая давление цилиндрической пружины 12 через кривой рычаг 8, потом начнет передвигать и ригель 10 влево в положение заперто, ригель войдет в гнездо стойки двери, запрет дверь, цухальта 9 под действием пружины 12 с помощью кривого рычага 8 будет давить на плечо нуса 11 ручки секретки с противоположной стороны и будет удерживать нус 11 от произвольного поворота вправо и перемещения ригеля 10 в положение "отперто" для того, чтобы открыть дверь запертую на ригель, сначала надо с помощью ручки секретки или ключа, например трехгранки, переместить ригель 10 в положение "отперто" и после этого открыть дверь ручкой двери (замка) как описано выше. Работа пружины 12 в описываемом замке. Из вышеописанного и чертежа удвоенного замка хорошо видно, что в замке работает только одна цилиндрическая пружина 12, одновременно и на запирающий ригель 10, и на запирающую фаль 3, так же и в одинарных замках, являющихся точной половиной двойного замка. Работа пружины 12 на ригель 19 происходит следующим образом. Один конец сжатой цилиндрической пружины 12 опирается и давит на короткий конец кривого рычага 8, длинный конец кривого рычага 8 давит на нус 11 ручки секретки, и препятствует произвольному повороту плеча нуса 11, этим удерживает ригель 10 от самоперемещения. Фаль 3 всех вагонных замков находится всегда в положение заперто, как при открытой так и при закрытой двери, в предлагаемом замке тоже под действием пружины 12, как изображено на чертеже. Но в предлагаемом замке фаль 3 свободно плавающая разгружена от прямого действия пружины 12, что исключает опасное заклинивание замком закрытой двери. Положение запирающей фали 3 зависит только от поворота и положения плеча нуса ручки 5, связанного с ручкой двери, поэтому опасное и вредное неотпираемое запирание закрытой двери предлагаемым замком исключено, так называемого "заклинивания" двери, замком не будет, так как в положении дверь заперта или отперта фаль 3 с усом 4 перемещается (вправо, влево) только плечом нуса ручки 5, это же плечо нуса ручки 5 с помощью фали 3 удерживает дверь запертой и произвольное самораскрывание двери не может происходить, например, при раскачке вагона на большой скорости. Само плечо нуса ручки 5 вместе с ручкой двери в положении дверь заперта, как изображено на чертеже, всегда удерживается кончиком крючка "Г"-образной тяги 6 и давлением пружины 12 на тягу 6. А в серийных замкам пружина действует непосредственно на филь 3, и фаль 3 может переводится мгновенно броском пружины в положение заперто без участия нуса ручки 5 и ручки двери в случае потери связи между фалью и нусом ручки 5, что и приводит к заклиниванию двери. Пружина 12 имеет много рабочих витков и работает не на растяжение (разрыв), а на сжатие, поэтому даже при поломке двух витков в любом месте пружины 12 пружина не теряет работоспособности и замок не будет отказывать в работе, двери не будут самораскрываться в дороге. Так в предлагаемом изобретении работает только одна цилиндрическая пружина 12 и в двойных замках и в одинарных, во врезных и в накладных. Для того, чтобы заменить сломанную пружину 12 в двойном или в одинарном, необходимо с помощью отвертки вывернуть упор 14 круглую гайку со шлицем для отвертки, извлечь сломанную пружину из замка проволочным крючком и вместо сломанной пружины 12 через отверстие в передней стенке замка, на "Г"-образную тягу 6 надеть новую такую же пружину и закрепить упором 14. При закрытой двери пружина недоступна. Для того, чтобы сменить пружину 12, нет нужды снимать ручки двери, облицовки замка и разбирать замок, нет нужды и в слесарном инструменте, и в квалифицированных слесарях, пружину может сменить любой проводник.Формула изобретения
Накладной и врезной замок, содержащий основание со съемной боковой крышкой, штульф или облицовку передней стенки замка, фаль, нус фали, ригель, цухальту ригеля, нус ригеля или скважину под ключ с бородкой и по меньшей мере один упругий элемент, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде цилиндрической пружины сжатия, замок дополнительно содержит Г-образную тягу для изменения направления усилия цилиндрической пружины на фаль и передачи усилия на фаль через нус фали, при этом длинное плечо Г-образной тяги проходит через отверстие цилиндрической пружины, один торец которой упирается в упорную гайку, навинченную на резьбовой участок тяги, а второй в лапку введенного в замок криволинейного рычага, служащего для передачи усилия на цухальту, фиксирующую ригель, лапка рычага оперта на закрепленную на основании опорную пятку, длинное плечо Г-образный тяги проходит через отверстия опорной пяты и лапки криволинейного рычага и через направляющую скобу, размещенную на основании замка и своими выступами входящую в отверстие передней стенки замка, служащую направляющим элементом для упорной гайки, и открытую со стороны штульфа, кроме того, в штульфе или облицовке передней стенки замка выполнено отверстие для замены упругого элемента, размещенное соосно с отверстием направляющей скобы.РИСУНКИ
Рисунок 1