Способ опорожнения дефектного участка трубопровода
Реферат
Использование: при выполнении плановых ремонтных работ на трубопроводах, транспортирующих нефть и нефтепродукты. Сущность изобретения: по трубопроводу пропускает разделитель с последующей его остановкой, причем, разделитель останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком по потоку, полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении закачиваемыми через отвод инертными газами, например, азотом, отработанными выхлопными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком с последующим полным закрытием последней. 1 ил.
Изобретение относится к трубопроводному транспорту и может быть использовано при подготовке трубопровода к выполнению плановых ремонтных работ.
Известно устройство для локализации места течи в трубопроводе [1] состоящее из снабженного эластичными манжетами цилиндрического корпуса с подвижно установленным внутри него штоком, на одном из концов которого закреплена заглушка для перекрытия корпуса, причем корпус устройства составлен из гибкой центральной части и сопряженных с ней жестких вставок, а шток в пределах гибкой части корпуса выполнен из троса и насаженных на него набора шарнирно сопряженных звеньев. Недостаток устройство не позволяет производить замену катушек или линейной арматуры. Известно также устройство для гидравлической опрессовки отдельных секций трубопроводов [2] состоящее из двух уплотнений, связанных друг с другом эластичным тросом и перемещающихся внутри трубопровода. Каждое уплотнение включает в себя тормозные колодки, раздвигающиеся в радиальном направлении и приводимые в действие кольцевым поршнем. Каждое уплотнение включает в себя насос, приводящий в действие поршень, а следовательно, и тормозные колодки, которые фиксируют все устройство в заданном положении в трубопроводе. По крайней мере, одно из уплотнений включает в себя еще один насос, обеспечивающий нагнетание рабочей жидкости в полость между уплотнениями с целью гидравлической опрессовки трубопровода, ограниченного с двух сторон уплотнениями. Устройство, таким образом, предназначено для создания давления на ограниченном участке трубопровода при отсутствии давления на остальной его части, в то время как для подготовки участка трубопровода к выполнению ремонтных работ требуется отдельный участок трубопровода освободить от транспортируемого продукта, при наличии давления в соседних. Наиболее близким по назначению и техническому осуществлению к предлагаемому изобретению является способ перекрытия трубопровода в заданной точке при его ремонте или испытании [3] включающий установку в трубопроводе поршня-заглушки, имеющего систему фиксации и уплотнения, установку снаружи трубопровода передатчика, перемещения поршня-заглушки от источника давления жидкости или газа и его остановку по сигналу от передатчика, причем, остановке поршня-заглушки предшествует его замедление, которое осуществляют после его запуска регулированием расхода жидкости или газа в сторону уменьшения. Недостаток сложность осуществления способа: в поршне-заглушке системы фиксации и уплотнения должны фиксироваться уплотняться, а также расфиксироваться-разуплотняться, потребляя энергию, а указанными исполнительными механизмами необходимо управлять командами, принимаемыми приемником в самом поршне. Совокупность перечисленного приводит к сложности реализации и ненадежности способа. Кроме того, упомянутая система фиксации, работающая, например, на силах трения о внутреннюю стенку трубопровода, представляет опасность для целостности трубопровода из-за больших нормальных сил, развивающихся между механизмом фиксации и внутренней стенкой трубопровода. Поэтому при замене поврежденного участка трубопровода или линейных задвижек подготовка участка трубопровода к выполнению ремонтных работ производится путем опорожнения участка трубопровода, заключенного между линейными задвижками, причем, нефть откачивается в земляные амбары, а нефтепродукты в автоцистерны с последующим вывозом с места производства плановых ремонтных работ. Технический результат изобретения создание простого и надежного способа опорожнения дефектного участка трубопровода, исключающего откачку нефти в земляные амбары и откачку нефтепродуктов в автоцистерны с последующим их вызовом с места производства ремонтных работ. Указанный результат достигается тем, что по трубопроводу пропускают разделитель с последующей его остановкой, причем, разделитель останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком по потоку, полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении заканчиваемыми через отвод инертными газами, азотом, отработанными выхлопными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком с последующим закрытием последней. На чертеже приведена схема реализации способа. На трубопроводе 1, за дефектным участком 2, врезают отвод 3 в непосредственной близости от задвижки 4, а из камеры пуска и приема скребка (не показана) по трубопроводу 1 пропускают разделитель 6, скорость перемещения которого уменьшают по мере приближения к дефектному участку 2 регулированием расхода жидкости. Задвижку 4 частично закрывают с целью использования его клина в качестве упора (стопора) для разделителя 6. Контакт разделителя 6 с клином задвижки 4 контролируется сигнализатором (не показан), установленным в отводе 3, а также с помощью установленного манометра 7 впереди (по потоку) отвода 3. Задвижку 4 полностью закрывают, задвижку 5 частично закрывают и через отвод 3 в трубопровод 1 закачивают инертный газ, например, азот, отработанные выхлопные газы и под давлением последних перемещают разделитель 6 в обратном направлении к частично закрытой задвижке 5. При обратном движении разделитель 6 опорожняет дефектный участок 2 от продукта, и как только он остановится у задвижки 5, последняя полностью закрывается. Через отвод 3 инертные газы выпускаются из трубопровода 1, и участок 2 готов к производству ремонтных работ. Использование предлагаемого способа позволит избежать применения земляных амбаров, вывоза нефтепродуктов с места производства ремонтных работ, что обеспечивает: экологическую и общую безопасность; ликвидацию потерь нефти; уменьшение трудоемкости по вызову нефтепродуктов с места производства ремонтных работ.Формула изобретения
Способ опорожнения дефектного участка трубопровода, включающий пропуск по нему разделителя с последующей его остановкой, отличающийся тем, что разделитель останавливают посредством клина частично закрытой задвижки, расположенной за дефектным участком по потоку, полностью закрывают задвижку и перемещают разделитель в обратном направлении закачиваемыми через отвод инертными газами, например азотом, отработанными выхлопными газами до частично закрытой задвижки, расположенной перед дефектным участком, с последующим полным закрытием последней.РИСУНКИ
Рисунок 1