Система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора

Реферат

 

Сущность изобретения: в предлагаемой системе электростартерного запуска в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления, перед выходом лодки в плавание. 1 ил.

Изобретение относится к системе запуска двигателей внутреннего сгорания, а более точно к системам электростартерного запуска подвесных лодочных моторов.

Известна система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора (прототип), содержащая магнето или магдино с катушкой зажигания, генераторной катушкой и кнопкой "Стоп", а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленные на его валу, источник тока в виде аккумуляторной батареи, выпрямитель для ее подзаряда, подключенный к выходу генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор с кнопкой "Пуск".

Известны также разработанные за рубежом и в России конденсаторы с двойным электрическим слоем, получившие название в России импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости (ИКЭ). Они в наибольшей степени отвечают требованиям по удельной мощности, предъявляемым системой электростартерного пуска двигателей внутреннего сгорания, в частности подвесных лодочных моторов.

Недостатком известной системы запуска является невозможность повторных запусков мотора при разряженной батарее, неисправности мускульно-механического приспособления для запуска, затруднениях в приложении мускульной силы в условиях плавания, особенно в чрезвычайных, аварийных и иных ситуациях, когда требуется высокая готовность к запуску "заглохшего" мотора (например, на спасательных и спортивных катерах).

Задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение надежности повторных запусков мотора в условиях плавания, особенно в аварийных, чрезвычайных и иных ситуациях, когда требуется высокая готовность к запуску мотора.

Поставленная задача выполняется тем, что в системе электростартерного запуска подвесного лодочного мотора, содержащей магнето или магдино с генераторной катушкой, катушкой зажигания и кнопкой "Стоп", а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленные на его валу, источник тока, выпрямитель для его заряда, подключенный к выходным зажимам генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор, управляемый кнопкой "Пуск", согласно изобретению, в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления перед выходом лодки в плавание.

Отличительными признаками предполагаемого изобретения являются: источником тока служит батарея ИКЭ; батарея ИКЭ зашунтирована стабилитроном и подключена к выходу выпрямителя через балластное сопротивление для стабилизации напряжения на батарее ИКЭ на уровне номинального при возможных колебаниях напряжения на выходе выпрямителя при изменении частоты вращения мотора.

Использование в качестве источника тока батарею ИКЭ позволяет иметь надежный источник запуска мотора, не зависящий от состояния аккумуляторов (или иных химических источников тока), подзаряжаемый при движении лодки и имеющий стабильное напряжение, не зависящее от изменений частоты вращения двигателя, благодаря шунтированию стабилитроном и подключению к выходу выпрямителя через балластное сопротивление.

На чертеже изображена принципиальная схема системы электростартерного запуска подвесного лодочного мотора согласно изобретению.

Система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора содержит магнето или магдино 1 с генераторной катушкой 2 и катушкой питания зажигания 3, соединенной через кнопку "Стоп" 4 с катушкой зажигания 5, мускульно-механическое приспособление 6 для ручного запуска мотора, выпрямитель 7, подключенный к выходу генераторной катушки 2 и через балластное сопротивление 8 к батарее ИКЭ 9, зашунтированной стабилитроном 10, стартер 11, подключенный к выводам батареи ИКЭ 9 через контактор 12, управляемый кнопкой "Пуск" 13.

Предлагаемая система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора работает следующим образом.

Мотор перед выходом в плавание запускается с помощью мускульно-механического приспособления 6 и магдино или магнето 1. После выхода мотора на заданный режим на зажимах выпрямителя 7 устанавливается напряжение, которое через балластное сопротивление 8 заряжает батарею ИКЭ 9 до номинального уровня, поддерживаемого с помощью стабилитрона 10 (обычно 12 В).

В условиях плавания, когда мотор "глохнет" или принудительно останавливается его запуски осуществляются стартером 11, который подключается к батарее ИКЭ 9 с помощью контактора 12, управляемого кнопкой "Пуск" 13.

При работающем моторе батарея ИКЭ 9 вновь заряжается (подзаряжается) от выпрямителя 7 до номинального напряжения, таким образом система подготавливается к следующему запуску после остановки мотора по тем или иным причинам.

Изобретение может быть использовано в системах электростартерного запуска подвесных моторов любых типов на катерах, лодках, шлюпках, яхтах, в т.ч. спасательных, спортивных и др.

Формула изобретения

Система электростартерного запуска подвесного лодочного мотора, содержащая магнето или магдино с генераторной катушкой, катушкой зажигания и кнопкой "Стоп", а также мускульно-механическое приспособление для запуска мотора, установленное на его валу, источник тока, выпрямитель для его заряда, подключенный к выходным зажимам генераторной катушки, стартер в виде электрической машины постоянного тока, контактор, управляемый кнопкой "Пуск", отличающаяся тем, что в качестве источника тока использована батарея импульсных конденсаторов сверхвысокой энергоемкости с двойным электрическим слоем, зашунтированная стабилитроном и предварительно заряженная от выпрямителя через балластное сопротивление при работающем моторе, запущенном с помощью мускульно-механического приспособления перед выходом лодки в плавание.

РИСУНКИ

Рисунок 1

RH4A - Выдача дубликата патента Российской Федерации на изобретение

Дата выдачи дубликата: 15.12.2006

Наименование лица, которому выдан дубликат:ООО МНПО «ЭКОНД» (RU)

Извещение опубликовано: 20.02.2007        БИ: 05/2007