Топливная композиция

Реферат

 

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь изопентана, толуола и бензина каталитического риформинга и/или бензина каталитического крекинга, и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50-85% метил-трет-бутилового эфира и 15-50% трет-бутилового спирта, при следующем соотношении компонентов, мас.%: изопентан 5-12; толуол 0,3-15; добавка 3-15; бензин каталитического риформинга и/или бензин каталитического крекинга остальное до 100. Причем топливная композиция может дополнительно содержать алкилат в количестве 1-15 мас.%. Изобретение позволит расширить ассортимент и увеличить выпуск неэтилированных высокооктановых автомобильных бензинов. 1 з.п.ф-лы, 3 табл.

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.

Известна топливная композиция для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащая 0,3-10 об. добавки, которая включает 45-55 об. толуола и 45-55 об. алкилароматических углеводородов. Для улучшения эксплуатационных характеристик композиция содержит до 1 куб.см соединений свинца.

Недостатком композиции является повышенная токсичность и несоответствие современным требованиям окружающей среды.

Известно, что для снижения токсичности отработавших газов и увеличения октанового числа автомобильных бензинов в их составах используют кислородсодержащие добавки, например, спирты, эфиры.

Так, известна топливная композиция на основе автомобильного бензина, содержащая 5-40 об. спиртов С48 и 0,1-25 об. воды. Композиция может содержать метиловый, этиловый, пропиловый, изопропиловый, трет-бутиловый и третамиловый спирт.

Известна также топливная композиция на базе бензина, содержащая 2-65 об. присадки, в которой 5-35 об. составляет метил-трет-бутиловый эфир; 5-40 об. изопропилтрет-бутиловый эфир; 5-40 об. дибутил-трет-бутиловый эфир; преимущественно компоненты присадки взяты в соотношении 1:1:1.

Кроме этой присадки, топливная композиция может содержать до 85 об. добавки, содержащей, об. трет-бутиловый спирт 1-50; дибутиловый спирт 1-10; изопропиловый спирт 1-10 и метиловый спирт до 15.

Однако эти композиции имеют недостаточно высокое октановое число, а содержащийся в них метиловый спирт за счет своей гигроскопичности приводит к коррозии топливной системы двигателей.

Известна топливная композиция, содержащая, об. толуол 46-60; изооктан 7-15; алкилат 15-35; метил-трет-бутиловый эфир 5-10.

Однако содержащийся в композиции метил-трет-бутиловый эфир при сгорании топлива образует карбонильные соединения, вследствие чего увеличивается токсичность выхлопных газов.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является топливная композиция на базе бензина, содержащая в качестве высокооктановой добавки продукт этерификации метилового спирта олефинами С45 в присутствии кислотного катализатора, содержащий 21-70% непрореагировавшего метилового спирта; 20-60% метил-трет-бутилового эфира; 5-15% олефинов в виде исходных непрореагировавших веществ или олигомерных бутенов; 0,5-5% кислородсодержащих соединений в виде других простых эфиров и спиртов С26. Добавка содержится в базовом топливе (бензине) в количестве 5-40 об.

Недостатком известной композиции являются неудовлетворительные антикоррозионные и антиокислительные свойства вследствие повышенного содержания в ней метилового спирта и олефиновых углеводородов. Введение соответствующих присадок значительно удорожает стоимость топливной композиции.

Изобретение направлено на расширение ассортимента товарных высокооктановых неэтилированных автомобильных бензинов, соответствующих требованиям охраны окружающей среды при одновременном понижении их стоимости.

Для решения поставленной задачи предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового бензина смесь изопентана, толуола, бензина каталитического риформинга и/или бензина каталитического крекинга и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50-85% метил-трет-бутилового эфира и 15-50% трет-бутилового спирта, при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. изопентан 5-12; толуол 0,3-15; добавка 3-15; бензин каталитического риформинга или каталитического крекинга остальное до 100.

Причем топливная композиция может дополнительно содержать алкилат в количестве 1-15 мас.

Подбор компонентов базового топлива в сочетании с добавкой указанного состава позволил получить автомобильные бензины АИ-91, А-92 и АИ-95, соответствующие требованиям технических условий.

От известных добавок, также представляющих собой продукты этерификации метилового спирта бутиленами, предлагаемая добавка отличается более высоким содержанием трет-бутилового спирта, что обуславливает достижение требуемых качеств товарных продуктов, например, в части снижения содержания СО.

Добавка представляет собой бинарную композицию, получаемую путем синтеза метилового спирта с бутиленами в присутствии воды и гомогенного катализатора, выпускается по ТУ 301-03-008-94 и получила название "Фэтерол".

Предлагаемую топливную композицию готовят путем смешения компонентов при повышенной температуре и перемешивании. При этом толуол может быть введен как отдельно, так и в составе бензина каталитического риформинга.

Характеристики компонентов, используемых для приготовления образцов предлагаемой топливной композиции, приведены в табл.1.

Было приготовлено 8 образцов предлагаемой топливной композиции, состав которых приведен в табл.2.

Приготовленные образцы были испытаны стандартными методами на соответствие их техническим условиям на бензины АИ-91, А-92, АИ-95. Результаты испытаний приведены в табл.3.

Данные, приведенные в табл.3, подтверждают, что предлагаемая топливная композиция соответствует по всем параметрам требованиям ТУ.

Использование заявляемого технического решения в промышленности позволит расширить ассортимент и увеличить выпуск неэтилированных высокооктановых автомобильных бензинов.

Формула изобретения

1 1. Топливная композиция, содержащая базовое топливо и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, отличающаяся тем, что в качестве добавки используют продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50 85 мас. метил-трет-бутилового эфира и 15 50% третбутилового спирта, и в качестве базового топлива композиция содержит смесь изопентана, толуола и бензина каталитического риформинга и/или каталитического крекинга при следующем соотношении компонентов, мас.3 Изопентан7 5 123 Толуол7 0,3 153 Добавка7 3 153 Бензин каталитического риформинга и/или каталитического крекинга7 До 1002 2. Композиция по п.1, отличающаяся тем, что дополнительно содержит алкилат в количестве 1 15 мас.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 16-2002

Извещение опубликовано: 10.06.2002