Управляющий клапан

Реферат

 

Использование: в системах автоматического регулирования управляемых ракет, а именно в системах управления рулевыми приводами. Сущность изобретения: управляющий клапан содержит корпус с каналами подвода и отвода рабочей жидкости, в котором размещены тарельчатый затвор с уплотнительной шайбой и подпружиненный поршень с уплотнительным кольцом, жестко связанный с тарельчатым затвором, образующий с ним и корпусом полость высокого давления, которая соединена с каналом подвода рабочей жидкости гидролинией, а с каналом вывода рабочей жидкости дроссельными отверстиями, выполненными в тарельчатом затворе. 4 ил.

Изобретение относится к устройствам гидравлических систем и может быть использовано в системах автоматического регулирования управляемых ракет, конкретно в системах управления рулевыми приводами.

Известен клапан с расположенным в корпусе запорным органом, который выполнен в виде поршня, связан с приводом и снабжен уплотняющим элементом [1] Однако при хранении этого клапана в течение 10-15 лет и выполнении уплотнительного элемента из пластмассы, например фторопласта, на уплотнительном элементе будет образован кольцеобразный отпечаток (эффект хладотекучести), в результате чего не исключена возможность появления негерметичности.

Наиболее близким к предлагаемому является управляющий клапан, содержащий управляющий элемент и исполнительный орган, выполненный в виде корпуса с каналами подвода и вывода рабочей жидкости, в котором размещены тарельчатый затвор с уплотнительной шайбой и подпружиненный поршень с уплотнительным кольцом, жестко связанный с тарельчатым затвором, образующий с ним и корпусом полость высокого давления [2] Однако при перемещении затвора на подпружиненный поршень оказывают влияние силы трения со стороны уплотнительного кольца, что приводит к необходимости увеличения жесткости пружины и снижает быстродействие клапана. Увеличение жесткости пружины повышает усилие воздействия со стороны седла на уплотнитель, что при длительном хранении клапана может привести к появлению негерметичности.

Целью изобретения является повышение надежности работы управляющего клапана.

Цель достигается тем, что управляющий клапан снабжен гидролинией, соединяющей полость высокого давления с каналом подвода рабочей жидкости, а в тарельчатом затворе выполнены дроссельные отверстия, соединяющие полость высокого давления с каналом вывода рабочей жидкости.

На фиг. 1 представлена схема управляющего клапана при закрытом затворе; на фиг. 2 схема распределения давлений по полостям в момент перемещения затвора на открытие; на фиг. 3 то же, что на фиг. 2 в момент перемещения затвора на закрытие; на фиг. 4 -схема клапана при открытом затворе.

Управляющий клапан содержит управляющий элемент 1, включающий корпус 2 с седлом 3 и выходным каналом 4. В полости 5 корпуса 2 размещен подпружиненный затвор 6 с подвижным сердечником 7 и неподвижный сердечник 8. На корпусе 2 намотана катушка 9.

Элемент 1 установлен на корпусе 10 исполнительного органа 11. Корпус 10 содержит канал 12 подвода рабочей жидкости, канал 13 вывода и соединительные каналы 4, 15 и 16. В полости 17 размещен тарельчатый затвор 18 с уплотнительной шайбой 19. С тарельчатым затвором 18 жестко связан подпружиненный поршень 20 с уплотнительной шайбой 21. Тарельчатый затвор 18 и поршень 20 образуют полость 22 высокого давления, при этом затвор 18 снабжен дроссельными отверстиями 23. В полости 17 корпуса 10 размещено седло 24, а в полости 25 дроссель 26. В канале 12 расположен фильтр 27, а в канале 14 - фильтр 28. Затвор 18 поджат к седлу 4 пружиной 29.

Клапан работает следующим образом.

В закрытом положении тарельчатого затвора 18 сигнал на катушке 9 отсутствует, подпружиненный затвор 6 прижат к седлу 3, давление в полостях 5, 17, 22 и 25 равно P1=P2=P3. Для открытия тарельчатого затвора 18 на выводы катушки 9 подается управляющий сигнал, в результате которого возникший в сердечниках 7 и 8 магнитный поток перемещает подвижный затвор 7 доя упора в сердечниках 8 и затвор 6 отжимается от седла 3.

Из-за малого расхода через дроссель 26 давление P3 в полостях 5 и 25 становится равно сливному Pсл, при этом давление в полостях 17 и 22 равно давлению входа (P1=P2=Pвх).

В результате затвор 18 начинает перемещаться на открытие, и в этом момент из-за дроссельного эффекта отверстий 23 происходит перераспределение давлений в полостях 17, 22 и 25 следующим образом: P2>P1>P3, которое сохраняется и после упора торца поршня 20 в торец полости корпуса 10.

Для закрытия тарельчатого затвора 18 подачу на выводы катушки 9 электрического сигнала прекращают, подпружиненный затвор 6 прижимается к седлу 3 и давление в полостях 5, 25 и 22 выравнивается P3=P2=Pвх. Однако из-за дроссельного эффекта отверстий 23 сохраняется перепад давлений между полостями 25, 22 и 17 (P3=P2>P), под действием которого тарельчатый затвор 18 перемещается на закрытие до его поджатия к седлу 24. В момент поджатия тарельчатого затвора 18 к седлу 24 давление во всех полостях 5, 17, 22 и 25 выравнивается P1= P2= P3= Pвх. При этом фиксация тарельчатого затвора 18 осуществляется пружиной 29,3 имеющей малую жесткость, поэтому удельное давление со стороны седла 24 на уплотнитель 19 незначительно.

Следует отметить, что из-за малых перемещений затвора 18 и его незначительных размеров (наружный диаметр поpядка 20 мм) давление в полости 25 при перемещении затвора 18 на закрытие практически не меняется P3=Const). В случае же изменения скорости перемещения затвора 18 на закрытие, например, из-за разных по ходу сил трения, действующих на шайбу 21, меняются гидравлические силы потока жидкости (P2), проходящего через отверстия 23, выравнивая скорость перемещения затвора 18.

Формула изобретения

Управляющий клапан, содержащий управляющий элемент и исполнительный орган, выполненный в виде корпуса с каналами подвода и вывода рабочей жидкости, в котором размещены тарельчатый затвор с уплотнительной шайбой и подпружиненный поршень с уплотнительным кольцом, жестко связанный с тарельчатым затвором, образующий с ним и корпусом полость высокого давления, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен гидролинией, соединяющей полость высокого давления с каналом подвода рабочей жидкости, а в тарельчатом затворе выполнены дроссельные отверстия, соединяющие полость высокого давления с каналом вывода рабочей жидкости.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4