Присадка, улучшающая экологические свойства бензинов и дизельных топлив

Реферат

 

Сущность изобретения: с целью снижения токсичности выхлопных газов карбюраторных и дизельных двигателей предлагается применять в качестве присадки к бензинам и дизельным топливам никелевые соли жирных кислот (CnH2n+1COO)2Ni, где n= 10- 16. Оптимальное количество присадки составляет 0,5- 1,0 мг на кг бензина и 1,0- 2,0 мг на кг дизельного топлива. Использование присадки снижает содержание окислов азота, углеводородов и фенолов в выхлопных газах карбюраторных двигателей и окислов азота, углеводородов, фенолов и сажи в выхлопных газах дизельных двигателей. 1 табл.

Изобретение относится к производству и потреблению бензинов и дизельных топлив и может быть использовано производителями и потребителями этих топлив.

Основной вклад в загрязнение воздуха городов вносят выхлопные газы автомобилей [1, с. 197] содержащие ароматические углеводороды, альдегиды, фенолы, окислы азота, сажу. Для снижения токсичности выхлопных газов автомобилей нашло применение каталитическое дожигание выхлопных газов с использованием платино-палладиевого катализатора [1, с. 221] Однако высокая стоимость катализатора делает этот способ применимым не во всех странах; кроме того, каталитический дожиг выхлопных газов неприменим при использовании этилированных бензинов.

Был предложен ряд присадок на основе органических соединений бария для снижения дымности дизельных двигателей [2,3] которые снижают выделение сажи на 36- 58% при введении в дизельное топливо 0,5% присадки. Однако, при использовании этих присадок концентрация оксида бария в выхлопных газа дизельных двигателей значительно выше ПДК.

Наиболее эффективно снижает токсичность выхлопных газов дизельных двигателей присадка, представляющая собой соединения типа ХМР, где X - циклооктадиенил; R бензил,-фенил- или нитробензил-; M платина, палладий или рений [4] (прототип). Однако дороговизна и ограниченность ресурсов металлов платиновой группы, сложность синтеза присадки препятствуют ее применению.

Цель изобретения улучшение экологических свойств бензинов и дизельных топлив с помощью эффективной, дешевой присадки.

В изобретении предлагается использовать присадку на основе никеля, представляющую собой никелевые соли синтетических жирных кислот фракции C10-C16. Смесь солей (CnH2n+1COO)2Ni, где n=10- 16, хорошо растворяется в бензинах и дизельных топливах. Влияние присадки на содержание токсичных веществ в выхлопных газах карбюраторных и дизельных двигателей представлены в таблице. Здесь же приведены данные для циклооктадиенил-бензил-платины (согласно прототипу).

Как видно из данных таблицы, оптимальная добавка предлагаемой присадки составляет 0,5- 1,0 мг на кг бензина и 1,0- 2,0 мг на кг дизельного топлива; достигаемое снижение токсичности выхлопных газов аналогично получаемому при применении прототипа, а для бензина с высоким содержанием азота предлагаемая присадка эффективнее прототипа.

Ранее никелевые соли жирных кислот C10- C16 предложены в качестве антидетонатора [5] Источники информации 1. Химия окружающей среды. /Под. ред. О.М.Бокриса. Пер. с англ. под ред. А.П.Цыганкова. М. Химия, 1982, 672 с.

2. Кулиев М.А. Химия и технология присадок к маслам и топливам, М. Химия, 1972. 337 с.

3. Качество моторных и реактивных топлив, масел и присадок. По материалам VII Мирового нефтяного конгресса. /Под ред. д.т.н. К.К.Панок и к.т.н. А.Б.Виппера. М. Химия, 1970, 71 с.

4. Патент США 4892562, 1990.

5. Патент РФ 2032708, 1995.

Формула изобретения

Применение соединения формулы (CnH2n+1 COO)2Ni, где n 10 16, в качестве присадки, улучшающей экологические свойства бензинов и дизельных топлив.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2