Крепление дымозащитной кислородной маски
Реферат
Использование: в индивидуальных средствах защиты, а именно в авиационных масках, дымозащитных кислородных масках и противогазах, применяемых совместно с защитными шлемами. Сущность изобретения: два ригельных замка 1 установлены на внутренней подвеске 22 шлема 23, два ригеля 9 жестко соединены с маской 29 через промежуточные подвесные кронштейны, выполненные в виде треугольных пластин 17 с овальными вершинами и отверстиями в них и с узким пропилом в середине, который делит пластину на два ушка с одним отверстием и с двумя, при этом ушко с одним отверстием отогнуто под прямым углом к пропилу и ко второму ушку, на одном из двух отверстий второго ушка закреплен ригель 9, первое ушко закреплено на маске 29. Ригели 9 могут поворачиваться относительно маски 29 в стороны и внутрь, а так же вверх и вниз, при вставлении их в замки 1 они как жесткие штанги удерживают положение маски 29 относительно лица, не мешая ей поворачиваться, отслеживая профиль лица. Крепление позволяет надевать полнолицевую дымозащитную маску, не снимая шлема с головы. 9 ил.
Изобретение относится к индивидуальным средствам защиты, а именно, к авиационным маскам, дымозащитным кислородным маскам и противогазам, применяемым совместно с защитными шлемами, а также к полнолицевым кислородным маскам, применяемым совместно со шлемами спасателями /пожарными, горняками, шахтерами/.
Известна конструкция жесткого крепления полнолицевой дымозащитной кислородной маски, содержащая два телескопических крючка-зацепа со штоком, пружиной, зубьями, которые установлены шарнирно на кронштейны, закрепленные с левой и правой сторон маски зацепляются за заднюю кромку кожуха стекла шлема /1/. Недостатком конструкции является возможность сползания маски вниз, т.е. недостаточно надежное ее удержание на лице в определенном вертикальном положении, обеспечивающем ее герметичность и постоянный обзор, а также недостаточная герметичность при работе под избыточным давлением с автономной кислородной системой, что требует компенсации вытяжки лент подвесной системы шлема из-за зацепления маски к голове через промежуточную связь каску, а не непосредственно подвесную систему шлема. Наиболее близкой, взятой за прототип, является конструкция крепления масок типа КМ-З4, КМ-35, содержащая два ригельных замка, каждый из которых содержит корпус, две зубчатые рейки с накладками, пластину, плоскую пружину с зубом и дополнительную плоскую пружину, два ригеля, каждый из которых содержит основание корпуса с пазом на конце, крышку корпуса, две лапки, два зубца, пружину кручения, бобышку и скобу-зажим, крепление, так же содержит подвесную систему ригелей в виде ленты с двумя шлевками, двумя скользящими пряжками, двумя ушками, которые соединены с пряжками и прижимной планкой с крепежными отверстиями /2/. Ригельные замки установлены с левой и правой стороны на подвесную систему шлема, их зубчатые рейки с накладками, соединенные пластиной в единый узел, могут поворачиваться относительно корпуса на определенный угол, подвижная дополнительная пружина регулирует усилие вставления (вытаскивания) ригеля из замка, что обеспечивает удержание маски в положении "наготове" (в отвисающем, не притянутом ее положении). Ригеля с продетой сквозь их пазы лентой подвесной системы подвешены к левой и правой сторонам маски путем закрепления с каждой стороны на маске ушек, соединенных со скользящими пряжками, кроме того, средняя часть ленты закреплена прижимной планкой на носовом выступе корпуса маски. Подсоединение и притяг маски осуществляется следующим образом: сначала ригели маски вставляются в замки так, чтобы бобышки ригелей перескочили зуб, установленный на пружине замка, при этом маска подстыкована и находится в отвисающем положении "наготове". Далее, при необходимости полного герметичного надевания маски, ригели задвигаются дальше, пока их зубцы не войдут в зацепление с зубчатыми рейками замков, которые позволяют притягивать маску слабо или сильно /на первый или на последний зуб рейки/, при этом контроль возможного еще дотяга маска ведется по характерным щелчкам при перемещении зубцов ригелей по зубцам реек замков. Недостатком крепления данной конструкции является относительная его сложность, относительно достаточное удерживание положения авиационной кислородной маски относительно лица из-за гибких лент подвески ригелей, позволяющих сползание ее на подбородок или на переносицу, а также сложность ее подгонки и регулировки для достижения герметичности по лицу. Кроме того, данное крепление не обеспечивает ориентировку, относительно лица, удержание в этом положении и герметичность полнолицевых дымозащитных масок и противогазов, которые в определенных ситуациях применяются на тех же шлемах, взамен авиационных масок и часто имеют свое крепление в виде пяти резиновых лент, соединенных на затылке, но для этого требуют снятия шлема с головы и его перерегулировки, что отнимает достаточно много времени в экстремальных ситуациях и достаточно неудобно в эксплуатации. Технической задачей изобретения является упрощение конструкции, более эффективное удержание маски относительно лица, расширение пределов применения и улучшение эксплуатационных свойств. Указанная задача решается за счет того, что в креплении дымозащитной кислородной маски, содержащем два ригельных замка, каждый из которых содержит корпус, две зубчатые рейки с накладками, пластину, плоскую пружину с зубом, дополнительную пружину, два ригеля, каждый из которых содержит основание корпуса, крышку корпуса, две лапки, два зубца, пружину кручения, бобышку, подвесную систему ригелей, согласно изобретения, каждый ригель выполнен с тремя круглыми отверстиями вдоль паза на конце основания корпуса, а подвесная система ригелей выполнена в виде двух пластин треугольной формы с овальными вершинами, с круглым отверстием в каждой из вершин, кроме того, в пластине, параллельно одной из сторон, до центра, выполнен узкий пропил, разделяющий ее на два ушка, одно из которых с одним отверстием, другое с двумя, причем, ушко с одним отверстием отогнуто под прямым углом по отношению ко второму и по отношению к пропилу, на одно из отверстий второго ушка установлен ригель, первое ушко закреплено на маске, ригельные замки закреплены на внутренней подвеске шлема. Крепление жесткое, его конструкция обеспечивает минимально необходимое количество степеней свободны поворот ригелей в стороны и поворот вверх /вниз/ относительно маски, а также поворот вверх /вниз/ зубчатых реек замка, фиксируемых винтами в нужном положении, что обеспечивает ориентировку и удержание положения маски относительно лица, так как маска при этом вывешена перед лицом на ригелях, как на жестких штангах, в то же время, маска может развернуться в соединении ригеля и подвесного кронштейна по профилю лица с выступающим или скошенным подбородком, а поворот ригелей в стороны обеспечивает возможность нормального вставления ригелей в замки. Комбинация трех отверстий на ригеле и двух отверстий в ушке подвесного кронштейна с разными расстояниями между отверстиями, при креплении ригеля на одно отверстие дает 6 возможных положений маски относительно лица, а перестановка асимметричных подвесных кронштейнов с левой стороны на правую увеличивает количество фиксированных положений до 12, что с гарантией обеспечивает подгонку и герметичность маски по лицевой части головы с различными размерами по высоте, а также взаимозаменяемость авиационных масок с полнолицевыми дымозащитными и противогазами по местам сопряжения без снятия шлема с головы и без перерегулировок их, так как и шлем, и маска являются индивидуальным снаряжением и подгонку и регулировку их по голове производят совместно, один раз, перед началом эксплуатации. На фиг. 1 изображен вид крепления слева (маска притянута к лицу); на фиг. 2 вид по стрелке А (установка крепления на маску); на фиг. 3 вид крепления слева (маска в отвисающем положении "наготове"); на фиг. 4 пластина подвески ригелей; на фиг. 5 вид по стрелке Б; на фиг. 6 ригель; на фиг. 7 вид по стрелке В; на фиг. 8 ригельный замок; на фиг. 9 разрез ригельного замка Г-Г. Крепление дымозащитной кислородной маски содержит два ригельных замка 1, каждый из которых состоит из корпуса 2, двух зубчатых реек 3 с накладками 4, пластиной 5; плоскую пружину 6 с зубом 7; дополнительную плоскую пружину 8; два ригеля 9, каждый из которых состоит из основания корпуса 10 с тремя круглыми отверстиями 11, крышки корпуса 12, двух лапок 13, двух зубцов 14, пружины кручения 15, бобышки 16; подвесную систему из двух пластин 17 с тремя отверстиями 18, узким пропилом 19, разделяющим пластину на первое отогнутое ушко 20 и второе ушко 21. Ригельные замки 1 установлены на внутренней подвеске 22 шлема 23. Ригели 9 установлены на ушки 21 пластин 17 шарнирно, при этом совмещены одно из отверстий 11 ригеля 9 и одно из отверстий 18 ушка 21, отогнутое ушко 20 пластины 17 отверстием 18 надето на резьбовую втулку 24, свинченную с винтом 25, которые соединяют две полурамки 26, 27 заделки стекла 28 маски 29. Подсоединение маски 29 к шлему 23 и ее притяг к лицу осуществляется следующим образом: сначала ригели 9 поочередно или сразу заводятся в корпуса 2 замков 1 так, чтобы бобышки 16 ригелей 9 перескочили зуб 7 пружины 6 замка 1, после этого маска 29 считается подстыкованной к шлему 23 и находится в отвисающем положении "наготове" (фиг. 3), далее, при необходимости ее герметичного притяга к лицу, ригеля 9 задвигаются в замки 1 до того, пока зубцы 14 ригеля не войдут в зацепление с зубьями реек 3 замков 1, более плотный притяг маски осуществляется дальнейшим задвиганием ригелей 9 в замки 1, при этом контроль возможного еще дотяга маска ведется по характерным щелчкам при перемещении зубцов 14 ригеля 9 по зубьям реек 3. Перед эксплуатацией дымозащитной кислородной маски 29 совместно со шлемом 23, а также возможной попеременной эксплуатацией шлема с дымозащитной полнолицевой маской и авиационной маской производится их совместная разовая подготовка по голове в следующей последовательности: сначала подгоняется по голове шлем 23, затем производят подгонку авиационной маски, добиваясь ее герметичности установкой выше или ниже замков 1 на подвеске 22 шлема, а также поворотом реек 3 в замках 1 до оптимального положения, далее подгоняют полнолицевую дымозащитную маску 29 (или противогаз с аналогичным креплением), добиваясь его правильного удобного положения на лице, обеспечивающего хороший обзор и их герметичность за счет перестановки ригелей 9 на другое отверстие в ушке 21 или наоборот. Комбинация двух отверстий в ушке 21 и 3-х отверстий на основании 10 корпуса ригеля 9, а также возможность перестановки асимметричных пластин 17 подвески ригелей с одной стороны маски 29 на другую, дает 12 положений, которые обеспечивают требования по обзору и герметичности маски на головах с различными размерами их по высоте.Формула изобретения
Крепление дымозащитной кислородной маски, содержащее два ригельных замка, каждый из которых содержит корпус, две зубчатые рейки с накладками, пластину, плоскую пружину с зубом, дополнительную плоскую пружину, два ригеля, каждый из которых имеет основание корпуса, крышку корпуса, две лапки, два зубца, пружину кручения, бобышку, подвесную систему ригелей, отличающееся тем, что каждый ригель выполнен с тремя круглыми отверстиями на конце основания корпуса, подвесная система ригелей выполнена в виде двух пластин треугольной формы с овальными вершинами, с круглым отверстием в каждой вершине, при этом в пластине выполнен пропил параллельно одной из сторон, разделяющий пластину на два ушка, одно из которых с одним отверстием, а другое с двумя, причем первое ушко отогнуто под прямым углом по отношению к второму и по отношению к пропилу, а на одном из отверстий второго ушка закреплен ригель, первое ушко с одним отверстием закреплено на маске, а ригельные замки закреплены на внутренней подвеске шлема.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9