Дисковый тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ 2О7847

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советскиа

Социалистическиа

Респуйлиз

К ПАТЕНТУ

Зависимый от №

Заявлено 18.VII.1966 (№ 1090396/25-27) с присоединением заявки №

Приоритет ЗОХ11.1965

Опубликовано 22.XII.1967. Бюллетень ¹ 2

Дата опубликования описания 29.11.1968

Кл, 47с, 17/ОЗ

МПК, F 06,т

УДК 62-592.117(088.8}

Комитет по делам изоеретеиий и открытий при Совете Мииистроз

СССР

Автор изобретения

Иностранец

Бернар Лавердан (Франция) Иностранная фирма

«Сосьете Аноним Д.Б.А.» (Франция) Заявитель

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ

Известен дисковый тормоз, содержащий вращающийся диск и два фрикционных башмака, расположенные в выемке, образованной в двух ветвях V-образной неподвижной стойки. Башмаки охватывают диск и приводят в действие скобой, подвижно связанной с башмаками. Последние удерживаются и направляются выпуклыми пальцами (шпонками), вставленными в овальное отверстие неподвижной стойки, и пружиной. Плоская пружина опирается своими концами в неподвижную стойку и скобу.

Предлагаемый дисковый тормоз отличается от известного тем, что шпонки выполнены с наклонными внутренними поверхностями, r.çàèMîäåéñòâYþùèìè с0 скошенными краями ветвей неподвижной стойки, снабжены выступами, входящими в пазы стойки, и имеют внешний профиль, соответствующий профилю зазора, образованного между скобой и ветвями неподвижной стойки. Скоба опирается на шпонки под действием плоскОЙ iip1æníû. Конструкция шпонок в этом тормозе упрощена, монтаж и демонтаж тормоза облегчены.

Плоская пружина на одном конце имеет пластинку усиления, прикрепленную к внутренней поверхности ветвей, и выполнена с изогнутой средней частью. Одним концом пружина вставлена в выемку, расположенную на периферии скобы, а другим концом упирается в выступ, образованный соответству:ощими ветвями неподвижной стойки и пластинкой.

На фиг. 1 изображена схема дискового тор5 моза, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — шпонка в форме желоба, вид в перспективе.

Описываемый тормоз включает в себя неподвижную V-образную стойку, имеющую две

10 ветви 1 и 2. жесткость ветвей усилена парой пластинок 8, приваренных к внутренним поверхностям ветвей. Ветвь 2 имеет в нижней части изогнутую часть 4, играющую роль поперечной связи. Ветви снабжены выемкой б, 15 соединены между собой периферийным участком б, являющимся ссставной частью неподвижной стойки и охватывающим диск. Отверстия 7 в ветви 1 и в прилежагцей усилительной пластинке служат для крепления стойки

20 с помощью болтов (не показаны) к неподвижной детали.

Выемка имеет прямолинейное основание 8 и два ответвления, перпендикулярных основанию и являю.цихся упорами, предназначенны25 ми для поглогцения реакции торможения, гереданной фрикционными башками 9. Два выступа 10, ограничивают прямоугольную полость 11, открывающуюся к периферии.

Фрикционные башмаки состоят из стальной

30 пластины усиления 12, покрытой накладкой

207847

l8. Эта пластинка имеет прямоугольную часть а, простирающуюся по всей длине основания выемки, причем края этой части ооразуют гребни, взаимодействующие с упорами.

Основание внутренней части а пластинки усиления направляется опорами 14, имеющимися на соответствующих концах основания выемки. Более узкая часть б пластинки 12 расположена между выступами 10, вследствие чего на пластинке усиления образуются прямоугольные пазы 15, Внешний край части б имеет закругленную форму. Расстояние между выступами выбрано таким, чтобы между выступами и прилегающими краями периферийной части б пластинки усиления оставались необходимые зазоры и чтобы гребни пришли в соприкосновение с упорами при приведении в действие тормоза.

Блок накладок 18 имеет прямоугольную форму, причем длина его основания равна длине узкой периферийной части б пластинки усиления. Соответствующие концы внутренней, более широкой части а пластинки оставлены без накладок. Концы пластинки усиления заходят в выемки неподвижной стойки, имеющиеся ниже выступов, и ограничены упорами. Высота прямоугольной части а пластинки усиления, ограниченная гребнями, взаимодействующими с упорами, составляет от 20 до 50% общей высоты башмака, чаще всего она равна примерно 40% общей высоты башмака.

Таким образом, реакция неподвижной стойки переносится на ось диска и, следовательно, приближается к основанию выемки, вследствие чего ослабляется тенденция к открытию ветвей выемки, когда башмаки опираются на упоры при приведении в действие тормоза.

Механизм управления тормозом содержит скобу lб, снабженную полым цилиндром 17, в котором скользит поршень 18 с цилиндрической юбкой. Резиновая шайба 19, помещенная в пазу внутренней стенки цилиндра, обеспечивает плотное прилегание поршня.

Скоба 20 имеет периферийную часть в, которая может быть усилена нервюрами. Эта часть охватывает диск и фрикционные башмаки и имеет продолжение в виде пары разнесенных нажимных деталей 21, направленных к оси тормоза и имеющих профиль, расширяющийся к скобе. Между нажимными деталями на одной стороне диска имеется круглый вырез, который находится против цилиндра, расположенного по другую сторону диска. Скоба удерживается на неподвижной стойке с помощью плоской пружины 22, которая приводит скобу в соединение с неподвижной стойкой через посредство шпонок 28.

Пружина вставлена между внутренней стенкой внешней части в и опорами, имеющимися на внешнем крае выступов 10, имеет изогнутую среднюю часть, входящую в дополнительное углубление во внутренней стенке внешней части в скобы. Кроме того, плоская пружина

65 снабжена пластинками 24, изогнутыми во внутрь и опирающимися на внешнюю кромку башмаков, она подвержена статической нагрузке, которая заставляет внешние поверхности боковых выступов, имеющихся на разнесенных концах скобы, войти в зацепление со шпанками.

Шпонки имеют форму желоба и состоят из двух плеч постоянного сечения, что облегчает их изготовление; они содержат скошенную часть, обращенную во внутрь и вставляемую между соответствующими выступами скобы и гребнями, имеющимися на ветвях V-образной неподвижной стойки. Косые плечи шпонок служат для запирания скобы в выемке с тем, чтобы воспрепятствовать радиальному перемещению скобы. Прямое плечо 25 шпонок направлено во внешнюю сторону и расположено между краями внешней части в скобы и параллельными краями гребней; оно играет роль клина, устанавливающего совпадение между плоскостью симметрии скобы и плоскостью симметрии стойки. Под действием пружины 22 скоба 20 одновременно опирается на две шпанки, независимо от действия веса скобы, причем заметному опусканию скобы препятствует клин, являющийся частью нижней шпонки.

Скошенное плечо шпонок может составлять концевой элемент, содержащий закраину 2б, расположенную наклонно и заходящую в дополнительные пазы, имеющиеся на ветвях неподвижной стойки, оно обеспечивает правильную ориентацию отверстий 27, на концах закраины. Сквозь отверстия пропускаются штифты .в виде стальных шпилек, которые вследствие косого расположения оказываются удаленными от концов пружины 22, которые опираются на опоры на неподвижной стойке.

Чтобы собрать тормоз и закрепить скобу относительно неподвижной стойки с помощью описанных шпонок, оба фрикционных башмака помешают в выемку по обе стороны диска, пружину 22 кладут на опоры, имеющиеся на ветвях неподвижной стойки и на пластинках

24. Причем пластинки пружины приводятся в зацепление с внешними краями фрикционных башмаков, На этот узел надевается скоба, которую проталкивают во внутрь, сжимая пружину. При этом расширяются щели, ограниченные с одной стороны двумя плоскими поверхностями скобы, из которых одна направлена к периферии параллельно плоскости соответствующего бокового выступа а, с другой стороны гребнем на ветвях неподвижной стойки и на периферийном участке 6 неподвижной стойки, имеющей дополняющий профиль. Затем вводят шпонки 28, не изменяя положения скобы относительно неподвижной стойки, и закрепляют шпонки на месте с помощью пары штифтов, которые пропускаются в отверстия 27, Итак, шпонки запираются штифтами, вставленными с обеих сторон ветвей неподвижной стойки. Таким образом устраняется возможность выскакивания ско207847 бы при освобождении шпонок. Выступ (закраина), входящий в соответствующие пазы в ветвях неподвижной стойки, ориентируется так, что штифты удерживаются на некотором расстоянии от пружины 22, вследствие чего устраняется всякое взаимодействие между этими элементами. Под действием нажима, оказываемого пружиной 22, скоба 20 одновременно опирается на две шпонки 28 независимо от действия веса скобы. Плечо 25 препятствует значительному опусканию нижней шпонки, играющей роль клина.

Следует заметить, что установка скобы вызывает сжатие плоской пружины под нагрузкой, несколько превышающей рабочую нагрузку, и скоба оказывается запертой в зацеплении с неподвижной стойкой при помощи плоской пружины. Последняя не подвергается сжатию, значительно превышающему предел, установленный для эксплуатации. Поэтому можно использовать более сильную пружину, что способствует лучшей фиксации скобы на неподвижной стойке.

Предмет изобретения

1. Дисковый тормоз, содержащий вр ащающийся диск и два фрикционных башмака, расположенные в выемке, образованной в двух ветвях V-образной неподвижной стойки, охватывающие диск и приводимые в действие скобой, при этом фрикционные башмаки удержи.

5 ваются и направляются шпонками и пружи ной, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции шпонок и облегчения монтажа и демонтажа тормоза, шпонки выполнены с наклонными внутренними поверхностями, 10 взаимодействующими со скошенными краями ветвей неподвижной стойки, снабжены выступами, входящими в пазы стойки, и имеют внешний профиль, соответствующий профилю зазора, образованного между скобой и

15 ветвями неподвижной стойки, причем скоба опирается на шпонки под действием плоской пружины.

2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что плоская пружина на одном конце имеет пла20 стинку усиления, прикрепленную к внутренней поверхности ветвей, и выполнена с изогнутой средней частью, при этом одним концом пружина вставлена в выемку, расположенную на периферии скобы, а другим концом упи25 рается в выступ, образованный соответствующими ветвями неподвижной стойки и пластинкой.

207847

muZ.1

13

Z1

Составитель Г, И. Запольский

Редактор Л. Жаворонкова Текред А. А. Камыгвникова

Корректоры: С. П. Усова и 3. И. Тарасова

Заказ 5ill8 Тираж б30 Подписное

ЦНИИПИ Комитета пи делам изобретений и огкры;пи при Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. С;.пт,ова, 2