Устройство для предотвращения неразрешенного отвинчивания болта
Реферат
Использование: соединение деталей с предотвращением от неразрешенного их отсоединения для крепления автомобильных колес. Сущность: устройство состоит из головки и резьбовой части, причем форма головки выполнена конической и имеет на поверхности в верхней своей части упорный буртик. Ключ для отвинчивания выполнен в виде корпуса с заклинивающей профильной поверхностью на его внутренней поверхности. Внутри корпуса установлены ролики. 4 ил.
Изобретение предназначено для соединения деталей с предотвращением от неразрешенного их отсоединения и может быть использовано для крепления автомобильных колес.
Известно выполнение устройства для предотвращения неразрешенного отвинчивания болта. Известный болт выполнен с головкой, имеющей кольцевую проточку. Ключ для фиксирования болта выполнен в виде корпуса, внутренняя поверхность которого имеет заклинивающие профильные участки. Внутри корпуса установлены в кольцевой проточке тела качения в виде шариков. Внутри корпуса установлена цилиндрическая втулка с проемами для шариков. Недостатками являются избыточная металлоемкость и сложность изготовления. Целью изобретения является упрощение конструкции головки болта и уменьшение металлоемкости. При этом заявляемая конструкция обеспечивает снижение металлоемкости и упрощение устройства в целом. На фиг. 1 представлен продольный по оси разрез болта с ключом; на фиг. 2 разрез по A-A; на фиг. 3 продольный по оси разрез с вариантом ключа; на фиг. 4 разрез по Б-Б. Для эксплуатации болта предусматривается использование ключа, выполненного в виде корпуса, взаимодействующего с конической поверхностью головки болта. Болт для предотвращения неразрешенного отвинчивания имеет головку 1, образованную конической поверхностью 2 и торцевым буртиком 3, а ключ выполнен в виде корпуса и содержит втулку 4 и ролики 5. На внутренней поверхности корпуса выполнена заклинивающая профильная поверхность для взаимодействия с роликами. В варианте изготовления ключа в его состав, кроме втулки 4 и роликов 5, входит зажим 6, образованный подпружиненными сегментами 7. Коническая поверхность 2 головки 1 выполняется с углом конуса, равным или несколько большим угла трения, наружная поверхность головки имеет повышенную твердость. Устройство для соединения деталей работает следующим образом. Для ввинчивания и затяжки на головку 1 болта устанавливается ключ со свободным вращением против часовой стрелки (фиг. 2), для вывинчивания ключ со свободным вращением по часовой стрелке (фиг. 4). При использовании ключа с роликами 5 цилиндрической формы и зажима с наружной поверхностью цилиндрической формы на головке 1 болта, поперечный разрез которых будет соответствовать фиг. 2, если представить зажим и головку 1 как одно целое (фиг. 2), ключ можно использовать один и для ввинчивания с моментом и для вывинчивания, вставляя втулку 4 с роликами 5 на зажим с головкой 1 одной или другой стороной. При поворачивании головки 1 болта ключом с некоторым моментом ролики 5 или сегменты 7 поджимаются втулкой 4 к конической поверхности 2 и удерживаются на ней от сползания упорным буртиком 3, обеспечивая сцепление ключа с головкой 1 за счет заклинивающего действия. Головку 1 болта, завинченного с достаточным моментом, можно вывинтить только ключом, размеры внутренних элементов которого соответствуют размерам конической поверхности 2 головки 1. Применение каких-либо других зажимов или ключа, корпус которого имеет на внутренней поверхности размеры, профиль заклинивающей поверхности (угол наклона и охватываемой диаметр), не вполне соответствующий размерам конической поверхности 2 головки 1, не может обеспечить достаточное сцепление с головкой 1 и передачу ей крутящего момента для вывинчивания. Заявляемое устройство для соединения деталей позволяет по сравнению с прототипом упростить конструкцию головки болта, уменьшить ее металлоемкость и повысить надежность соединения от разборки, особенно при значительных моментах затяжки болтов.Формула изобретения
Устройство для предотвращения неразрешенного отвинчивания болта, содержащее ключ в виде корпуса, в котором установлены тела качения для взаимодействия с заклинивающими профильными поверхностями на его внутренней поверхности и с упорной поверхностью головки болта, отличающееся тем, что головка болта выполнена конической с торцевым буртом, имеющим упомянутую упорную поверхность, а тела качения выполнены в виде роликов, расположенных с возможностью контактирования с конической поверхностью головки болта.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4