Способ получения трансмиссионного масла для гипоидных передач
Реферат
Сущность изобретения: трансмиссионное масло класса ТМ-4 получают последовательным смешением базовых дистиллятного и остаточного масел, деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации, депрессорной и противозадирной присадок. В качестве последней используют продукт осернения фракции 190-460oC производства полимербензина. 2 табл.
Изобретение относится к способам получения трансмиссионного масла класса ТМ-4 для гипоидных передач грузовых, легковых автомобилей, специальных машин и отдельных узлов вертолетов, соответствующих классам вязкости по SAE 90 (вязкость 100 в пределах 14-24 сСт).
Известен способ получения трансмиссионного масла для гипоидных передач по ГОСТ 4003-53 путем осернения экстракта после селективной очистки остаточных масел и смешения полученного продукта с веретенным маслом [1] Недостатком данного способа является нестабильность качества масла и сложность технологии его получения, связанная с колебаниями в качестве исходного сырья экстракта. Наиболее близким к заявляемому объекту является способ получения трансмиссионного масла марки ТСП-14 гип путем смешения остаточного и дистиллятного базовых масел и добавления присадок Хлорэф-40 (2,2%), МАСК (0,35% ) и ПМС-200А (0,007%) [2] Однако масло, приготовленное по такому способу, имеет недостаточные трибологические свойства (критическая нагрузка Pкр. 123,5 кг, нагрузка сваривания Pсв. 400-464 кг, диаметр износа шарика dи 0,86 мм). Показатель износа превышает нормы, устанавливаемые для трансмиссионных масел классов ТМ-2 ТМ-5 (0,4 0,55 мм). Изобретение направлено на улучшение качества трансмиссионных масел для гипоидных передач, получаемых путем добавления присадок в базовые масла. Это достигается тем, что в способе получения масла для гипоидных передач путем добавления депрессорной и противозадирной присадок в базовое масло перед добавление присадок базовое масло смешивают с деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации, а в качестве противозадирной присадки используют продукт осернения фракции 190-460oC производства полимербензина. Способ осуществляют следующим образом. Базовое масло, представляющее собой смесь базового остаточного масла с базовым дистиллятным маслом смешивают с деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации. К полученной смеси добавляют депрессорную и противозадирную присадки. При этом в качестве противозадирной присадки используют продукт осернения фракции 190-460oC производства полимербензина (ПОПБ). При этом соотношение компонентов подбирают таким образом, чтобы вязкость трансмиссионного масла при 100oC (100) была в пределах 14-24 сСт. Для получения противозадирной присадки ПОПБ использовали фракцию 190-460oC производства полимербензина с установки 29/3, которая имела следующие показатели: плотность 868 кг/м3, фракционный состав: начало кипения 186oC, 10% выкипает при 274oC; 50% при 281oC; 90% при 312oC; конец кипения 460oC, содержание серы 0,05% иодное число продукта 170. Сырьем установки 29/3 является бутан-бутиленовая фракция с содержанием бутиленов не менее 42% (марка А), углеводородов C5 не более 2,5% Синтез противозадирной присадки осуществляли в реакторе с мешалкой, в которой загружали углеводородное сырье и постепенно при перемешивании вносили 10% от массы сырья тонкоизмельченной серы. После полного растворения серы при 130oC в реактор вносили металлокомплексный катализатор полифталоцианин кобальта в количестве 0,1% от массы сырья. Синтез проводили при одновременной продувке реакционной массы воздухом (подача воздуха 1,6 л/кг сырья в час) в интервале температур 160-170oC в течение 6-7 ч. Конечный продукт не имеет неприятного запаха и не коордирует металлические поверхности (железо, медь), Продукт сульфидирования имел следующие характеристики: плотность 914 кг/м3, вязкость 100=48 сСT молекулярная масса 470 и содержал 7% серы. По данным анализов в нем остается часть олефиновых групп (иодное число 42), но основную массу присадки составляют сульфиды и дисульфиды (C32), дающие противозадирные действия. В качестве депрессорной присадки, использована товарная присадка АФК, представляющая собой раствор алкилфенолята кальция в масле И-12А. Характеристики компонентов масляной основы, использованных для получения предлагаемого трансмиссионного масла, представлены в табл. 1 (физико-химические показатели компонентов). Способ иллюстрируется следующими примерами. Пример 1. 60% Базового остаточного масла с 100=21,6 сСT смешивают с 20% базового дистиллятного масла с 100=8 сСТ и 20% деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации гудрона с 100=64,9 сСT. К полученной смеси, имеющей 100=20 сСT и температуру застывания (tзаст.) минус 15oC, добавили депрессорную присадку АФК в количестве 1,5% и противозадирную присадку ПОПБ в количестве 4% Пример 2. К этой же смеси масел и деасфальтизата добавили 1,5% депрессатора АФК и 6,5% ПОПБ. Содержание исходных компонентов и показатели качества полученных масел приведены в табл.2, для оценки качества которых там же представлены показатели качества масла марки ТСП-14 гип (по прототипу), взятые из источника /1/, а также требования к трансмиссионным маслам по ГОСТ 23652-79. Как видно из табл. 2, масла, полученные предлагаемым способом, имеют по сравнению с прототипом более лучшие показатели индекса задира, диаметра износа, величина Pсв соответствует аналогичному значению Pсв, достигаемому способом по прототипу. Таким образом, предлагаемый способ позволяет обеспечить получение маловязкого трансмиссионного масла для гипоидных передач, удовлетворяющих требованиям ГОСТ по трибологическим характеристикам. Следует отметить, что вовлечение в смесь базовых масел деасфальтизата пропан-бутановой деасфальтизации и новой присадки, получаемой на основе остатка полимербензина, дает возможность отказаться от использования дорогостоящих присадок марок ХлорЭф-40, МСАК, ПМС-200А, используемых для производства масла марки ТСП-14 гип, выпускаемого по ГОСТ 23652-75.Формула изобретения
Способ получения трансмиссионного масла для гипоидных передач путем добавления депрессорной и противозадирной присадок в смесь базового дистиллятного масла с базовым остаточным маслом, отличающийся тем, что перед добавлением присадок смесь базовых масел смешивают с деасфальтизатом пропан-бутановой деасфальтизации и в качестве противозадирной присадки используют продукт осернения фракции 190 460oС производства полимербензина.РИСУНКИ
Рисунок 1