Способ получения трансмиссионного масла

Реферат

 

Сущность изобретения: трансмиссионное масло класса ТМ-5 получают последовательным смешением базового дистиллятного масла, базового остаточного масла, деасфальтизата пропанбутановой деасфальтизации гудрона, депрессорной и противозадирной присадок. 1 табл.

Изобретение относится к способам получения трансмиссионного масла класса ТМ-5, используемого для смазки тяжелонагруженных цилиндрических, спирально-конических, гипоидных и червячных передач автомобилей и других транспортных машин.

Известен способ получения трансмиссионного масла марки ТМ5-12РК путем загущения дистиллятного масла селективной очистки полимерной присадкой молекулярной массы до 4300 и добавления присадок /1/.

Получаемое этим способом масло имеет недостаточно хорошие трибологические характеристики (критическая нагрузка Pкр составляет 119 кг, нагрузка сваривания Pсв 335 кг); кроме того, для его приготовления требуется вовлечение дорогостоящего полимерного загущающего компонента.

Наиболее близким к заявляемому объекту является способ получения трансмиссионного масла ТАД-17И путем смешения дистиллятного и остаточного базовых масел с использованием 6,5% комплексной присадки "Англамол-99", депрессорной и моющей присадок /2/.

Этот способ дает возможность улучшения трибологических характеристик масла (Pкр 125 кг, Pсв 365 375 кг) и исключить использование полимерного загущающего компонента.

Однако трибологические характеристики масла ТАД-17И все же недостаточны. К тому же используемая импортная присадка "Англамол-99" в высокой дозировке значительно удорожает стоимость масла.

Изобретение направлено на улучшение качества трансмиссионного масла и снижение расхода комплексной присадки "Англамол-99".

Это достигается тем, что в способе получения трансмиссионного масла путем смешения базового дистиллятного масла с базовым остаточным маслом с последующей добавкой к этой смеси присадок депрессорного и противозадирного типов, к вышеуказанной смеси масел предварительно добавляют асфальтизат пропан-бутановой деасфальтизации гудрона.

Использование деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации гудрона для получения трансмиссионного масла обеспечивает улучшение противозадирных свойств трансмиссионного масла за счет сохранения части полициклических ароматических углеводородов и смолистых веществ гудрона, улучшающих противоизносные свойства масла и приводящих к снижению потребления присадки противозадирного типа.

Способ осуществляют следующим образом.

Базовое дистиллятное масло смешивают с базовым остаточным маслом и деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации гудрона. К полученной смеси добавляют присадки. При этом соотношение компонентов масла подбирается таким образом, чтобы масло имело вязкость 14 24 сСт.

Способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1. Получили смесь из 20% базового дистиллятного масла И-40 с вязкостью 100=7,6 сCт, 60% базового остаточного масла с 100=21,9 сCт и 20% деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации с 100=68,7 сCт. К полученной смеси базовых масел и деасфальтизата, имеющей 100=20 сCт и температуру застывания (tзаст.) минус 15oC, добавили 1,5% депрессорной присадки АФК и 2% комплексной присадки "Англамол-99".

В примерах 2 и 3 в смесях того же качества, что и в примере 1, изменяли содержание присадки "Англамол-99".

Пример 4. Получили смесь дистиллятного масла И-40 с 100=8,1 сCт (22,5%) с остаточным базовым маслом с 100=25,0 сCт (67,5%) и деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации с 100=81,4 сCт (10%) которая имеет вязкость 100=20,3 сCт В эту смесь вводили 1,5% депрессатора и 4% противозадирной присадки "Англамол-99".

Содержание исходных компонентов и показатели качества полученных трансмиссионных масел приведены в таблице. Там же для сравнения представлено качество трансмиссионного масла ТАД-17И по прототипу (данные взяты из источников /1, 2/).

Как видно из таблицы, использование предлагаемого способа позволит получить трансмиссионные масла с улучшенными по сравнению с прототипом показателями. При одинаковых пределах вязкости по классификации SAE 90 ( 100 от 14 до 24 сCт) характеристики предлагаемых масел с дозировкой присадкой "Англамол-99" в количестве 4% и 6,5% заметно лучше, чем у прототипа. Причем предлагаемое масло с содержанием присадки "Англамол-99" в количестве 4% позволяет добиться уровня качества известного трансмиссионного масла по Pкр и dи, а по температуре застывания, индексу задира и Pсв выше, чем по прототипу. Это позволяет сократить потребление дорогостоящей присадки "Англамол-99", закупориваемой по импорту, в расчете на 1 т трансмиссионного масла примерно 25 кг, что удешевляет стоимость масла в целом. При дозе присадки "Англамол-99" в пределах, применяемых в прототипе (6,5%), предлагаемый способ позволяет получать масло со значительно более высокими параметрами по всем показателям (температура застывания, индексу задира, Pкр, Pсв и dи).

Источники информации.

1. Справочник нефтепереработчика. Л. Химия, 1986, c. 449.

2. Виленкин А. В. Масла для шестереночных передач. М. Химия, 1982, c. 173, 176 (прототип).

Формула изобретения

Способ получения трансмиссионного масла путем смешения базового дистиллятного масла с базовым остаточным маслом и добавлением к полученной смеси депрессорной и противозадирной присадок, отличающийся тем, что в полученную смесь перед добавлением присадок вводят деасфальтизат пропан-бутановой деасфальтизации гудрона.

РИСУНКИ

Рисунок 1