Плечевая опора для скрипки

Реферат

 

Плечевая опора для скрипки предназначена для удобства скрипичных музыкальных инструментов при игре на них. Содержит пластину, опорную подставку, установленную на пластине с возможностью регулирования и жесткого закрепления в различных положениях на указанной пластине, эластичную подкладку, закрепленную на опорной подставке, опору, жестко закрепленную на конце пластины с возможностью регулирования положения вдоль пластины, захват, неподвижно вмонтированный в указанную опору, захват, шарнирно смонтированный на свободном от опоры конце пластины. Новизна плечевой опоры заключается в том, что захват, шарнирно смонтированный на свободном от опоры конце пластины, выполнен в виде вилки с жестко-эластичными концами, которые при одевании плечевой опоры на скрипку располагаются, защемляясь между талрепами подбородника, осуществляя неподвижную фиксацию конца пластины в заданном положении. Свободный конец пластины, таким образом, выполняет функцию второй опоры. При этом обеспечивается легкосъемность его со скрипки. Выступ на опорной подставке придает устойчивость всей конструкции плечевой опоры, так как, соприкасаясь с кантом большого овала нижней деки, выполняет функцию третьей опоры. При этом характерно то, что выступ расположен именно на опорной подставке и вместе с ней перемещается при регулировании и закреплении на пластине в любом нужном для игры положении, а следовательно, в этом же положении обеспечивается устойчивость плечевой опоры. Расположение точек контакта плечевой опоры с декой скрипки находится в стороне от главной области резонанса деки, что сводит к минимуму отрицательный акустический эффект, возникающий при любой плечевой опоре, одетой на скрипку. Введение в констpукцию плечевой опоpы контактно-pепейной ленты позволяет легко пpисоединять и отсоединять эластичную подкладку от опоpной подставки, что дает возможность легко изменить ее конфигуpацию, с учетом индивидуальности музыканта. 6 ил.

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для удобства держания скрипичных музыкальных инструментов при игре на них.

Известна, например, подставка для скрипки (авт.свид. СССР N 1434486, кл. G 10 D 3/18, опубликованное 30.10.88) техническая сущность которой положена в основу многих аналогичных конструкций.

Подставка для скрипки содержит планку, вертикальные стойки с захватами и средство регулирования расстояния между ними. Подставка имеет расположенные под планкой и свободно установленные с зазором одна относительно другой пластины со штифтами. Планка выполнена с продольными замкнутым пазом для размещения штифтов. Пластины выполнены изогнутыми с противоположной кривизной и имеют упругую накладку. Одна из стоек установлена на планке, другая на одной из пластин. Средство регулировки расстояния между стойками содержит установленные на пластинах кронштейны с элементами винтовой пары. Подставка прикрепляется захватами на противоположных кантах нижнего овала деки скрипки.

Недостатком такой конструкции является то, что во время игры наряду с возможностью прочного (удобного) удерживания инструмента появляется излишняя неподвижность (закрепощенность) инструмента в руках музыканта, сковывающая его движения.

Этот отрицательный фактор является результатом конструктивной особенности подставки, при эксплуатации которой одна из пластин соприкасается с плечом, а другая ложится на грудь исполнителя. При этом наблюдается ощущение наличия протеза, вставленного между грудью исполнителя и скрипкой, что для многих музыкантов неприемлемо.

Известна, например, опорная подушка для скрипичного музыкального инструмента (авт. свид. СССР N 1327159, кл. G 10 D 3/18, опубликованное 30.07.87), где новизна усматривается именно в том, что рабочая поверхность пластины по длине выполнена из двух отогнутых в противоположных направлениях частей для их контакта с плечом и грудью исполнителя. В этом случае так же как и в выше описанном, надежность держания инструмента превращается в самоцель, а естественность и раскованность в движениях музыканта при этом не обеспечивается. По причине этого отрицательного фактора подобные средства держания инструмента многими музыкантами не используются.

Известна плечевая опора для скрипки, содержащая опорный элемент, жестко закрепленный на рычаге с возможностью регулирования наклона и угла опорного элемента относительно указанного рычага, а также положения вдоль этого рычага. Рычаг жестко прикреплен к основанию подбородника. Опора отличается наличием сферических поверхностей у зажимных деталей, посредством которых осуществляется зажим опорного элемента под наклоном относительно рычага (ЕР, заявка 0445632, кл. G 10 D 3/18, 1992).

Это техническое решение принимается в качестве прототипа. Оно наиболее совершенно, чем технические решения, рассмотренные ранее. В частности, посредством этой опоры осуществляется контакт рабочей поверхности опорного элемента только с плечом музыканта, что обеспечивает как надежность и удобство держания инструмента, так и полную свободу при игре.

Однако и это решение обладает недостатками, выражающимися в том, что рычаг представляет собой пластину, консольно защемленную одним концом на основании подбородника. Другой свободно висящий конец пластины воспринимает нагрузку через закрепленный на этом конце опорный элемент при взаимодействии с ним плеча музыканта. В результате наибольший изгибающий момент оказывается в районе дек, где закреплен подбородник. При этом возникают напряжения, которые отрицательно сказываются на прочностные и акустические свойства скрипки. Кроме того, из-за жесткого крепления рычага с основанием подбородника затрудняется снятие плечевой опоры для хранения отдельно от скрипки. Неразъемность крепления эластичного слоя на рабочей поверхности опорного элемента (это касается и выше упомянутых технических решений) ограничивает возможность придания эластичному слою конфигурации, учитывающей индивидуальные особенности музыканта.

Таким образом, научно-технический уровень конструкций плечевых опор для скрипичных музыкальных инструментов в настоящее время не в полной мере удовлетворяет потребностям музыкантов-скрипачей. Это характеризуется тем, что в одних технических решениях наблюдается стабильность удерживания инструмента в ущерб свободе, естественности и раскованности движений исполнителя при игре, а в других достигнуто удобство держания инструмента в сочетании со свободой движений исполнителя при игре, в ущерб прочностным и акустическим свойствам инструмента. При этом наблюдается повышенная материалоемкость и неоправданная сложность конструкции.

Например, опорная подушка для скрипичного музыкального инструмента (а.с. СССР 1327159, описанное выше по тексту) снабжена тремя опорами и двумя крючками, но для закрепления на скрипке снабжена еще дополнительным пружинным элементом.

Задачей настоящего изобретения является не только устранение недостатков существующих технических решений, но и создание принципиально новой более совершенной конструкции плечевых опор для скрипки.

Поставленная задача решается следующим образом. Плечевая опора для скрипки, содержащая пластину, опорную подставку, установленную на пластине с возможностью регулирования и жесткого закрепления в различных положениях на указанной пластине, эластичную подкладку, закрепленную на опорной подставке, опору, жестко закрепленную на конце пластины с возможностью регулирования положения вдоль пластины, захват, неподвижно вмонтированный в указанную опору, захват, шарнирно смонтированный на свободном от опоры конце пластины, отличается тем, что захват, шарнирно смонтированный на свободном от опоры конце пластины, выполнен в виде вилки с жестко-эластичными концами, а поверхности примыкания опорной подставки и эластичной подкладки друг к другу снабжены соответственно неподвижно закрепленными на указанных поверхностях элементами контактно-релейной ленты (липучки), при этом на поверхности с противоположной стороны опорная подставка имеет выступ.

Эффективность такого технического решения характеризуется следующим образом.

Свободный от опоры конец пластины примыкает к деке, опираясь на нижнюю часть крепления подбородника с возможностью как жесткого фиксирования в заданном положении, так и легкого снятия со скрипки.

Такая фиксация возможна благодаря тому, что захват, шарнирно смонтированный на свободном от опоры конце пластины, выполнен в виде вилки и своими жестко-эластичными концами защемляется между талрепами крепления подбородника. Таким образом, пластина плечевой опоры имеет контакт с декой в двух точках, с одной из которых пластина соприкасается опорой, расположенной на конце, а с другой своим свободным концом. По сравнению с рычагом, консольно и жестко закрепленным на основании подбородника (см. выше описанную заявку 0445632) пластина плечевой опоры, имеющая две точки опоры исключает вредные силовые воздействия на деки скрипки, возникающие при силовом контакте опорной подставки с плечом исполнителя.

Кроме того, упрощается конструкция, так как функцию второй опоры выполняет сам свободный конец пластины. Выступ на опорной подставке придает устойчивость и жесткость всей конструкции плечевой опоры, так как, соприкасаясь с кантом большой окружности нижней деки, выполняет функцию третьей опоры. При этом характерно то, что выступ расположен именно на опорной подставке и вместе с ней перемещается при регулировании с последующим закреплением на пластине в любом удобном положении, а следовательно, в этом же положении обеспечивается устойчивость плечевой опоры.

Применение в конструкции плечевой опоры контактно-репейной ленты позволяет легко отсоединять и присоединять эластичную подкладку к опорной подставке, а это дает возможность музыканту придать подкладке нужную для него конфигурацию.

Наряду с этим расположение захватов и точек контакта плечевой опоры с декой скрипки находится в стороне от главной области резонанса деки, что сводит к минимуму отрицательный акустический эффект, возникающий от любой плечевой опоры, закрепленной на скрипке.

Таким образом, новая совокупность существенных признаков имеет более высокий изобретательский уровень, так как логически не следует, а скорее противоречит тенденциям существующего технического уровня.

На фиг. 1 изображена плечевая опора для скрипки, вид в плане; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 вид Б на фиг. 2; на фиг. 4 вид В на фиг. 2; на фиг. 5 сечение Г-Г на фиг. 2; на фиг. 6 сечение Д-Д на фиг. 3.

Плечевая опора для скрипки содержит пластину 1, опорную подставку 2, эластичную подкладку 3, опору 4, захват 5, захват 6 и контактно-репейную ленту 7.

Пластина 1 имеет глухую внутреннюю выемку 8 на конце, куда вставляется и шарнирно присоединяется к пластине 1 захват 6 посредством оси 9. Опорная подставка 2 имеет выступ 10 и крепится к пластине винтом 11, проходящим через шайбу 12, паз 13 пластины 1, паз 14 опорной подставки 2 и завинчивается в гайку 15, подвижно установленную в отверстии 16 опорной подставки 2. Эластичная подкладка 3 присоединяется к опорной подставке 2 при помощи контактно-репейной ленты 7, элементы которой соответственно неподвижно закреплены на опорной подставке и эластичной подкладке. Опора 4 присоединяется к пластине 1 винтом 17, который проходит через шайбу 18, отверстие в пластине 1 через паз 19 опоры 4 и завинчивается в гайку 20, подвижно установленную в отверстии 21 опоры 4. Захват 5 устанавливается в отверстиях 22 опоры 4 перед ее присоединением к пластине 1. Рабочие поверхности пластины 1, опоры 4 и выступа 10 покрыты эластичным слоем 23. Рабочие поверхности захватов 5 и 6 покрыты эластичным слоем 24. На фиг. 1 и фиг. 2 тонкими линиями изображен контур нижней деки 25 скрипки, основание 26 крепления подбородника и талрепы (резьбовые втулки) 27 крепления подбородника.

Пластина 1, опорная подставка 2, опора 4 могут быть изготовлены из дерева или пластмассы. Эластичная подкладка 3 может быть изготовления из поролона, пористой резины или ваты и сукна в виде подушечки. Захваты 5 и 6 изготавливаются из пружинной проволоки.

Пользуются плечевой опорой следующим образом. Плечевую опору примыкают к поверхности канта нижней деки скрипки в трех точках и закрепляют посредством захватов 5 и 6. Концы вилки захвата 6 заводятся и защемляются между талрепами 27 крепления подбородника, а захват 5 своей рабочей частью одевается на кромку канта деки в области эсы. При этом свободный конец пластины 1 примыкает к основанию 26 крепления подбородника, а опора 4 входит к контакт с кантом нижней деки в области эсы. Выступ 10 на опорной подставке 2 соприкасается с кантом наибольшего радиуса нижнего овала деки. Перед закреплением плечевой опоры на скрипке расстояние между захватами 5 и 6 регулируется с учетом размера инструмента и некоторого натяга между захватами. Для этого ослабляется контакт опоры 4 с пластиной 1 с помощью отвинчивания винта 17 и опора 4 с вмонтированным в нее захватом 5 перемещается относительно пластины 1 в нужное положение, затем опора 4 закрепляется на пластине 1 тем же винтом.

Опорная подставка 2 устанавливается на пластине 1 в удобном для исполнителя положении посредством перемещения ее в пазах 13 и 14 и поворота вокруг оси винта 11, после чего тем же винтом, подставка 2 закрепляется на пластине 1.

Так осуществляется подготовка скрипичного инструмента к игре.

Таким образом, изобретение повышает эффективность в пользовании плечевой опоры для скрипки.

Промышленная применимость Изобретение может быть использовано при изготовлении музыкальных принадлежностей.

Формула изобретения

1 Плечевая опора для скрипки, содержащая пластину, опорную подставку, установленную на пластине с возможностью регулирования и жесткого закрепления в различных положениях на пластине, эластичную подкладку, закрепленную на опорной подставке, опору, жестко закрепленную на конце пластины с возможностью регулирования положения вдоль пластины, захват, неподвижно вмонтированный в опору, захват, шарнирно смонтированный на свободном от опоры конце пластины, отличающаяся тем, что захват, шарнирно смонтированный на свободном от опоры конце пластины, выполнен в виде вилки с жестко-эластичными концами, а поверхности примыкания опорной подставки и эластичной подкладки одна к другой снабжены соответственно неподвижно закрепленными на поверхностях элементами контактно-репейной ленты, при этом на поверхности с противоположной стороны опорная подставка имеет выступ.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6