Акробатическая дорожка
Реферат
Сущность изобретения: устройство содержит основание, панели, которые установлены на рессорах, связанных с осями опорных катков, ограничители перемещения катков, У-образные рессоры, амортизаторы. У-образные рессоры соединены между собой разъемно и размещены между рессорами и осями катков. Каждая панель имеет по два амортизатора, которые размещены на основании у ее концов. Амортизаторы выполнены в виде пакетов поперечно расположенных относительно продольной оси панели подпружиненных листовых рессор с регуляторами изменения их упругости. Пакеты листовых рессор связаны с осями катков посредством жестких тяг. Каждый ограничитель перемещения катков выполнен в виде направляющей втулки и опоры. Направляющая втулка установлена с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. 14 ил.
Изобретение относится к спортe, в частности к тренировочным устройствам, и может быть использовано для отработки акробатических прыжков на тренировках и проведения соревнований по спортивной акробатике.
Известна акробатическая дорожка, содержащая последовательно расположенные панели, установленные на рессорах, связанных с амортизаторами и с осями опорных катков, и ограничители перемещения катков (наиболее близкой аналог). Недостатком изобретения является увеличение времени отталкивания и снижение эффективности толчка из-за большой стрелы прогиба рессор, а также неустойчивость щита на основании дорожки в первой фазе толчка при откате блоков от ограничителей перемещения. Размещение амортизаторов под панелью в местах крепления рессор к блокам является другим недостатком, т.к. всякий раз при толчках панель за счет инерционного отскока от рессор совершает последующий хлопок об рессоры, вызывая шум, что также снижает эффективность выполняемого упражнения. Технический результат, обеспечиваемый изобретением, повышение жесткости и устойчивости панели и снижение шума. Для обеспечения указанного технического результата в акробатической дорожке, содержащей последовательно установленные панели, размещенные на рессорах, связанных с осями опорных катков и с амортизаторами, и ограничители перемещения катков, имеются дополнительно V-образные рессоры, разъемно соединенные одна с другой и размещенные между рессорами и осями катков, а амортизаторы выполнены в виде пакетов подпружиненных рессор с регуляторами изменения их упругости, при этом пакеты рессор установлены на концах панелей перпендикулярно их продольной оси и связаны с осями катков посредством жестких тяг, а ограничители перемещения катков выполнены каждый в виде направляющей втулки и опоры, установленных на соответствующей жесткой тяге, а направляющая втулка установлена с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. На фиг. 1 изображен общий вид акробатической дорожки, вид сверху; на фиг. 2 вид по стрелке А на фиг. 1, показано устройство дорожки с исполнением амортизаторов по первому варианту; на фиг. 3 то же, показано устройство дорожки с исполнением амортизаторов по второму варианту; на фиг. 4 вид по стрелке Б на фиг. 2; на фиг. 5 разрез В-В на фиг. 2, показано устройство дорожки с исполнением амортизаторов по первому варианту; на фиг. 6 то же, показано устройство дорожки с исполнением амортизаторов по второму варианту; на фиг. 7 разрез Г-Г на фиг. 5, 6; на фиг. 8 разрез Д-Д на фиг. 5; на фиг. 9 - разрез Е-Е на фиг. 5; на фиг. 10 разрез Ж-Ж на фиг. 2, 3; на фиг. 11 - разрез 3-З на фиг. 10; на фиг. 12 разрез И-И на фиг. 1; на фиг. 13 - выносной элемент К на фиг. 5; на фиг. 14 вид по стрелке Л на фиг. 13. Акробатическая дорожка /фиг. 1/ содержит последовательно установленные впритык друг к другу прыжковые 1 и разбеговые 2 секции. На прыжковые секции 1 настланы, перекрывая стыки, эластичные маты 3 и поверх них ковровое покрытие 4. На разбеговые секции 2 настлано, частично переходящее на прыжковые секции 1, ковровое покрытие 5. Эластичные маты 3 изготовлены, например, из испеченной пенополиуретановой крошки или из пенополиэтилена. Ковровое покрытие 4 представляет собой нетканое иглопробивное полотно 6, по краям которого /фиг. 2, 12/ пришиты полы 7, изготовленные, например, из искусственной кожи. Ковровое покрытие 5 аналогично покрытию 4. Каждая из прыжковых секций 1 содержит плоские рессоры 8 и V-образные составные, связанные с рессорами 8 короткие рессоры, состоящие из внутренней 9 и наружной 10 частей. Внутренняя часть 9 V-образной рессоры со стороны продольной оси дорожки прикреплена верхним концом к плоской рессоре 8. Наружная часть V-образной рессоры 10 верхним концом связана с концом рессоры 8 и с поперечиной 11. Последняя имеет козырек 12 для удержания конца свободно размещенной на рессорах 8 панели 13. В средней части прыжковой секции 1 установлены связанные с основными рессорами 8 и внутренней рессорой 9 скобы 14, предназначенные для предотвращения инерционного отскока панели 13 и смещения ее в направлении продольной оси дорожки. Рессоры 8 и части 9, 10 V-образных рессор, поперечина 11, панель 13 и скобы 14 образуют собой щит прыжковой секции 1. Панель 13 выполнена из многослойной фанеры или гибкого пластика. Наружная часть 10 V-образной рессоры опирается нижним концом с возможностью скольжения по внутренней части 9 V -образной рессоры, к нижнему концу которой жестко прикреплен кронштейн 15, шарнирно соединенный с цапфами 16 оси 17. На цапфах 16 каждой оси 17 расположены односторонние цилиндрические катки 18, выполненные в виде шарикоподшипников, закрепленные стопорными кольцами 19. Между катками 18 и кронштейном 15 установлено дистанционное кольцо 20. Ось 17 представляет собой прямоугольного сечения трубу 21, в которую вварены цапфы 16. Катки 18 опираются /фиг. 2/ на основание 22, выполненное из размещенных поперечно продольной оси дорожки /фиг. 4, 5/ уголков 23, между которыми вварены снабженные ребром жесткости пластины 24 и швеллерообразные опорные стяжки 25. К пластинам 24 основания 22 приварены платики 26, в которые свободно ввинчены резьбовыми хвостовиками 27 опоры 28. В опоры 28 ввинчены направляющие втулки 29, в которых размещены жесткие тяги 30. Хвостовик 31 каждой жесткой тяги 30 пропущен через отверстие, выполненное в центральной части трубы 21 оси 17, и снабжен прорезью 32, в которой на оси 33, фиксируемой шайбой 34 и шлинтом 35, установлен эксцентрик 36 с рукояткой 37. Эксцентрик 36 /фиг. 4, 7/ взаимодействует с осью 17 через приваренную для большей жесткости накладку 38 к трубе 21. На жесткую тягу 30 между осью 17 и утолщенным торцем 39 направляющей втулки 29 надета шумопоглощающая эластичная проставка 40. Направляющая втулка 29 снабжена контргайкой 41 и в совокупности с опорой 28 образуют регулируемый ограничитель перемещения катков 18. На опорных стяжках 25 основания 22 размещены амортизаторы 42, каждый из которых соединен с соответствующей жесткой тягой 30. Амортизаторы 42 могут быть выполнены в двух вариантах. В первом варианте /фиг. 2, 5/ амортизатор 42 выполнен в виде пакета прилегающих друг к другу криволинейных листовых рессор, соответственно внешних 43 и внутренних 44, обращенных выпуклостью к продольной оси дорожки. Внешняя рессора 43 стянута канатной стяжкой 45, которая базируется на неподвижно установленных концах упомянутой рессоры и на выпуклой поверхности коушей 46, закрепленной посредством прижимных планок 47 и болтов 48. Концы внутренней рессоры 44 снабжены регуляторами упругости, выполненными в виде регулировочных винтов 49, взаимодействующих торцами с внешней рессорой 43, благодаря чему осуществляется регулировка упругости последней за счет натяжения канатной стяжки. В центре внешней рессоры 43, на ее выпуклой стороне выполнено глухое конусное отверстие 50. Аналогичное отверстие 51 выполнено в центре внутренней рессоры 44, на ее вогнутой поверхности. В конусные отверстия 50 и 51 /фиг. 13, 14/ входят конусные концы установочных винтов 52 и 53 соответственно, которые ввинчены в угольники 54 и 55, приваренные к швеллерообразным стяжкам 25 основании 22. Установочные винты 52 и 53 поджимают пакет рессор 43 и 44 друг у другу, препятствуя смещению их вершин относительно установочного положения на основании 22. Канатная стяжка 45 /фиг. 5/ сопряжена с поводком 56, шарнирно соединенным посредством пальца 57 с тягой 30. Во втором варианте /фиг. 3, 6/ амортизатор 42 выполнен в виде пакета плоских ступенчатых трехлистовых рессор, включающих коренной лист 58 и дополнительные листы 59 и 60, которые свободно надеты на связующую их снабженную буртиком ограничительную втулку 61, и фиксируемых на ней пластиной 62 и пружинным стопорным кольцом 63. Листы 58 60 рессоры выполнены плоскими из полосовой рессорной стали. Через ограничительную втулку 61 пропущен резьбовой хвостовик 64 тяги 30, на котором размещена цилиндрическая пружина 65 и навинчена поджимающая ее к торцу втулки 61 пята 66, стопорящаяся шплинтом 67. Концы коренного листа 58 амортизатора 42 в исходном положении поджаты к упорам 68, приваренным к швеллерообразной опорной стяжке 25 основания 22. Для предотвращения сползания эластичных матов 3 с панели 13 дорожки во время выполнения прыжков к поперечине 11 посредством винта 69 прикреплена планка 70, изготовленная из эластичного материала, например резины или полиуретана /фиг. 2, 12/. Болтовые соединения рессор 8 10 и кронштейнов 15 с целью обеспечения надежности контрятся вязальной проволокой 71 /фиг. 2, 12/. Основания 22 прыжковых секций 1 соединены между собой быстродействующим замком 72, контрящимся винтом 73 /фиг. 3, 5/. Разбеговые секции 2 соединяются аналогично. Акробатическая дорожка работает следующим образом. В первом варианте, разбегаясь по разбеговой части дорожки, спортсмен наращивает свою кинетическую энергию и в нужный момент совершает толчок ударного типа на прыжковой части, как правило, посредине ее. За счет толчка рессоры 8 с панелью 13 и внутренними частями V-образных рессор 9 упруго прогибаются, при этом происходит откат катков 18 на основании 22, а также одновременное подключение к работе обоих амортизаторов 42 через жесткие тяги 30, связующие их с осями 17 катков 18. Жесткие тяги 30 через поводки 56 и канатные стяжки 45 упруго деформируют криволинейные рессоры 43 и 44. Таким образом осуществляется передача кинетической энергии спортсмена рессорам 8 и части 9 V-образных рессор и амортизатору 42, которые накапливают ее в виде потенциальной энергии упругой деформации. В конечной стадии толчка спортсмена энергия, накопленная рессорами 8 и частью 9 V -образных рессор и амортизатором 42, возвращается в виде кинетической энергии. Спортсмен резко выталкивается вверх. Во втором варианте акробатическая дорожка работает следующим образом. Спортсмен, разбегаясь посредине дорожки, наращивает свою кинетическую энергию и в нужный момент совершает толчок ударного типа. При этом рессоры 8 с панелью 13 и внутренней частью 9 V-образной рессоры упруго прогибаются, вызывая откат катков 18 на основании 22, а также одновременное подключение к работе амортизаторов 42 через жесткие тяги 30, связующие их с осями 17 катков 18. Жесткие тяги 30 через пяту 66 одновременно упруго деформируют цилиндрические пружины 65 и рессорные листы 58 60. Таким образом осуществляется передача кинетической энергии спортсмена рессорам 8 и части 9 V-образной рессоры и амортизатору 42, которые накапливают ее в виде потенциальной энергии упругой деформации. В конечной стадии толчка спортсмена накопленная энергии рессор и амортизатора 42 возвращается спортсмену в виде кинетической энергии. Спортсмен резко выталкивается вверх. Благодаря наличию части 10 V-образных рессор спортсмену предоставляется возможным также безопасно отталкиваться от края дорожки и над катками.Формула изобретения
Акробатическая дорожка, содержащая последовательно установленные панели, размещенные на рессорах, связанных с осями опорных катков, размещенных на основании, и с амортизаторами, и ограничители перемещения катков, отличающаяся тем, что она имеет дополнительно V-образные рессоры, разъемно соединенные одна с другой и размещенные между рессорами и осями катков и соединенные с осями последних посредством шарниров, а каждая панель имеет по два амортизатора, размещенных на основании у ее концов, выполненных в виде пакетов, поперечно расположенных относительно продольной оси панели подпружиненных листовых рессор с регуляторами изменения их упругости, при этом пакеты листовых рессор связаны с соответствующими осями катков посредством жестких тяг, а каждый ограничитель перемещения катков выполнен в виде направляющей втулки и опоры, размещенных на соответствующей жесткой тяге, причем направляющая втулка установлена с возможностью поворота в горизонтальной плоскости.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14