Способ испытания на герметичность систем летательных аппаратов, имеющих газовую и гидравлическую магистрали, разделенные гибкой мембраной компенсатора

Реферат

 

Изобретение относится к области испытательной техники и позволяет расширить информативность способа испытаний на герметичность систем летательных аппаратов, имеющих газовую и гидравлическую магистрали, разделенные гибкой мембраной компенсатора, например, систем терморегулирования, за счет определения герметичности мембраны компенсатора, вакуумируют одну из проверяемых магистралей и заполняют ее контрольным газом до атмосферного давления, а избыточное испытательное давление в проверяемой магистрали создают путем вакуумирования одновременно с проверяемой магистралью другой магистрали системы с последующей подачей в нее после заполнения проверяемой магистрали контрольным газом заданного избыточного давления балластного газа, при этом испытания начинают с проверки гидравлической магистрали, а после заполнения газовой магистрали контрольным газом измеряют перетекание контрольного газа из газовой магистрали через мембрану компенсатора в гидравлическую магистраль и только затем, если фактическая негерметичность мембраны окажется меньше допустимой, подают в гидравлическую магистраль заданное избыточное давление балластного газа.

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для проверки герметичности систем, разделенных гибкой мембраной компенсатора на две магистрали: газовую и гидравлическую, например, систем терморегулирования летательных аппаратов (газовая магистраль и мембрана компенсатора служит для компенсации температурных изменений объема жидкости в гидравлической магистрали).

При проверке герметичности систем терморегулирования газовая и гидравлическая магистрали проверяются раздельно, так как их допустимые утечки, вследствие различных текучестей газа и жидкости отличаются на 1 2 порядка.

Известны способы испытаний на герметичность систем летательных аппаратов, имеющих газовую и гидравлическую магистрали, разделенные гибкой мембраной компенсатора, например, систем терморегулирования, заключающиеся в том, что вакуумируют проверяемую магистраль и подают в нее избыточное испытательное давление контрольного газа [1] Недостатком известных способов является то, что их использование при разделительной проверке герметичности газовой и гидравлической магистралей систем терморегулирования приведет к прорыву мембраны компенсатора (так как избыточное испытательное давление контрольного газа превышает допустимый перепад давления на мембрану).

Наиболее близким по технической сущности к предложенному является способ испытаний на герметичность систем летательных аппаратов, имеющих газовую и гидравлическую магистрали, разделенные гибкой мембраной компенсатора, например, систем терморегулирования, заключающийся в том, что вакуумируют одну из проверяемых магистралей и заполняют ее контрольным газом до атмосферного давления, а избыточное испытательное давление в проверяемой магистрали создают путем вакуумирования одновременно с проверяемой магистралью другой магистрали системы с последующей подачей в нее после заполнения проверяемой магистрали контрольным газом заданного избыточного давления балластного газа [2] Порядок заполнения систем терморегулирования, установленный в прототипе, устраняет недостаток известных способов, однако прототип не гарантирует герметичности мембраны компенсатора, целостность которой может быть нарушена не только вследствие неустановленного порядка заполнения систем терморегулирования, но из-за дефектов их изготовления и сборки.

Техническим результатом предложенного способа является расширение информативности за счет определения негерметичности мембраны компенсатора.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе испытаний на герметичность систем летательных аппаратов, имеющих газовую и гидравлическую магистрали, разделенные гибкой мембраной компенсатора, например, систем терморегулирования, заключающемся в том, что вакуумируют одну из проверяемых магистралей и заполняют ее контрольным газом до атмосферного давления, а избыточное испытательное давление в проверяемой магистрали создают путем вакуумирования одновременно с проверяемой магистралью другой магистрали системы с последующей подачей в нее после заполнения проверяемой магистрали контрольным газом заданного избыточного давления балластного газа, испытания начинают с проверки гидравлической магистрали, а после заполнения газовой магистрали контрольным газом измеряют перетекание контрольного газа из газовой магистрали через мембрану компенсатора в гидравлическую магистраль и, если негерметичность мембраны окажется меньше допустимой, подают в гидравлическую магистраль заданное избыточное давление балластного газа.

Предложенный способ испытаний на герметичность систем летательных аппаратов, имеющих газовую и гидравлическую магистрали, разделенные гибкой мембраной компенсатора, например систем терморегулирования, осуществляют следующим образом.

Испытания начинают с проверки гидравлической магистрали (данное обстоятельство объясняется необходимостью "тренировки" мембраны компенсатора: то есть перекладывания мембраны из одного крайнего положения в компенсаторе в другое, перед определением ее негерметичности для полного раскрытия мембраны, особенно в местах заделки в компенсаторе). Вакуумируют одновременно гидравлическую и газовую магистрали до давления не более 5 мм рт.ст. Заполняют гидравлическую магистраль контрольным газом до атмосферного давления, при этом мембрана компенсатора занимает положение, соответствующее максимальному объему гидравлической магистрали, а перепад давлений на ней равен допустимому (например, 1 кгс/см2). Подают в газовую магистраль заданное избыточное давление балластного газа, при этом мембрана занимает среднее положение в компенсаторе, сжимая контрольный газ в гидравлической магистрали до избыточного давления (например 2,5 кгс/см2). Определяют негерметичность гидравлической магистрали одним из известных способов (например, вакуумным масс-спектрометрическим или накоплением при атмосферном давлении). Стравливают одновременно балластный газ из газовой и контрольный газ из гидравлической магистрали до атмосферного давления. Вакуумируют одновременно газовую и гидравлическую магистрали до давления не более 5 мм рт.ст. Заполняют газовую магистраль контрольным газом до атмосферного давления, при этом мембрана компенсатора занимает положение, соответствующее максимальному объему газовой магистрали, а перепад давлений на ней равен допустимому (например, 1 кгс/см2). Определяют фактическую негерметичность мембраны компенсатора одним из известных способов (например, вакуумным масс-спектрометрическим или повышением давления в отвакуумированной полости), и, если она окажется меньше допустимой, подают в гидравлическую магистраль заданное избыточное давление балластного газа, при этом мембрана занимает среднее положение в компенсаторе, сжимая контрольный газ в газовой магистрали до избыточного испытательного давления (например, 2,5 кгс/см2). Определяют негереметичность газовой магистрали одним из известных способов (например, вакуумным масс-спектрометрическим или накоплением при атмосферном давлении).

Использование предложенного способа позволяет получить полную информацию о состоянии систем, разделенных гибкой мембраной компенсатора на две магистрали: газовую и гидравлическую, например, систем терморегулирования летательных аппаратов, перед их заправкой рабочей средой.

Формула изобретения

Способ испытаний на герметичность систем летательных аппаратов, имеющих газовую и гидравлическую магистрали, разделенные гибкой мембраной компенсатора, заключающийся в том, что вакуумируют одну из испытуемых магистралей, заполняют ее контрольным газом до атмосферного давления, создают в ней избыточное испытательное давление путем вакуумирования другой испытуемой магистрали системы с последующей подачей в последнюю избыточного давления балластного газа, отличающийся тем, что испытания начинают с проверки гидравлической магистрали, а при испытании газовой магистрали после заполнения ее контрольным газом измеряют величину перетекания контрольного газа из газовой магистрали через мембрану компенсатора в гидравлическую магистраль и, если негерметичность мембраны окажется меньше допустимой, подают в гидравлическую магистраль избыточное давление балластного газа.