Патент ссср 207844
Иллюстрации
Показать всеРеферат
v- о" iО
ОП ИСАЙИе
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ПАТЕНТУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимый от №
Кл. 46а, 10
Заявлено 28.11.1963 (№ 822463/24-6) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22.Х11.1967. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 1.lll.1968
МПК Г 021
УДК 621.437-762(088.8) Котаитет по делам иаоСретениЯ H открытиЯ при Совете Министров
СССР
Авторы изобретения
Иностранец
Феликс Ванкель (Федеративная Республика Германии) Иностранная фирма
«НСУ Моторенверке А.Г, и Ванкель Г.м.б.Х» (Федеративная Республика Германии) Заявитель
РАД HAJ1 b HOE УПЛОТНЕНИЕ ДЛЯ РО1 0Р НО ПОР Ш Н ЕВЫХ
МАШИН
Известны радиальные уплотнения для роторно-поршневых машин с проходящими по всей ширине корпуса пазами в поршне, в которых установлены подвижные в радиальном направлении уплотнительные планки. Уплотнитсльные планки в таких уплотнениях при вращении поршня совершают поворотное движение IIQ отношению к внутренней стенкекорпуса, что приводит к заклиниванию опрокинувшейся планки в ее пазу и, как следствие, к высокому износу гребня планки и повреждению внутренней стенки корпуса.
В предлагаемом уплотнении этот недостаток устраняется тем, что между каждой уплотнительной планкой и внутренней стенкой корпуса установлены касательно к вращению поршня скользящие башмаки, шарнирно закрепленные одним концом в вырезе поршня.
Иа фиг. 1 показан узел угла поршня; на фиг. 2 — вид сверху на угол поршня; на фиг. 3, 4, 5 — различные варианты скользящего башмака (разрез по углу поршня); на фиг. 6 — перспективное изображение скользящего башмака; на фиг. 7 и 8 — варианты составного выполнения скользящего башма. ка.
Поршень 1 при своем вращении непрерыв. но скользит вершинами зубьев по внутренней стенке корпуса, в результате чего образуются три рабочих камеры переменного объема. Для эффективной работы машины отдельные рабочие камеры должны быть изолированы друг от друга.
Для этой цели в каждом углу поршня выполнен паз 2, проходящий по всей ширине поршня, в котором расположена радиально подвижная уплотнительная планка 8. Между уплотнительной планкой и внутренней стенкой корпуса установлен скользящий башмак4, который проходит на всю длину уплотнительной планки и имеет поверхность скольжения 5. Скользящий башмак расположен касательно к движению поршня таким образом, 15 что он волочится за последним.
Выталкивание скользящего башмака из выреза 6 под действием центробежной силы предотвращает выступ 7, который перекрывает задний конец 8 скользящего башмака.
20 Для предотвращения отрыва скользящего башмака от внутренней стенки корпуса под давлением газа. действующего на верхнюю сторону скользящего башм ака, боковые стороны 9 последнего (фиг. 2) скошены и в свя25 зи с этим на нижнюю стенку скользящего башмака также действует давление газов, проникающих через клиновидные щели между сторонами 9 и боковыми стенками 10 и 11 корпуса под скользящий башмак. Далее газ
207844 проникает в паз 2 и под уплотнительную планку 8, которая будет прижиматься им к противолежащей стенке паза. Кроме того, этот газ вместе с пружиной 12 будет прижимать уплотнительную планку 8 к скользящему башмаку 4, который, в свою очередь, будет прижат к внутренней стенке корпуса.
Вместо скошенных сторон 9 скользящий башмак 4,;ть снабжен прорезями 18, которые уменьшают тепловоспринимающую поверхность скользящего башмака.
Поверхность прилегания 14 скользящего башмака к уплотнительной планке 8 может быть выполнена цилиндрической. В этом случае уплотнительная планка не выступает из 15 паза 2.
Скользящий башмак 4 закрепляется винтами 15, отверстия под которые выполнены большими по сравнению с диаметром винта.
Это обеспечивает необходимую свободу по- 20 ворота скользящего башмака.
Скользящий башмак может быть выполнен из упругого материала, например из пружинной стали, и конец его закрепляется в поршне 1. Для этой цели на конце скользящего 25 башмака выполнены выступы 16 и 17, которые сильно загнуты и задвигаются сбоку в соответствующие пазы 18 и 19 поршня.
Скользящий башмак следует выполнять таким образом, чтобы он прилегал к внутрен- 30 ней стенке корпуса с предварительным напряжением. Поверхность скольжения 5 башмака при необходимости может быть выполнена из другого материала, обладающего по отношению к внутренней стенке корпуса лучшими 35 свойствами скольжения, чем скользящий башмак.
Скользящий башмак 4 может выполняться из двух соединенных между собой частей 20 и 21, причем последчяя выполнена из упруго- 40
ro материала и может быть закреплена в поршне, как показано на фиг. 5. Поверхность скольжения 5 может при этом быть выполнена с двумя гребнями 22, расположенными па,раллельно оси вращения поршня, которые 45 скользят по внутренней стенке корпуса.
В уплотнении, показанном на фиг, 8, часть
21 выполнена из неэластичного, непружинящего материала и для возможности поворота связана шарнирно с частью 20. Для этой цели в части 20 предусмотрен паз, имеющий круглое сечение, в который закладывается имеющий соответствующую форму конец детали 21. Другой конец этой детали также имеет круглое сечение и закладывается в соответствующий вырез 28 поршня.
Предмет изобретения
1. Радиальное уплотнение для роторнопоршневых машин с проходящими по всей ширине корпуса пазами в поршне, в которых установлены подвижные в радиальном направлении уплотнительные планки, отличающееся тем, что, с целью устранения перекоса уплотнительных планок от действия окружной силы трения и предупреждения заклинивания их в пазах, между каждой уплотнительной планкой и внутренней стенкой корпуса установлены касательно к вращению поршня скользящие башмаки, шарнирно закрепленные одним концом в вырезе поршня.
2. Уплотнение по и. 1, отличающееся тем, что скользящий башмак выполнен из пружинистого материала.
3. Уплотнение по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что поверхность прилегания скользящего башмака к уплотнительной планке выполнена цилиндрической.
4. Уплотнение по пп. 1, 2 и 3, отличающееся тем, что, с целью прижатия скользящего баш;мака к внутренней поверхности корпуса, меж,ду ротором и скользящим башмаком предусмотрена пружина.
5. Уплотнение по пп. 1, 2, 3 и 4, отличающееся тем, что скользящий башмак выполнен из двух частей, шарнирно связанных между собой.
6. Уплотнение по пп. 1, 2, 3, 4 и 5, отличаю щееся тем, что поверхность скольжения башмака снабжена двумя гребнями, проходящими параллельно оси вращения.
207844
Составитель В. Троицкая
Редактор П. Вербова Техред А. А. Камышникова Корректоры: Г. И. Плешакова и М. П. Ромашова
Заказ 52/17 Тираж 530 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типография, пр. Сапунова, 2