Способ удаления шлаковых настылей в чугуновозных ковшах

Реферат

 

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к способам очистки металлургических емкостей, преимущественно чугуновозных и сталеразливочных ковшей от настылей. Сущность изобретения: до приема чугуна в ковш футеровку разогревают до температуры 100 - 300oC, наносят на нее изоляционный слой в виде смеси из углеродистого порошка и жидкого стекла плотностью 1,18 - 1,22 г/см3 и толщиной 15 - 25 мм, неспекающийся с футеровкой ковша и шлаком. Это обеспечивает легкое удаление шлаковых настылей механическим путем.

Изобретение относится к черной металлургии, а именно к способам очистки металлургических емкостей, преимущественно чугоновозных и сталеразливочных ковшей от настылей.

Известен способ разрушения настылем методом скалывания пробивным механизмом при обработке ковша с ферросплавами [1] К недостаткам этого способа относится то, что для скалывания настылей по периметру ковша необходимо произвести многократное перемещение рабочего органа, что снижает производительность очистки и требует большого парка чугуновозных ковшей. При высокой прочности настылей выходят из строя чугуновозы из-за передачи ударных нагрузок на его конструкцию.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является способ удаления настылей складыванием с помощью машины, имеющей механизм возвратно-поступательного перемещения рабочего органа. Процесс складывания идет постепенно от центра ковша к периферии, а затем по периметру [2] Недостатком этого способа является низкая надежность работы машины в связи с неравномерным распределением возникающих нагрузок по всему периметру рабочего органа, приводящих к концентрации напряжений в отдельных деталях механизма возвратно-поступательного перемещения в узлах рамы, что вызывает появление в них усталостных трещин и быстрый их износ. Кроме того, приложение неуравновешенных нагрузок к настыли, спекшейся с футеровкой ковша по периметру ковша при ее выдавливании, приводит к обрыву и выламыванию футеровки.

В основу изобретения поставлена задача усовершенствования способа удаления шлаковых настылей в чугуновозных ковшах, в котором на футеровку наносят специальный изоляционный слой из материала, неспекающегося с футеровкой ковша и шлаком, что обеспечивает легкое удаление шлаковых настылей, и за счет этого повышается производительность труда, чугуновозные ковши не выходят из строя, улучшается ритмичность их службы, долговечность футеровки.

Поставленная задача решается тем, что в способе удаления шлаковых настылей в чугуновозных ковшах, включающем скалывание, согласно изобретению до приема чугуна в ковш футеровку разогревают до температуры 100 300oC, наносят на нее изоляционное покрытие толщиной 15 25 мм, включающее углеродистый порошок и жидкое стекло плотностью 1,18 1,22 г/см3 при следующих соотношениях, мас. углеродистый порошок 78 82; жидкое стекло 22 118.

Легкость удаления настылей достигается тем, что изоляционный слой, состоящий в основе из углеродистого порошка, который по своей природе не образует с окислами футеровки и шлака химических соединений, обладающих повышенной прочностью, препятствует спеканию шлака с футеровкой ковша. Благодаря этому настыль при слабом на нее механическом воздействии отстает без нарушения целостности футеровки ковша. Это дает возможность многоразового использования ковша без ремонта, а следовательно снижает трудозатраты и повышает производительность труда, снижает простои оборудования.

Чугуновозный ковш после ремонта и сушки футеровки в разогретом состоянии подают на стенд нанесения покрытия. Покрытие осуществляют торкрет-машиной, она может быть как периодического, так и непрерывного действия, методами послойного нанесения или специальным приспособлением. Затворитель огнеупорной смеси (жидкое стекло) заливают в смесительный бак и добавляют воды до плотности 1,18 1,22 г/см3. Углеродистый заполнитель (коксик, бой электродов, блоков, графит и т. д.) в виде порошка с размером зерна 0 3 мм загружают в торкрет-машину. Расход на одноразовое покрытие футеровки шлакового пояса 100-тонного ковша составляет 150 200 кг. Охлаждают футеровку ковша до 300oC, включают торкет-машину с насосом жидкой композиции и с помощью сопла наносят смесь углеродистого заполнителя и жидкого стекла (в соотношении 78 82 заполнителя и 18 22 затворителя) на поверхность футеровки шлакового ковша. Толщина торкет-покрытия составляет 15 25 мм.

Набор прочности и удаление влаги без дополнительного подогрева осуществляют выдержкой ковша перед приемом чугуна в течение 30 50 мин.

В период эксплуатации ковш принимает выпуски чугуна до предельного зарастания горловины ковша. При образовании настыли предельной величины по всей площади горловины слабым механическим воздействием (скалыванием, давлением, срывом, вибрированием, пневмоударами) ее срывают и кантовкой ковша удаляют. После удаления настыли, которая удаляется без нарушения целостности футеровки, горячий ковш вновь подают на стенд, выдерживают до температуры 300oC и операция повторяется. Если изоляционный слой наносят на вновь изготовленную футеровку, то ее нагревают до 300oC.

Рассматривая граничные показатели основных отличительных признаков, необходимо отметить, что температура футеровки ковша при нанесении изоляционного слоя в значительной степени определяет качественные показатели этого слоя. При температуре футеровки ковша ниже 100oC в период сушки нанесенного изоляционного слоя наблюдается его отслаивание за счет пара оставшейся влаги, а также недостаточно прочного сцепления при нанесении покрытия. При температуре футеровки ковша выше 300oC в период нанесения слоя наблюдается отскок материалов по причине вскипания связи. Толщина покрытия также определяет служебные характеристики слоя слой толщиной менее 15 мм не обеспечивает надежную изоляцию по причине его окисления в период выпуска чугуна, толщина более 25 мм не желательна из-за повышенных экономических затрат.

Состав огнеупорной смеси является определяющим в решении поставленной задачи. Увеличение процентного содержания углеродистого порошка и смеси более 82 снижение содержания раствора жидкого стекла менее 18 приводят (за счет слабой смачиваемости футеровки) к повышенному отскоку смеси в момент нанесения ее на футеровку, снижение процентного содержания углеродистого порошка в смеси ниже 78 повышение содержания раствора жидкого стекла выше 22 приводят (из-за высокого содержания жидкой композиции) к стеканию наносимого слоя.

Способ прост, легко применим при любом механическом воздействии, срывом настыли мостовым краном специальным крюком, скалывании инструментом ударного действия с использованием специальных машин, выдавливании с использованием прессовых машин, вибрировании с использованием специальных виброустановок.

Формула изобретения

Способ удаления шлаковых настылей в чугуновозных ковшах, включающий механическое отделение настыли от футеровки, отличающийся тем, что перед приемом чугуна в ковш футеровку разогревают до 100 300oС и наносят на нее изолирующее покрытие толщиной 15 25 мм, включающее углеродистый порошок и жидкое стекло плотностью 1,18 1,22 г/см3 при следующих соотношениях компонентов, мас.

Углеродистый порошок 78 82 Жидкое стекло 22 18о