Устройство для сцепки инженерной машины разграждения с буксируемым объектом
Реферат
Использование: изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой и бронированной инженерной, и может применяться для соединения инженерной машины разграждения и буксируемого объекта без выхода экипажей из машины в зонах обстрела, заражения и пожара. Сущность изобретения: устройство содержит корпус машины, гусеничный движитель, телескопический манипулятор, два рычага с захватами для петель буксирных крюков, два буксирных троса с зажимами, что позволяет осуществить сцепку без выхода экипажей, а также буксирование с полуподъемом. 5 ил.
Изобретение относится к военной технике, преимущественно бронетанковой и бронированной инженерной, и может быть использовано для соединения инженерной машины разграждения (ИМР) и буксируемого объекта без выхода экипажей из машины в зонах обстрела, заражения и пожара.
Известно устройство для сцепки бронированной ремонтно-эвакуационной машины (БРЭМ) с бронеобъектом. Это устройство содержит управляемый изнутри машины манипулятор, на конце которого укреплена штанга, с ней шарнирно соединен рычаг, имеющий возможность поворота в вертикальной плоскости и фиксации в нескольких положениях. На другом конце рычага укреплен подпружиненный захват клещевидного типа, в котором крепится один ковш буксирного троса, а другой ковш крепится на буксирном крюке БРЭМ (а.с. N 196186 по кл. B 60 D 1/10). Известно также устройство для сцепки БРЭМ с бронеобъектом. Это устройство содержит управляемый изнутри машины манипулятор, к которому одним концом прикреплена штанга, на другом конце штанги выполнен сектор, к сектору шарнирно прикреплен рычаг с захватами для буксирных тросов так, что оси захватов параллельны и разнесены на расстояние, большее ширины петли тросов, а захваты смещены вдоль этих осей относительно друг друга на расстояние, меньшее длины петли, между захватами и тросами установлены цилиндры, в которых размещены две ветви троса, образующие петлю для накидывания на буксирный крюк объекта, внутри цилиндров выполнены продольные полости для размещения ветвей троса, а наружная поверхность цилиндров снабжена фиксаторами для установки петель в захват. Захваты выполнены в виде трубы с упорами, препятствующими перемещению цилиндра с тросом в сторону БРЭМ, в нижней части труб выполнены сплошные продольные пазы, ширина которых меньше, чем диаметр цилиндров, и больше, чем диаметр тросов (патент РФ N 2038225, B 60 D 1/26, 93 г.). При использовании этого устройства в качестве манипулятора применяются сошник-бульдозер БРЭМ. Основными недостатками известного устройства является малое количество степеней свободы сошника-бульдозера, что затрудняет процесс сцепки, а также невозможность осуществлять полуподъем эвакуируемой машины. Задачей изобретения является повышение надежности эвакуации поврежденных и безэкипажных машин. Задача решается тем, что на щеках манипулятора ИМР крепятся несколько рычагов, снабженных кронштейнами с соосными отверстиями, параллельными рычагами, кронштейны разнесены вдоль рычагов на расстояние, большее ширины щеки манипулятора, а отверстия и палец щеки соединены стержнем, в которых последний фиксируется стопорами, отжимающими рычаг от наружной поверхности щеки. На фиг. 1 представлен общий вид устройства для сцепки ИМР; на фиг. 2 - конструкция и крепление рычагов на щеках ИМР; на фиг. 3 и 4 конструкция захвата; на фиг. 5 работа устройства при сцепке ИМР с колесной машиной. На фиг. 1-5 приняты следующие обозначения: 1 корпус ИМР, 2 гусеничный движитель; 3 буксирный крюк, 4 вращающаяся башня оператора, 5 - телескопическая стрела, 6 механизм подъема стрелы, 7 механизм подъема щек манипулятора, 8 механизм поворота щек, 9 механизм раскрытия щек, 10 - эвакуируемый объект, 11 большая щека манипулятора, 12 малая щека манипулятора, 13 рычаг правый, 14 рычаг левый, 15 кронштейн правого рычага, 16 кронштейн левого рычага, 17 стержень большой щеки, 18 - стержень малой щеки, 19 болт стопорный, 20 пластина упорная, 21 захват правого рычага, 22 захват левого рычага, 23 первый трос, 24 второй трос, 25 зажим, 26 разрезной цилиндр, 27 винт, 28 проставка, 29 упор, 30 ограничитель правый, 31 ограничитель левый, 32 пружина, 33 болт, 34 гайка стопора цилиндра, 35 шайба, 36 гайка стержня. Перед транспортировкой устройства на конце троса 23, противоположном коушу, зажимом 25 образуется петля троса. С другой стороны от зажима на две ветви троса накладываются половины разрезного цилиндра 26, между тросом и цилиндром устанавливаются проставки 28. Половины цилиндра стягиваются и стопорятся на тросе винтами 27. Трос 24 собирается аналогично. В транспортном положении рычаги 13 и 14 с кронштейнами 15 и 16 и захватами 21 и 22, стержни 17 и 18, болты 19, пластины 20 и тросы 23 и 24 уложены и закреплены на ИМР. При проведении устройства в рабочее положение рычаг 13 с кронштейнами 15, разнесенными вдоль рычага на расстояние, большее ширины щеки, и имеющими соосные отверстия, соединяется с большой щекой 11 манипулятора ИМР стержня 17, который пропускается через отверстия и внутреннюю часть пальца щеки. От выпадения стержень предохраняется шайбой 35 и гайкой 36. Затем стержень стопорится болтами 19 и упорными пластинами 20, которые отжимают рычаг от наружной поверхности щеки. Трос 23 снимается с ИМР и коушем соединяется с буксирным крюком 3, закрепленным на корпусе 1 ИМР. Разрезной цилиндр, установленный на другом конце троса, вставляется в фиксированном положении с торца в захват 21 до упора 29 и стопорится пружиной 32, поджимаемой болтом 33 через гайку 34. Рычаг 14 с кронштейнами 16 соединяется с малой щекой 12 манипулятора стержнем 18 аналогично. Второй трос 24 соединяется с буксирным крюком и захватом 22 левого рычага аналогично первому тросу. Петли тросов с цилиндрами фиксируются в захватах вертикально или горизонтально в зависимости от расположения плоскостей буксирных крюков эвакуируемого объекта или других буксирных элементов. Запускается двигатель ИМР и приводится в действие телескопическая стрела 5, установленная на вращающейся башне 4. Маневрируя гусеницами 2, ИМР подъезжает к эвакуируемому объекту и, используя механизмы выдвижения стрелы, подъема стрелы 6, подъема щек 7, поворота щек 8 и раскрытия щек 9, петля первого троса накидывается на буксирный крюк или другую часть эвакуируемого объекта 10. После накидывания петли уменьшается вылет стрелы и захват перемещается по цилиндру в сторону ИМР. При полном выходе цилиндра из захвата цилиндр с тросом под действием силы тяжести проваливается в продольный паз, ширина которого между ограничителями 30 и 31 меньше, чем диаметр цилиндра, и больше, чем диаметр троса. Правый трос оказывается соединенным с крюком эвакуируемого объекта и рассоединенным с устройством. Аналогичным образом осуществляется соединение левого троса с объектом. Затем, если эвакуируется неуправляемый объект, щеки манипулятора раскрываются, опускаются вниз и закрываются, охватывая тросы. После этого стрела поднимается, тросы натягиваются и эвакуируемый объект частично вывешивается. Используя гусеничный движитель, ИМР буксирует объект с полуподъемом. Это устройство позволяет повысить надежность эвакуации различных объектов из опасных зон, так как сцепка производится манипулятором со многими степенями свободы, а мощная стрела с клещевидным захватом позволяет буксировать вывешенные объекты. Конструкция стрелы позволяет ИМР двигаться с устройством, приведенным в рабочее положение без ограничений на подвижность машины. Грузоподъемность стрелы на минимальном вылете позволяет осуществлять буксирование с полуподъемом большинства грузовых автомобилей.Формула изобретения
Устройство для сцепки инженерной машины разграждения с буксируемым объектом, содержащее управляемый изнутри машины манипулятор, на котором установлены рычаги с захватами для буксирных тросов, причем захваты расположены параллельно друг другу и разнесены на расстояние, большее ширины петли троса, и в каждом захвате размещены по два выполненных с продольными внутренними выемками полуцилиндра, охватывающие две ветви троса, образующих петлю для буксирного крюка буксируемого объекта, при этом полуцилиндры выполнены с возможностью зажима ветвей троса и взаимодействия с установленными в захватах упорами, препятствующими перемещению полуцилиндров с тросами в сторону машины, причем нижняя поверхность каждого захвата выполнена с продольным проемом, ширина которого меньше, чем поперечный размер двух полуцилиндров, и больше, чем диаметр троса, отличающееся тем, что полуцилиндры выполнены с возможностью поджатия к стенкам захватов посредством болтов в направлении, перпендикулярном осям полуцилиндров, а рычаги выполнены с возможностью установки их на машине посредством кронштейнов, крепление которых к манипулятору производится с помощью стержней, каждый из которых расположен в отверстиях двух кронштейнов, оси которых соосны между собой и параллельны рычагам, причем каждый стержень выполнен с возможностью фиксации в манипуляторе посредством стопора, отжимающего одновременно рычаг от наружной поверхности манипулятора.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5