Опорно-поворотное устройство

Реферат

 

Использование: в опорно-поворотных устройствах, снабженных средствам защиты от раскрытия и разрушения с помощью специальных средств. Сущность изобретения: предложен узел защиты от разрушения опорно-поворотного устройства при действии экстремальных нагрузок, выполненный в виде кольцевой консоли на одном из колец, установленной в радиальной канавке другого кольца. Консоли могут быть выполнены сплошными кольцевыми или из отдельных кольцевых сегментов. Такое выполнение повышает эксплуатационную надежность и прочность устройства защиты и опорно-поворотного устройства в целом. 5 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к опорно-поворотным устройствам, и может быть использовано для кранов, экскаваторов, дорожных машин и других машин с вращающимися устройствами и агрегатами, подвергающимися в процессе эксплуатации большим моментным нагрузкам.

Известно опорно-поворотное устройство с "встроенной" защитой от раскрытия, предохраненной от внешних воздействий, содержащее внутренние и наружные кольца с конусными беговыми дорожками и упругими роликами, в котором в беговых дорожках между роликами размещены свободно скользящие жесткие упоры четырехугольного поперечного сечения. Принципиально эти свободно скользящие жесткие упоры могут служить замком от раскрытия и для опорно-поворотного устройства с жесткими (Стальными) роликами [1] Но это техническое решение неприемлемо для шаровых опорно-поворотных устройств. Кроме того, наличие в беговых дорожках свободно-скользящих упоров уменьшает количество тел качения, а это снижает нагрузочную способность опорно-поворотного устройства.

Задачей, решаемой настоящим техническим предложением, является обеспечение повышенной эксплуатационной надежности и прочности устройства защиты и опорно-поворотного устройства в целом путем применения специального кольцевого консольного захвата, расположенного внутри опорно-поворотного устройства, жестко закрепленного на одном из колец и установленного в пальцевом зазоре другого кольца с гарантированным расчетным осевым зазором.

На фиг.1 показана конструктивная схема опорно-поворотного устройства; на фиг. 2 схема работы кольцевой консоли при действии моментной нагрузки M; на фиг. 3 вариант технического решения для двухрядного опорно-поворотного устройства.

На фиг.1 и фиг.3 показаны шаровые опорно-поворотные устройства, для роликовых опорно-поворотных устройств техническое решение узла защиты полностью аналогично.

Опорно-поворотное устройство имеет два кольца наружное 1 и внутреннее 2, в беговых дорожках которых размещены тела качения шары 3.

Узел защиты от раскрытия выполнен на внутреннем кольце в виде сплошной кольцевой консоли, которая установлена по отношению к наружному кольцу с осевыми зазорами.

Принципиально консоль может быть выполнена в виде набора отдельных кольцевых сегментов, закрепленных на кольце. Узел защиты, таким образом, установлен внутри опорно-поворотного устройства и защищен от внешних воздействий уплотнениями 4 и 5.

При действии экстремальных нагрузок, когда суммарные деформации тел качения и беговых дорожек превышают допустимые величины (по прочности), зазоры выбираются и кольцевая консоль вступает в контакт с опорными поверхностями радиальной канавки по большой контактной поверхности, как это показано на фиг. 2. При этом предотвращается дальнейшая деформация тел качения и дорожки и раскрытие опорно-поворотного устройства.

На фиг.3 показано техническое решение узла защиты для двухрядного опорно-поворотного устройства, выполненное в виде кольцевой консоли, закрепленной на внутреннем кольце между рядами тел качения и установленной с зазорами в кольцевой канавке наружного кольца. Принципиально кольцевая консоль может быть закреплена на наружном кольце, а кольцевая канавка выполнена на внутреннем кольце.

Формула изобретения

1. Опорно-поворотное устройство, содержащее внутреннее и наружное кольца с защищенными уплотнениями беговыми дорожками, между которыми установлены тела качения и узел защиты от раскрытия при действии экстремальных нагрузок, отличающееся тем, что узел защиты выполнен на одном из колец а виде размещенной между уплотнениями консоли и установленной в радиальной канавке другого кольца с гарантированными осевыми зазорами, большими допустимого осевого люфта между беговыми дорожками и телами качения, но меньшими их допустимой деформации.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что консоль выполнена сплошной кольцевой.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что консоль выполнена из отдельных кольцевых сегментов, закрепленных на кольце разъемными соединениями.

4. Устройство по пп. 1 3, отличающееся тем, что оно снабжено вторым рядом тел качения, а кольцевая консоль расположена между рядами тел качения.

5. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что консоль закреплена между наружными кольцами.

6. Устройство по п. 4, отличающееся тем, что консоль закреплена между внутренними кольцами.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3