Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства
Реферат
Использование: экипажная часть подвижного состава железных дорог, обращающегося на путях с различной шириной рельсовой колеи. Технический результат заключается в прощении сборки-разборки колесной пары при изменении шарнира колеи. Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства содержит ходовые колеса 1, установленные на подступенчатых частях оси 2 и блокированные фиксаторы 3 ходовых колес 1 относительно оси 2. Каждый фиксатор 3 представляет собой дополнительное колесо, жестко закрепленное на оси 2 с внутренней стороны колеи, обод которого совместно с дисковой частью ступицы ходового колеса 1 имеют сопрягаемые гофрированные поверхности с отверстиями под крепежные элементы 7. 4 ил.
Изобретение относится к экипажной части подвижного состава железных дорог, обращающегося на путях с различной шириной рельсовой колеи.
Известна колесная пара рельсового транспортного средства [1] которая содержит монолитную ост и пару колес, установленных с возможностью максимального перемещения относительно оси между двумя крайними положениями, элементы стопорения колес и механизм перемещения колес, включающий рычаги, соединенные со ступицами колес и приводом. Сопрягаемые поверхности ступицы каждого колеса и оси образованы каждая двумя коническими участками с пазами, параллельными оси колесной пары, расположенными равномерно по окружности, причем коническими участками поверхности оси ограничены два усеченных конуса, обращенные друг к другу меньшими основаниями, а в каждом пазу ступицы колеса закреплен стержень, установленный с возможностью скольжения в сопрягаемой пазу оси, привод механизма перемещения колес выполнен в виде силового цилиндра, обеспечивающего блокировку колес в двух положениях. Конические части ступицы колеса, конические части оси и прилегающие к ним цилиндрические части оси образованы радиальными выступами с плоскими опорными поверхностями. Указанные выступы выполнены на отдельных элементах, закрепляемых на ступицы колеса и на оси. Выступы ступицы колеса расположены последовательно с чередованием направления наклона опорных поверхностей. Недостатками данного устройства являются его сложность в изготовлении; необходимость подгонки сложных сопрягаемых поверхностей по высоким классам точности, их шлифовка, полировка, термическая обработка, сложность в обслуживании. Ударные нагрузки, воспринимаемые колесной парой при преодолении неровностей пути (стыков), вызывают ускоренный износ подступеничной части колеса, сопрягаемой с осью, что снижает надежность работы колесной пары и долговечность. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является выбранная за прототип раздвижная колесная пара, содержащая ходовые колеса, установленные на оси и блокированные относительно оси фиксаторами, выполненными в виде дополнительных колес, ободы которых совмещены с дисковыми частями ступиц ходовых колес и соединены с ними посредством крепежных элементов [2] Недостатком данного устройства является трудоемкость процесса сборки-разборки колесной пары, заключающейся в необходимости точного соосного "вывешивания" бандажа относительно ступицы и наличия для этого сложного приспособления. Целью изобретения является упрощение процесса сборки-разборки раздвижной колесной пары. Поставленная цель достигается тем, что раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства, содержащая ходовые колеса, установленные на оси и блокированные относительно оси фиксаторами, выполненными в виде дополнительных колес, ободы которых совмещены с дисковыми частями ступиц ходовых колес и соединены с ними посредством крепежных элементов, ободы дополнительных колес выполнены в виде сопрягаемых гофрированных поверхностей с отверстиями под крепежные элементы, а дополнительные колеса жестко закреплены на оси колесной пары. Такое выполнение устройства, при котором ободы дополнительных колес выполнены в виде сопрягаемых гофрированных поверхностей с отверстиями под крепежные элементы, а дополнительные колеса жестко закреплены на оси колесной пары, позволяет использовать ось колесной пары в качестве направляющей поверхности для сопрягаемых деталей и тем самым упростить процесс сборки-разборки раздвижной колесной пары. На фиг. 1 изображена раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства; на фиг. 2 то же, продольный разрез; на фиг. 3 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 вид дополнительного колеса сверху. Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства состоит из ходовых колес 1, установленных на подступеничных частях оси 2 и блокированных фиксаторами колес 1 относительно оси 2. Каждый фиксатор 3 представляет собой дополнительное колесо, жестко закрепленное на оси 2 с внутренней стороны колеи. Обод 4 дополнительного колеса совместно с дисковой частью 5 ступицы ходового колеса 1 имеют сопрягаемые гофрированные поверхности с отверстиями 6 под крепежные элементы 7. Ось 2 имеет гладкую подступеничную часть, выполненную с классом точности, соответствующим ходовой посадке. Длина l подступеничной части оси 2 определяется как l в + б, где в ширина подступеничной части колеса; б половина требуемого приращения ширины колеи. На гофрированной поверхности выполнены n отверстий, при этом половина отверстий на выступающих частях, а другая половина в углублениях. При установке колес 1 на максимальную ширину колеи сопрягаемые поверхности закрепляют выступающими гофрами друг к другу. Для установки колес 1 на минимальную ширину колеи обеспечивают вхождение выступающих поверхностей гофров в ответственные углубления в сопрягаемой детали.Формула изобретения
Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства, содержащая ходовые колеса, установленные на оси и блокированные относительно оси фиксаторами, выполненными в виде дополнительных колес, ободы которых совмещены с дисковыми частями ступиц ходовых колес и соединены с ними посредством крепежных элементов, отличающаяся тем, что ободы дополнительных колес выполнены в виде сопрягаемых гофрированных поверхностей с отверстиями под крепежные элементы, а дополнительные колеса жестко закреплены на оси колесной пары.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4